К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи ДД.ММ.ГГГГ
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края
в составе председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по исковому заявлению Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских Игр 2014 года к Хоршикян А.В. об изъятии для федеральных нужд земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, возложении обязанности освободить земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества от иных лиц и объектов недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских Игр 2014 года обратился в Центральный районный суд г. Сочи к Хоршикян А.В. об изъятии для федеральных нужд земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, возложении обязанности освободить земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества от иных лиц и объектов недвижимости.
Исковые требования мотивированы следующим.
Подпунктом 4 пункта 1 распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р принято решение об изъятии для федеральных нужд земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 450 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, сдт <данные изъяты>, участок №, принадлежащего на праве собственности гражданину Хоршикяну А.В., и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности. Указанный земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль г. Сочи "Дублер Курортного проспекта" от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного просп. (проектные и изыскательские работы, строительство)» в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с пунктом 43 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является Федеральное дорожное агентство. В силу пункта 1.1. положения о Департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. Согласно пункту 3.21 Положения о Департаменте, последний обращается в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам. В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года направил гражданину Хоршикяну А.В. уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №.1 о принятом решении об изъятии. На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ ООО Оценочная компания «Золотая цифра» проведена оценка рыночной стоимости подлежащего изъятию земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества, а также величины убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием. Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №И, получившему положительное экспертное заключение Рабочей группы Национального совета по экспертной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № РГИЗ-610/10:
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером
<данные изъяты>, площадью 450 кв. м, расположенного по адресу:
Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>,
сдт <данные изъяты>, участок №, составляет <данные изъяты> рублей;
рыночная стоимость жилого дома, литер А, А1,А2, общей площадью 289 кв.м, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, <адрес>, д. №, составляет <данные изъяты> рублей;
рыночная стоимость правомерно возведенных объектов недвижимого имущества и сооружений, расположенных на земельном участке, составляет <данные изъяты> рублей;
размер убытков, причиненных изъятием, составляет <данные изъяты> рублей.
В связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения в связи с изъятием земельного участка и распложенных на нем иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения с Хоршикяном А.В., пунктом 2 раздела 2 которого предусмотрена выплата Хоршикяну А.В. денежных средств в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты>. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен лично гражданину Хоршикяну А.В. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой о получении, сделанной в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ вручения проектов соглашения правообладателю, у которого в целях строительства олимпийских объектов подлежит изъятию земельный участок и (или) расположенные на нем иные объекты недвижимости. До настоящего времени соглашение гражданином Хоршикяном А.В. не подписано, предложения о внесении изменений в соглашение им не представлены. Согласно пункту 31 статьи 15 Закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение, заключаемое в связи с изъятием, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация <адрес> обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества. Отсутствие подписанного Хоршикяном А.В. соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка Федеральному государственному учреждению «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства» для строительства олимпийского объекта федерального значения. Согласно статье 327 Гражданского кодекса Российской Федерации должник вправе внести причитающиеся с него деньги в депозит нотариуса или в депозит суда, если обязательство не может быть исполнено должником вследствие, в частности, отсутствия кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено, уклонения кредитора от принятия исполнения или иной просрочки с его стороны.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Меличко Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ФГУ Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства (ФГУ ДСД «Черноморье») по доверенности Воронкина А.Н. исковые требования поддержала и суду пояснила, что в соответствии с утвержденной приказом Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № документацией по планировке территории, данный земельный участок попадает под размещение олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль г. Сочи «Дублер Курортного проспекта» от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного проспекта (проектные и изыскательские работы, строительство)». Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, улица Кавказская, сдт «Дружба», участок №, и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, д. №. На основании данного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ ФГУ ДСД «Черноморье» подписан и направлен в Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года проект соглашения в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения для дальнейшего вручения правообладателю изымаемого недвижимого имущества. На основании части 31 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007г. № 310-ФЗ лицу, у которого изымается земельный участок и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность в течение одного месяца ознакомиться с проектом соглашения, заключаемым в связи с изъятием земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества. До настоящего времени соглашение Хоршикяном А.В. не подписано. Нарушение Хоршикяном А.В. месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка ФГУ ДСД «Черноморье» для строительства олимпийского объекта федерального значения.
