решение по исковому заявлению Сидельниковой Н.Ф. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



к делу № 2-815\2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,

при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению Сидельниковой Н.Ф. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Сидельникова Н.Ф. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда РФ в городе Сочи (ГУ) о признании права на досрочную трудовую пенсию, назначении досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ - момента обращения в Пенсионный фонд.

В обоснование исковых требований истец указала, что Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей. В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском комбинате №, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МОУ «Учебно-воспитательный комплекс Детский сад - школа №», а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как организацией МОУ «Начальная школа детский сад компенсирующего вида №» не представлены индивидуальные сведения.

Считая решение комиссии неправомерным, Сидельникова Н.Ф. обратилась в суд.

В судебном заседании истица в полном объеме поддержала исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представители ответчика - Государственного учрежденияУправления пенсионного фонда РФ в Центральном районе города Сочи, по доверенности Корякин К.А. и Коротаев С.П., исковые требования не признали, пояснив, что Решение Комиссии по назначению пенсии, отказавшей истице во включении спорного периода в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, является правомерным, поскольку наименование учреждения в трудовой книжке истицы не соответствует списку наименований учреждений, утвержденному Правительством РФ, что влечет автоматический отказ в учете спорного периода работы. Кроме того, организацией, где работает истица, не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета, тогда как законом установлено, что при подсчете страхового стажа, в том числе дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав доводы и возражения сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Согласно ст.ст.1, 2 Трудового Кодекса РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ - основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений, признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, равенство прав и возможностей работников.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

В целях обеспечения правильного применения положения Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» п. 9 указал, что «в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал)».

Как видно из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности воспитателя в детском комбинате №, принадлежащему Архангельскому лесопильно-деревообрабатывающему комбинату №. Наименование «детский комбинат» не является нормативным. В интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста разных лет жизни, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 года № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитанию и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было принято решение об объединении двух видов детских дошкольных учреждений - яслей и детских садов - в единое дошкольное детское учреждение. Объединённому детскому учреждению было присвоено наименование «ясли-сад», но учредители детских дошкольных учреждений, в том числе и предприятия, давали детским дошкольным учреждениям названия «детский комбинат».

Справка Архангельского лесопильно-деревообрабатывающего комбината № подтверждает, что «Детский комбинат» имел в своём составе ясельные и дошкольные группы и отождествляется с детским садом - яслями.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сидельникова Н.Ф. работала в должности воспитателя в МОУ «Учебно-воспитательный комплекс Детский сад - школа №».

ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Учебно-воспитательный комплекс Детский сад - школа №» был переименован в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида №».

Данное учреждение входит в Список учреждений от 22.09.1999 года № 1067 Постановления ПравительстваРФ и Список учреждений от 29.10.2002 года № 781 Постановления Правительства РФ.

При этом, несмотря на неоднократное изменение наименования учреждения, истица всё это время работала в должности воспитателя, выполняла обязанности по должности «воспитатель» - планировала и организовывала жизнедеятельность обучающихся (воспитанников) и осуществляла их воспитание.

В соответствии с положением ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами и названиями образовательных учреждений.

В соответствии с п.10 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Статья 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование.

Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения обеспечиваются, в частности, вытекающими из статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров (статья 43, часть 5, Конституции Российской Федерации).

В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда учителей также лежат равенство всех перед законом (статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала (ст.ст.9,13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Реализуя эти принципы, статья 132 Рекомендации ЮНЕСКО о положении учителей от 05.10.1966 года прямо указывает, что пенсионные права, полученные учителями на службе в системе каких-либо органов просвещения в стране, сохраняются при переводе на службу в любую другую систему в той же стране.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно - правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций (статья 11.1).

Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (п.5 ст.55).

В силу статей 4 (ч.2) и 15 (ч.ч.1,4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (ч.1,3 ст.115 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, отказывая в назначении пенсии Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи не учел, что федеральное законодательство не установило ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, и досрочная трудовая пенсия по старости назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений, с которыми истица состоит в трудовых отношениях.

Кроме того, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждении для детей, в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, работа в должности воспитателя засчитывается в стаж при наличии факта самой работы, а не при условии предоставления индивидуальных сведений учреждением, с которым истица состоит в трудовых отношениях.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Сидельниковой Н.Ф. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Признать за Сидельниковой Н.Ф. право на досрочную пенсию по старости, засчитав в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском комбинате №, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МОУ «Учебно-воспитательный комплекс Детский сад-школа №», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа детский сад компенсирующего вида №.

Обязать Государственное учреждение Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи назначить Сидельниковой Н.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части.

Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов

Мотивированное решение составлено и подписано судьей ДД.ММ.ГГГГ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200