решение по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи



к делу (№)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ДД.ММ.ГГГГ) Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующий судья Ефанов В.А.

при секретаре судебного заседания Касаеве Б.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Сочи обратился в суд с заявлением, в котором просит суд признать бездействия администрации г. Сочи, выразившееся в непринятии мер для постановки на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, расположенных на территории Центрального района г. Сочи; обязать администрацию г. Сочи в установленном законом порядке обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки на учет объектов культурного наследия, расположенных на территории Центрального района г. Сочи.

В обоснование своего заявления прокурор Центрального района г. Сочи указывает, что прокуратурой Центрального района города Сочи проведена проверка соблюдения законодательства об охране, использовании, сохранении объектов культурного наследия. На территории Центрального района г. Сочи на государственной охране состоит 119 объект культурного наследия регионального и федерального значения, 86 из которых включены в реестр объектов муниципальной собственности города Сочи, 6 объектов - в реестр федеральной собственности, 1 объект - в реестр собственности Краснодарского края, 10 - в частной собственности. Таким образом, 16 объектов культурного наследия не включены ни в один из вышеуказанных реестров, а, следовательно, не имеют собственника, что не позволяет обеспечить их сохранность, а также влечет за собой нарушение прав народов Российской Федерации на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания. Вместе с тем, администрация города Сочи до настоящего времени не обратилась в территориальные органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учет. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной их приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Таким образом, непринятие администрацией города Сочи мер для постановки на учет бесхозяйного объекта культурного наследия и необеспечение соответствующих мер по поддержанию их в технически исправном и безопасном состояний может повлечь за собой разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия среды и от иных негативных последствий, что нарушает конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и сохранность объектов историко-культурного наследия.

В судебном заседании прокурор уточнил свои требования, а именно просит суд обязать администрацию г. Сочи в установленном законом порядке обратиться в полномочные органы, для постановки на учет объектов культурного наследия, расположенных на территории Центрального района г. Сочи.

Представитель администрации г. Сочи в судебном заседании возражал против заявленных требований, указав, что прокурор не уточнил какие именно объекты необходимо поставить на учет.

Представитель Управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) КК в судебное заседание не явился, руководитель управления представил в суд ходатайство, в котором просил суд рассмотреть дело без участия предстаивтеля, поддержал требования прокурора, так как полагал, что они законны и обоснованы.

Суд, выслушав прокурора, предстаивтеля администрации г. Сочи, изучив материалы дела, считает заявление подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка указанных лиц не является препятствием к рассмотрению заявления, так как они о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как установлено из материалов дела прокуратурой Центрального района города Сочи проведена проверка соблюдения законодательства об охране, использовании, сохранении объектов культурного наследия.

Как установлено из результатов проверки, по представленным суду документам на территории Центрального района г. Сочи на государственной охране состоит 119 объектов культурного наследия регионального и федерального значения, 86 из которых включены в реестр объектов муниципальной собственности города Сочи, 6 объектов - в реестр федеральной собственности, 1 объект - в реестр собственности Краснодарского края, 10 - в частной собственности.

Следовательно, 16 объектов культурного наследия не включены ни в один из вышеуказанных реестров, а, следовательно, не имеют собственника, что не позволяет обеспечить их сохранность, а также влечет за собой нарушение прав народов Российской Федерации на сохранение и развитие своего историко-культурного наследия, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания.

Ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждому гарантировано право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ст.ст. 14, 14.1 ФЗ Российской Федерации (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 45 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, принятого решением Городского Собрания г. Сочи от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), к вопросам местного значения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от право собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Вместе с тем, администрация города Сочи до настоящего времени не обратилась в соответствующие органы, с заявлением о принятии бесхозяйных объектов недвижимого имущества на учет.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной их приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

При этом, ст. 6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определяет государственную охрану объектов культурного наследия как систему правовых, организационных, финансовых, материально - технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Следовательно, непринятие администрацией города Сочи мер для постановки на учет бесхозяйного объекта культурного наследия и необеспечение соответствующих мер по поддержанию их в технически исправном и безопасном состояний может повлечь за собой разрушение либо изменение облика и интерьера в результате неблагоприятного воздействия среды и от иных негативных последствий, что нарушает конституционные права каждого на доступ к культурным ценностям и сохранность объектов историко-культурного наследия.

Согласно ст. 249 ГК РФ обязанности по доказыванию обстоятельству послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Кроме этого суд так же принимает во внимание и тот факт, что администрация г. Сочи, в обоснование правомерности своего бездействия суду доказательства не представила.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах бездействия администрации г. Сочи следует признать незаконным.

Согласно п. 28 Постановления ВС РФ (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;

либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению, потому как требования в нем законные и обоснованные.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи, признать обоснованным.

Признать бездействие администрации г. Сочи, выразившееся в непринятии мер для постановки на учет бесхозяйных объектов культурного наследия, расположенных на территории Центрального района г. Сочи.

Обязать администрацию г. Сочи в установленном законом порядке обратиться в полномочные органы, для постановки на учет объектов культурного наследия, расположенных на территории Центрального района г. Сочи.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий судья

Мотивированное решение изготовлено и подписано судьей (ДД.ММ.ГГГГ).

-32300: transport error - HTTP status code was not 200