Ответчик Хоршикян А.В. и его представители по доверенности Соколов М.П. и Хоршикян В.В. исковые требования не признали и суду пояснили, что соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов, должно содержать, среди прочего, рыночную стоимость земельных участков и (или) иных объектов недвижимого
имущества, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков и (или)
расположенных на них иных объектов недвижимого имущества(если такое предоставление земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества предусмотрено соглашением) или рыночную стоимость права требования на предоставление в собственность гражданам земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых домах блокированной застройки или в многоквартирных домах взамен изымаемых, строительство которых на день принятия решения об изъятии не завершено (в случае, когда взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого
имущества предлагается предоставление в собственность гражданам земельных участков и расположенных на них индивидуальных жилых домов, жилых помещений в жилых домах блокированной застройки или в многоквартирных домах, строительство которых на день принятия решения об изъятии не завершено) и иные существенные условия.
Соглашение, представленное Департаментом Краснодарского края, не соответствует требованиям п. 25 ст. 15 Закона № 310-ФЗ, так как в нем отсутствует подпункт 3, который должен содержаться в соглашении, а именно - рыночная стоимость земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества. Такой вариант соглашения с Хоршикяном А.В. вообще не рассматривался. Отчет оценочной компании «Золотая цифра» не соответствует требованиям Методических рекомендаций Национального Совета по оценочной деятельности, указанным в п. 6.5, - основным требованием к форме изложения отчета является его представление в таком виде, чтобы любой пользователь на основе изложенной в нем информации мог самостоятельно воспроизвести весь процесс определения рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости, но в указанном отчете, по мнению ответчика и его представителей, нет указанного в п. 6.14 Анализа стоимостных индикаторов; нет указанного в п. 6.15 анализа наиболее эффективного использования земельного участка; не применены указания п. 6.16 (не использованы данные ценового зонирования и др.); не применены указания п. 6.18 и 6.19 по определению итогового значения рыночной стоимости земельных участков при применении сравнительного подхода.
Отчет был составлен ДД.ММ.ГГГГ, а Хоршикяна с отчетом и соглашением ознакомили ДД.ММ.ГГГГ, т. е., через 4 месяца, в нарушение положения ч. 24 ст. 15 ФЗ 310. Все это привело к сокрытию информации и грубым нарушениям прав Хоршикяна А.В. при оценке недвижимого имущества в соглашении и неправильном определении ее рыночной стоимости в Соглашении. Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N 202 - утвержденыПравила землепользования и застройкина территории муниципального образования город-курорт Сочи, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ Данные Правила отменили все предыдущие Правила землепользования земельными участками и установили новые, подлежащие применению всеми без исключения. Согласно указанным Правилам земельный участок, принадлежащий Хоршикян А.В., находится в жилой зоне земли поселений.
