К делу № 2-626/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ващенко Н.П.
при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края гражданское дело по исковому заявлению Советниковой М.Е., Советникова Е.И., Мазер Р.В. к Федеральному государственному учреждению «Объединенный санаторий «Русь» Управления делами Президента РФ о признании незаконным ограничения права пользования водными объектами общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о признании незаконным ограничения права пользования водными объектами общего пользования, пляжем, прилегающим к Федеральному государственному учреждению «Объединенный санаторий «Русь» Управления делами Президента РФ (далее санаторий «Русь»), просили о предоставлении беспрепятственного прохода через территорию санатория «Русь» к береговой полосе.
В обоснование заявленных требований указали, что живут в 200-ста метрах от моря, но не имеют возможности подойти искупаться, позагорать и т.д. Администрация санатория «Русь» организовала посещение не принадлежащей ей пляжной полосы на платной основе. Контрольные пропускные пункты организованы и охраняются сотрудниками ЧОП. Попытки пройти на территорию водного объекта пресекаются охранниками. Территория водного объекта и полоса земли вдоль береговой линии пляжа санатория «Русь» огорожена высоким забором.
Считая, что действия ответчика нарушают их законные права и интересы, обратились в суд с заявлением, рассматриваемым в настоящем деле.
В судебном заседании истцы поддержали заявление по доводам, указанным в нем, пояснив при этом, пляж санатория «Русь», по их мнению, относится к местам массового отдыха на побережье муниципального образования город-курорт Сочи.
Представитель Федерального государственного учреждения «Объединенный санаторий «Русь» Управления делами Президента РФ Ангелатос В.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что требование истцов о предоставлении права беспрепятственного прохода через территорию санатория «Русь» на пляж не основано на законе и нарушает права собственника земельного участка и имущества.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель администрации города Сочи Бунина Е.А., действующая на основании доверенности, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, указав, что береговая полоса, пляжа санатория «Русь», является лечебным пляжем, следовательно, не признается объектом общего пользования, в отношении него не может быть установлен режим доступа неограниченного круга лиц.
Выслушав мнение явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Изучением представленных письменных доказательств установлено, что здания и сооружения ФГУ «Объединенный санаторий «Русь» Управления делами Президента РФ расположены на земельном участке площадью 193031 кв.м., кадастровый номер № по ул. <адрес> в Центральном районе города Сочи. Земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования для размещения санаторно-курортного комплекса (Свидетельство о государственной регистрации права от 07.12.2004 г. серия 23-АБ № 598830).
Санаториемзаключен договор пользования водным объектом с Кубанским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов. В соответствии с п.п. 2.2. Договора, целью водопользования является использование акватории водного объекта, в том числе, для рекреационных целей.
В соответствии с ч.1 ст. 50 Водного Кодекса РФ использование водных объектов для рекреационных целей (отдыха, туризма, спорта) осуществляется с учетом правил использования водных объектов, устанавливаемых органами местного самоуправления в соответствии со статьей 6 настоящего Кодекса. Как указано в ч. 1 статьи 50 Водного кодекса РФ, в рекреационных целях водные объекты используются с учетом правил, устанавливаемых органами местного самоуправления, в том числе, водные объекты общего пользования для личных и бытовых нужд. Введение таких правил в соответствии со ст. 15 и 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» относится к вопросам местного значения муниципального района и городского округа.
Во исполнение Постановления главы администрации Краснодарского края от 30 июня 2006 года № 536 «Об утверждении правил охраны жизни, людей на водных объектах в Краснодарском крае и правил пользования водными объектами в Краснодарском крае для плавания на маломерных судах», в целях создания комфортных и безопасных условий для отдыхающих в местах массового отдыха на побережье города-курорта Сочи Главой города Сочи 18 февраля 2010 г. за № 155 было принято Постановление «Об утверждении мест массового отдыха людей на водном объекте и сезонных баз (временных сооружений) для стоянки маломерных судов, используемых с целью проката на территории муниципального образования города-курорта Сочи на 2010 г.» и утверждена дислокация мест массового отдыха людей на водном объекте.