Оценщикам было представлено Решение суда Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложено: признать отказ Администрации Центрального района за № 1815 от 27.12.1999 г. перевести участок № 26 из категории земель «садоводство» в категорию «земли городской постройки» незаконным, обязать Администрацию Центрального района г. Сочи и Краснодарское учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по г. Сочи зарегистрировать строение индивидуальным жилым домом общей площадью 288,9 кв. м., в том числе, жилой 163,2 кв.м., расположенным на земельном участке № садоводческого товарищества <данные изъяты> по <адрес> Центрального района г. Сочи за Хоршикяном А.В. с правом регистрации проживания в нем, с выходом из садоводческого товарищества с присвоением почтового адреса. Жилой дом Хоршикяна А.В. принят в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ получено Свидетельство № о государственной регистрации права на жилой дом. Копии данных документов были предъявлены оценщикам. С момента строительства жилого дома, ввода его в эксплуатацию и его регистрации земельный участок использовался под индивидуальное жилищное строительство и под эксплуатацию жилого дома. Администрация и регистрационные службы неправомерно не исполняли решение суда, а потом и с нарушениями положений Градостроительного кодекса РФ регистрировали используемый вид разрешенного использования земельного участка в землях населенных пунктов - как садоводство, которое согласно ст. 35 Градостроительного кодекса не может входить состав зон земель населенных пунктов. Согласно п.4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ основныеи вспомогательные видыразрешенного использования земельных участкови объектов капитального строительства правообладателями земельных участкови объектов капитального строительства... выбираются самостоятельно без дополнительных разрешенийи согласования. Согласно вышеприведенных документов и положений, земельный участок Хоршикяна А.В. выведен из садоводства, и он имеет право без разрешений и согласований использовать основной вид использования земельного участка - под жилой дом. Истцом проигнорированы предъявленные оценщикам документы и принятые Правила землепользования и застройки.
На основании ст. 15 Федерального Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенциии которым … устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения. Орган кадастрового учета ведет кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц. Публичные кадастровые карты
подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет". Документированиесведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляетсяна бумажных и электронных носителях... Согласно нормам по актуализации, заложенным в федеральных законах, принятые Правила землепользования и застройки доведены до всех государственных и муниципальных органов местного самоуправления, пользующихся данными Правилами. На основании этих данных олимпийским департаментом принята карта ценового зонирования и она официально размещена на официальном сайте. Таким образом, чиновники, составляющие и подписавшие СОГЛАШЕНИЕ в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, в силу занимаемой должности и своих прав и обязанностей, не могли не знать о приведенных Правилах землепользования и застройки, обязательных для применения при составлении данного соглашения. Ответчик не оспаривает данные, приведенные в официальном документе, опубликованномна официальном сайте олимпийского департамента и для расчета принята нижняя граница ценового зонирования под ИЖС- <данные изъяты> руб. за 100 кв. м. или <данные изъяты> руб. за кв.м. Рыночная стоимость изымаемого участка с учетом этих официальных данных составит (450*15810) - <данные изъяты> руб. Таким образом, рыночная стоимость земельного участка ответчика не может стоить меньше - <данные изъяты> руб., истцом он оценен в <данные изъяты> руб. Администрация города Сочи Краснодарского края Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 1686 установила среднюю расчетную рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Центральному районумуниципального образования город-курорт Сочи на четвертый квартал 2010года в сумме <данные изъяты> руб. Рыночная стоимость объекта жилой дом, литер А, А1, А2, общей площадью289 (двести восемьдесят девять) квадратных метров с учетом этого нормативного акта будет равняться <данные изъяты> руб. Убытки с учетом методических указаний олимпийского департамента в п. 1.4 (5%) составят <данные изъяты> руб., истцом они определены в <данные изъяты>. что на <данные изъяты>. меньше расчетной. Таким образом, по мнению ответчика, истцом определена рыночная стоимость имущества, подлежащего возмещению в связи с изъятием, в сумме <данные изъяты>., что как минимум на <данные изъяты> руб. меньше. С такой рыночной оценкой имущества Хоршикян А.В. не согласен, кроме того, считает, что в действиях лиц, производящих оценку, усматривается нарушение ч.3, ч.2 ст. 292 УК РФ. Правила и Методика определения средней рыночной цены одного квадратного метра общей площади жилья одинаковы и для Администрации г. Сочи и для олимпийского Департамента. Существование государственных утвержденных двойных стандартов для определения рыночной цены недвижимого имущества противоречит статье 1 Протокола 1 Конвенции о защите прав человека и основныхсвобод(Начало действия для России-ДД.ММ.ГГГГ), так как это является неуважением собственности со стороны Российской Федерации. Администрация г. Сочи неоднократно по кварталам и по районам определяла этот показатель, и для Центрального района он колебался с 3-го квартала 2008 г. от <данные изъяты> руб. за кв. м. до <данные изъяты> рублей за кв. м. Данные документы являются официальными, опубликованы, имеют юридическую силу. Ответчик считает, что чиновники департамента с помощью данного соглашения, используя свое служебное положение, злоупотребляя должностными полномочиями, изготавливая поздним числом документы, которые не публикуются, путем сокрытия или умолчания об официальных данных, принятых Администрацией г. Сочи для расчета, умолчания принятых олимпийским департаментом документов, методических рекомендаций и, игнорируя представленные ответчиком документы, собираются похитить у Хоршикян А.В. недвижимое имущество на данную сумму и, тем самым, существенно нарушаются его права на недвижимость при ее изъятии. Гражданский Кодекс РФ, Жилищный Кодекс РФ и Земельный Кодекс РФ указывают, что при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд выкупная стоимость недвижимого имущества определяется по рыночной стоимости и убытки возмещаются в полном объеме, в том числе и упущенная выгода. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».
Выслушав доводы и возражения сторон, пояснения специалиста, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является администрация Краснодарского края.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Краевая целевая программа «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи, как горноклиматического и бальнеологического курорта», в рамках которой проведено распределение полномочий и ответственности между органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи.
В соответствии с пунктом 1.10 мероприятий Краевой целевой программы «Обеспечение строительства олимпийских объектов и развития города Сочи, как горноклиматического и бальнеологического курорта» ответственным исполнителем по исполнению указанного мероприятия определено Управление автомобильных дорог Краснодарского края.
В силу пункта 1.1. положения о департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - положение о Департаменте), департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - Департамент) является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.
Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращению в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов краевого значения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ на территории Краснодарского края допускаются изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов, а также изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для нужд субъекта Российской Федерации - Краснодарского края и муниципального образования "Город-курорт Сочи".
Согласно требованиям п.п. 18, 19 ст. 15 указанного Закона срок уведомления собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов изымаемых земельных участков составляет семь дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов. Решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества должны быть в течение семи дней со дня их принятия опубликованы в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Краснодарского края и муниципального образования "Город-курорт Сочи", и размещены на официальном сайте в сети Интернет Краснодарского края и муниципального образования "Город-курорт Сочи.
В силу п. 21 ст. 15 данного Закона в течение семи дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края заключает договор с оценщиком на проведение оценки изымаемого имущества и убытков, причиненных таким изъятием. Договор о проведении оценки должен содержать обязанность оценщика представить отчет об оценке в течение не более чем 30 дней со дня заключения договора. Отчет об оценке направляется администрацией Краснодарского края лицу, у которого изымается земельный участок и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества.
Согласно п.22.1 указанная в части 21 настоящей статьи оценка производится на указанный администрацией Краснодарского края в задании на оценку день, который не может более чем на шесть месяцев предшествовать дню, когда правообладателю изымаемых объектов недвижимого имущества была предоставлена возможность ознакомления с проектом соглашения в порядке, предусмотренном частью 24 настоящей статьи.
В силу п.п. 24, 25 ст. 15 Закона администрация Краснодарского края осуществляет подготовку проекта соглашения, заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых данные объекты изымаются. Проект соглашения должен быть предоставлен органом, принявшим решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, лицу, у которого изымается земельный участок и (или) расположенный на нем иной объект недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, ответчик Хоршикян А.В. является собственником земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, <адрес>, сдт <данные изъяты>, участок №, и расположенных на нем объектов недвижимого имущества по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, д. №
Факт принадлежности Хоршикяну А.В. на праве собственности земельного участка подтверждается свидетельством на право собственности на землю серия РФ-XXXVIII № (бланк №), факт принадлежности жилого дома, Литер A, Al, A2, общей площадью 289 кв.м. подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №, выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ №. Нахождение жилого дома, Литер A, Al, A2, принадлежащего Хоршикяну А.В., на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, подтверждается актом приема в эксплуатацию законченного строительством жилого строения Хоршикяна А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением главы администрации Центрального районе города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно Приказа Минрегиона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок попадает под размещение олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль г. Сочи «Дублер Курортного проспекта» от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного проспекта (проектные и изыскательские работы, строительство)».