В Центральном районе местами массового отдыха является пляж «Русалочка», пляж «Альбатрос», береговая полоса «Светлячок», пляж «Ривьера», пляж «Маяк», пляж им. М.Тореза, пляж «Приморский» напротив ресторана «Колизей», напротив кафе «Восточный квартал».
Истицы проживают рядом с пляжем «Альбатрос» вход, на территорию которого открыт для всех желающих.
В соответствии с Уставом ФГУ «Объединенный санаторий «Русь» Управления делами Президента РФ является санаторно-курортным учреждением (далее - Учреждение). Учредителем Учреждения является Управление делами Президента РФ - федеральный орган исполнительной власти (далее - Управление делами). Имущество учреждения находится в федеральной собственности и принадлежит Учреждению на праве оперативного управления. Земельные участки, предоставлены Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п.п. 1.13 Устава Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности. Согласно п.п. 4.8.1. Учреждение обязано обеспечивать сохранность, эффективность и целевое использование имущества.
В соответствии с Типовой инструкцией «По организации защиты объектов санаторно-курортного комплекса на территории Краснодарского края от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера» принятой Антитеррористической комиссией Краснодарского края 6 марта 2007 года, устанавливающей общие подходы к обеспечению защиты объектов, в том числе, их инженерно-технической укрепленности, порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов. Система охраны объекта санаторно-курортного комплекса должна строиться эшелонировано: на подступах к нему (в охранной зоне, определяемой ведомственными регламентирующими документами), по его периметру и на КПП.
В соответствии с п 4.1.Типовой инструкции должны быть ограждения периметра, отдельных участков территории объекта санаторно-курортного комплекса.
4.1.1. Ограждение должно исключать случайныйпроход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта санаторно-курортного комплекса, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).
4.1.2. Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.
К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. На последних, если это одноэтажное здание, следует также устанавливать дополнительное ограждение.
Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.
4.1.3. Выбор конструкций и материалов основного ограждения объекта, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта санаторно-курортного комплекса, производится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).
Наличие ограждения по периметру санатория, соответствует требованиям действующего законодательства РФ и свидетельствует о выполнении санаторием этих требований.
Требование истцов о предоставлении права беспрепятственного прохода через территорию ФГУ «Объединенный санаторий «Русь» Управления делами Президента РФ на пляж, по мнению суда, не основано на законе и нарушает права собственника земельного участка и имущества.
Более того, согласно статьи 39 Федерального закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц.
Согласно санитарных правил «СанПиН 4060-85 Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации» - лечебный пляж- участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала (п.2.1.).
Согласно пункту 2.3. СанПиН 4060-85, вместимость лечебных пляжей при санаториях для родителей с детьми допускается до 500 мест. П.2.5. СанПиН установлены минимально допустимые нормы на 1 место лечебных пляжей - для морских - это не менее 5 кв.м.
Пунктом 3.1. Санитарных правил установлено, что лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом.
Согласно акта санитарно - эпидемиологической экспертизы от «22» апреля 2010 года утвержденного Главным врачом ФГУ «Центр санитарно - эпидемиологического надзора Управления делами Президента Российской Федерации была проведена санитарно - эпидемиологическая экспертиза пляжа ФГУ «Объединенный санаторий «Русь» Управления делами Президента РФ осуществляющего деятельность организованного отдыха и купания по адресу: 354008, Краснодарский край, г. Сочи, ул. <адрес> установлено, что рекреационная емкость пляжа составляет 350 человек. Площадь на одного отдыхающего составляет 5,1 кв.м.
На основании данного акта получено санитарно-эпидемиологическое заключение № 7777.10.01.000.М.000061.04.10 от 29.04.2010 г. о том, что пляж для организованного отдыха и купания соответствует государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам.
Из вышеуказанного следует, что ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «СанПиН 4060-85 Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации», устанавливая обязательные требования к лечебным пляжам и их использованию, вводят количественные ограничения на посещение и использование пляжа и исключают неконтролируемое посещение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Советниковой М.Е., Советникова Е.И., Мазер Р.В. к Федеральному государственному учреждению «Объединенный санаторий «Русь» Управления делами Президента РФ о признании незаконным ограничения права пользования водными объектами общего пользования, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части.
Председательствующий судья Н.П. Ващенко