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, улица Кавказская, сдт «<данные изъяты>, участок №, и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, д. №.
На основании данного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ ФГУ ДСД «Черноморье» подписан и направлен в Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года проект соглашения в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта федерального значения для дальнейшего вручения правообладателю изымаемого недвижимого имущества.
На основании части 31 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007г. № 310-ФЗ лицу, у которого изымается земельный участок и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность в течение одного месяца ознакомиться с проектом соглашения, заключаемым в связи с изъятием земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества.
До настоящего времени соглашение Хоршикяном А.В. не подписано.
Как следует из пояснений ответчика и его представителей в судебном заседании, ответчик не согласен с результатами оценки подлежащего изъятию имущества, содержащимися в Отчете № И оценочной компании <данные изъяты>
Согласно указанного Отчета, целью оценки явилось определение рыночной стоимости имущества, принадлежащего Хоршикян А.В., и подлежащего изъятию. Категория земельного участка указана как земли населенных пунктов, разрешенное использование - для садоводства. При оценке подлежащего изъятию имущества применен только затратный метод, сравнительный и доходный подход не применялся. Рыночная стоимость земельного участка составила <данные изъяты> рублей, жилого дома - <данные изъяты> рублей, иных правомерно возведенных объектов - <данные изъяты> рублей.
Оценивая оспариваемый Отчет, суд не усматривает оснований не согласиться с содержащимися в нем выводами, так как исполнителем отчета является ООО <данные изъяты>, являющееся членом некоммерческого партнерства «Российская коллегия оценщиков», отчет выполнен специалистами - оценщиками:
- ФИО3, имеющей высшее образование, квалификацию «эксперт-оценщик», член экспертного совета НП «<данные изъяты>, специалиста - оценщика 1 категории, трудовой стаж 8 лет, и специалистом - оценщиком
- ФИО4, имеющем высшее образование и диплом РГСУ о профессиональной подготовке «Оценка стоимости предприятия (бизнеса), квалификацию сертифицированного оценщика, специалиста - оценщика 1 категории, являющимся членом НПО <данные изъяты>, имеющим трудовой стаж 5 лет.
Указанный Отчет получил положительное экспертное заключение Рабочей группы Национального совета по экспертной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № РГИЗ-610/10.
Доводы ответчика и его представителей о том, что Отчет оценочной компании «Золотая цифра» не соответствует требованиям Методических рекомендаций Национального Совета по оценочной деятельности, указанным в п. 6.5, а именно, что основным требованием к форме изложения отчета является его представление в таком виде, чтобы любой пользователь на основе изложенной в нем информации мог самостоятельно воспроизвести весь процесс определения рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости, но в указанном отчете, по мнению ответчика и его представителей, нет указанного в п. 6.14 Анализа стоимостных индикаторов; нет указанного в п. 6.15 анализа наиболее эффективного использования земельного участка; не применены указания п. 6.16 (не использованы данные ценового зонирования и др.); не применены указания п. 6.18 и 6.19 по определению итогового значения рыночной стоимости земельных участков при применении сравнительного подхода, суд признает не состоятельными, так как Отчет изложен в доступной форме.
Кроме того, допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста ФИО4, суду пояснил, что отчет составлен на основе разработанных Национальным Советом по оценочной деятельности Методических рекомендаций. Оценщики выезжали на земельный участок, затем в своем офисе внесли в базу данных данные о земельном участке Хоршикян А.В., отправили данные в Национальный Совет по оценочной деятельности, откуда получили сведения об аналогичном имуществе. Перед началом оценочной деятельности НСОД произвел мониторинг стоимости земельных участков, получив сведения из агентств, регистрационной службы и т.д. Вся территория <адрес> разделена на несколько категорий, и оценщики получают аналоги рыночной стоимости имущества, исходя из размещения его в конкретной зоне. Наиболее эффективное использование земельного участка определяется исходя из вида его фактического использования, в данном случае, земельный участок оценивался как земли населенных пунктов. Примерно через несколько месяцев после составления отчета и получения на него заключительного положения НСОД к оценщикам поступили разъяснения НСОД о том, что следует учитывать в составе убытков упущенную выгоду от нереализованного права использования земельного участка ( с видом разрешенного использования «для садоводства» в соответствии с признанным правом использования правомерно размещенного на нем объекта недвижимости (жилого дома). На период проведения оценки имущества Хоршикян А.В. таких рекомендаций не существовало.
Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №И, получившему положительное экспертное заключение Рабочей группы Национального совета по экспертной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № РГИЗ-610/10:
- рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером
<данные изъяты>, площадью 450 кв. м, расположенного по адресу:
Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>,
сдт «<данные изъяты>», участок №, составляет <данные изъяты> рублей;
- рыночная стоимость жилого дома, литер А, А1,А2, общей площадью 289 кв.м, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, <адрес>, д. №, составляет <данные изъяты> рублей;
рыночная стоимость правомерно возведенных объектов недвижимого имущества и сооружений, расположенных на земельном участке, составляет <данные изъяты> рублей;
размер убытков, причиненных изъятием, составляет <данные изъяты> рублей.
Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года подготовлен проект соглашения с Хоршикян А.В., пунктом 2 статьи 2 которого ответчику предусмотрена выплата в размере 12 913 329 рублей.
Проект указанного соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен ответчику, что не оспаривается ответчиком.
До настоящего времени ответчиком соглашение не подписано.
В соответствии с пунктом 31 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение не заключено в течение месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов федерального значения, а также прав на расположенные на них объекты недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.
Нарушение Хоршикяном А.В. месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка ФГУ ДСД «Черноморье» для строительства олимпийского объекта федерального значения.
С учетом изложенного, принадлежащие ответчику объекты недвижимого имущества - земельный участок по <адрес>, сдт <данные изъяты>, участок №, и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>, д. №, подлежат изъятию для федеральных нужд в собственность Российской Федерации путем их выкупа у собственников и перечисления на банковский счет Хоршикян А.В. денежных средств в размере <данные изъяты> рублей.
По этим же основаниям право собственности ответчика на указанные объекты недвижимого имущества подлежит прекращению, а на ответчика должна быть возложена обязанность по освобождению указанных объектов недвижимости.
Согласно пункту 33 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов подлежит немедленному исполнению.
Иные доводы и возражения сторон не имеют юридического значения для правильного разрешения возникшего спора.
Принимая во внимание, что истец на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина на основании п.8 ч ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований;
Таким образом, с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере, предусмотренном п.п.3 п. ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, т.е. в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских Игр 2014 года к Хоршикян А.В. об изъятии для федеральных нужд земельного участка, прекращении права собственности на земельный участок, возложении обязанности освободить земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества от иных лиц и объектов недвижимости - удовлетворить.
Изъять для федеральных нужд земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, садоводческое товарищество <данные изъяты>, участок №, принадлежащий на праве собственности гражданину Хоршикян А.В., и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, переулок <адрес>, д. №, находящиеся в частной собственности, посредством перечисления денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей на банковский счет Хоршикяна А.В..
Прекратить право собственности Хоршикяна А.В. на земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, садоводческое товарищество <данные изъяты>, участок № и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, <адрес>, д. №.
Обязать Хоршикяна А.В. освободить земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, <адрес>, садоводческое товарищество «Дружба», участок № и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, <адрес>, д. №, от иных лиц и объектов недвижимости.
Взыскать с Хоршикяна А.В. в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В соответствии ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: