Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) г. Сочи
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующий судья Ефанов В.А.
при секретаре судебного заседания Касаеве Б.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи и ООО «Сельскохозяйственная фирма «Верлиока» о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления и юридического лица,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Сочи обратился в суд с в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи и ООО «Сельскохозяйственная фирма «Верлиока», в котором просит суд признать незаконным бездействие администрации г. Сочи, выразившемся в непринятии мер, направленных на организацию водоотведения в (<адрес>), соответствующего требованиям законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим требованиям, а так же требованиям законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обязать администрацию г. Сочи организовать водоотведение в (<адрес>) в соответствие с требованиями законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим требованиям, а так же требованиям законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; признать незаконным бездействие ООО «СХФ «Верлиока», выразившееся в несоблюдении требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации глубоководного выпуска очистных сооружений в (<адрес>); возложить на ООО «СХФ «Верлиока» обязанность устранить выявленные нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации глубоководного выпуска очистных сооружений в (<адрес>).
Свои исковые требования истец обосновывает тем, что прокурором г. Сочи проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации глубоководных выпусков расположенных на территории г. Сочи. Проверкой установлено, что в (<адрес>) расположен бесхозяйный глубоководный выпуск. ООО «Научно-инжиниринговая фирма «Берег-Сочи» выполняло обследование этого подводного трубопровода в (ДД.ММ.ГГГГ) году по заказу Департамента биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского края. По результатам обследования (ДД.ММ.ГГГГ) года глубоководный выпуск очистных сооружений в (<адрес>) был технически неисправным: выход всех сточных вод происходил в 80 м от уреза воды из коррозионного отверстия на глубине 5,1 м.; внутренний объем трубопровода на участке длиной около 400 м. в диапазоне глубин от 5,1 м. до 9,2 м. был заполнен донными грунтами; на участке трубопровода (ДД.ММ.ГГГГ) года постройки имелись повреждения, в том числе: разгерметизация фланцевых соединений - 7 шт., дефекты пригрузочных массивов - 6 шт., сколы изоляционного покрытия - 4 шт., разрушение стального бандажа - 1 шт., деформация трассы - 1 шт. Сведения о проведении на этом подводном трубопроводе в период с (ДД.ММ.ГГГГ) по (ДД.ММ.ГГГГ) гг. каких-либо ремонтных работ отсутствуют. В связи с этим техническое состояние подводного трубопровода глубоководного выпуска в (<адрес>) в настоящее время оценивается как аварийное, характеризующееся наличием повреждений и деформаций, свидетельствующих об исчерпании несущих способностей и требующее проведения срочных противоаварийных мероприятий. Вместе с тем, данный глубоководный выпуск является объектом жизнеобеспечения, имеет особую социальную значимость. Эксплуатацию выпуска осуществляет ООО «Сельскохозяйственная фирма «Верлиока» на основании лицензии на водопользование сер. КРД № (№), регистрационный (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) и договора пользования водным объектом от (ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п.п. 2.2.6 и (ДД.ММ.ГГГГ) данного договора ООО «СХФ «Верлиока» обязано выполнять природоохранное законодательство Российской Федерации и содержать в исправном состоянии эксплуатируемые водохозяйственные сооружения. Через глубоководный выпуск осуществляется сброс сточных вод, содержащих в себе загрязняющие вещества, что является, негативным воздействием на окружающую среду.В настоящее время сброс сточных вод по данному глубоководному выпуску осуществляется на расстоянии меньшем нормативному, а именно в местах его повреждения. Не соблюдение правил и норм создает угрозу жизни или здоровью человека. Обязательность исполнения требования нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти к эксплуатации объектов, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды. Однако, данные требования ООО «СХФ «Верлиока» не исполняются, глубоководный выпуск находится в аварийном состоянии. Для устранения нарушений необходимо произвести ремонт выпуска или прекратить его эксплуатацию. Кроме того, согласно информации ООО «СХФ «Верлиока» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) предприятие принимает и очищает сточные воды, образовавшиеся после хозяйственно-бытовой деятельности населения (<адрес>). В настоящее время абонентами очистных сооружений являются 6 девяностоквартирных домов, в которых проживают 1200 жильцов, и частные дома, где проживают 200 человек. О неблагополучной ситуации с отведением и очисткой сточных вод в (<адрес>) извещена письмом главы администрации Лазаревского района г. Сочи в адрес заместителя главы г. Сочи Колегову С.А. от (ДД.ММ.ГГГГ) (№).
В судебном заседании помощник прокурора просил суд удовлетворить исковое заявление, поддержал правовую позицию, изложенную в иске.
Представитель администрации (<адрес>) возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что глубоководный сток не находится на балансе у администрации (<адрес>).
Представитель ООО «СХФ «Верлиока» в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, пояснив, что помимо ООО «СХФ «Верлиока» глубоководным стоком пользуется так же и другие предприятия и жильцы домов в (<адрес>), в сложившейся ситуации ООО «СХФ «Верлиока» не виновато.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как достоверно установлено из представленных доказательств прокуратурой (<адрес>) проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации глубоководных выпусков расположенных на территории (<адрес>).
Указанной проверкой установлено, что в (<адрес>) расположен бесхозяйный глубоководный выпуск.
В письме от (ДД.ММ.ГГГГ) направленном заместителю прокурора (<адрес>) ООО «Научно-инжиниринговая фирма «Берег-Сочи», указало, что предприятие выполняло обследование спорного подводного трубопровода в 2007 году по заказу Департамента биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности (<адрес>). По результатам обследования 2007 года глубоководный выпуск очистных сооружений в (<адрес>) был технически неисправным: выход всех сточных вод происходил в 80 м. от уреза воды из коррозионного отверстия на глубине 5,1 м.; внутренний объем трубопровода на участке длиной около 400 м. в диапазоне глубин от 5,1 м. до 9,2 м. был заполнен донными грунтами; на участке трубопровода 1984 года постройки имелись повреждения, в том числе: разгерметизация фланцевых соединений - 7 шт., дефекты пригрузочных массивов - 6 шт., сколы изоляционного покрытия - 4 шт., разрушение стального бандажа - 1 шт., деформация трассы - 1 шт.
В порядке ст. 56 ГПК РФ стороны сведения о проведении на этом подводном трубопроводе в период с 2007 по 2010 гг. каких-либо ремонтных работ не представили.
В связи с этим, а также на основании СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», техническое состояние подводного трубопровода глубоководного выпуска в (<адрес>) в настоящее время оценивается как аварийное, характеризующееся наличием повреждений и деформаций, свидетельствующихоб исчерпании несущей способности и требующее проведения срочных противоаварийных мероприятий.
Так же из материалов дела установлено, что спорный глубоководный выпуск является объектом жизнеобеспечения, абонентами очистных сооружений являются 6 девяностоквартирных домов, в которых проживают 1200 жильцов, и частные дома, где проживают 200 человек.
Эксплуатацию выпуска осуществляет ООО «Сельскохозяйственная фирма «Верлиока» на основании лицензии на водопользование сер. КРД № 44661 БМ23Х, регистрационный (№) от (ДД.ММ.ГГГГ) и договора пользования водным объектом от (ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.п. 2.2.6 и (ДД.ММ.ГГГГ) данного договора ООО «СХФ «Верлиока» обязано выполнять природоохранное законодательство Российской Федерации и содержать в исправном состоянии эксплуатируемые водохозяйственные сооружения.
Через глубоководный выпуск осуществляется сброс сточных вод, содержащих в себе загрязняющие вещества, что является, согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду.
В решении о предоставлении водного объекта в пользование ООО «СХФ «Верлиока» от (ДД.ММ.ГГГГ), Федерального агентства водных ресурсов указано, что ООО «СХФ «Верлиока» осуществляет сброс сточных вод с использованием по системе канализационных коллекторов и насосной станции подаются на очистные сооружения проектной мощностью 182,5 м3/год, где обеспечивается их химическая очистка, после чего по глубоководному выпуску сбрасывается в Черное моря. Так же ООО «СХФ «Верлиока» обязано содержать в исправном состоянии сооружения для сброса сточных вод, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водном объекте, ежегодно проводить водолазное обследование глубоководного выпуска, в случае возникновения аварийной ситуации по вине водопользователя компенсировать причиненный ущерб водному объекту и водным биологическим ресурсам, обитающим в нем.
Согласно ст. 34 размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе водного законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов, в том числе при сбросе сточных вод, обязаны не допускать нарушение прав других водопользователей и причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения, а так же выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности.
В соответствие с п. 4.7.1 Санитарных правил и норм к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения, утвержденных постановлением Главного государственным санитарным врачом РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) N 15 (далее - Санитарные правила), сброс очищенных сточных вод в границах прибрежного водопользования допускается осуществлять исключительно через глубоководные выпуски установленной длины.
Таким образом, сброс сточных вод может быть осуществлен на расстоянии от берега равном длине глубоководного выпуска.
В настоящее время сброс сточных вод по данному глубоководному выпуску осуществляется на расстоянии меньшем нормативному, а именно в местах его повреждения.
Статьей 1 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, к которым в том числе относятся Санитарные правила, являются нормативнымиправовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, соответственно являются обязательными для исполнения.
Более того, несоблюдение таких правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Обязательность исполнения требования нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти к эксплуатации объектов, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды установлена также ст. 46 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Однако, данные требования ООО «СХФ «Верлиока» не исполняются, глубоководный выпуск находится в аварийном состоянии.
Согласно представленным доказательствам ООО «СХФ «Верлиока» принимает и очищает сточные воды, образовавшиеся после хозяйственно-бытовой деятельности населения (<адрес>). В настоящее время абонентами очистных сооружений являются 6 девяностоквартирных домов, в которых проживают 1200 жильцов, и частные дома, где проживают 200 человек.
О сложившейся ситуации с отведением и очисткой сточных вод в (<адрес>) щель администрация (<адрес>) была извещена письмом главы администрации (<адрес>) в адрес заместителя главы (<адрес>) ФИО1 от (ДД.ММ.ГГГГ) (№).
Распоряжением Правительства РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№), принятым в соответствии с Указом президента РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) «О природных ресурсах побережной полосы Черного и Азовского морей» город Сочи признан курортом федерального значения, соответственно особо охраняемой природной территорией, имеющей федеральное значение.
Акватория Черного моря, в том числе зона прибрежного водопользования, является одним из природных лечебных ресурсов города-курорта Сочи, предназначенным для отдыха и лечебно-оздоровительных целей.
При этом частью 1 ст.32 Федеральными законами от (ДД.ММ.ГГГГ) № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в границах курортов запрещается любая деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.
Согласно ст. 7 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» одним из основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
Кроме того, пунктами 4, 8, 11, 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от (ДД.ММ.ГГГГ) 131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так же организация мероприятий по охране окружающей среды на в границах городского округа, организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения.
Так же согласно решения Центрального районного суда г. Сочи от (ДД.ММ.ГГГГ) на администрацию г. Сочи возложена обязанность организовать постановку бесхозяйного глубоководного выпуска в (<адрес>) на учет в территориальном органе Росреестра с последующей регистрацией объекта в качестве муниципального имущества.
Однако, администрации г. Сочи, фактически бездействует, ее бездействие выражается в непринятии мер, направленных на организацию водоотведения в (<адрес>), соответствующего требованиям законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим требованиям, а так же требованиям законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Фактически указанное бездействие администрации г. Сочи ООО «СХФ «Верлиока» создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с загрязнением прибрежной полосы акватории Черного моря.
При сложившейся ситуации, суд вынужден согласиться с мнением истца о том, что эксплуатация глубоководного выпуска в (<адрес>) в нарушение предъявляемых законодательством требований, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, закрепленное в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а так же создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, распространения заболеваний, угрозу ухудшения качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинения вреда в будущем.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи и ООО «Сельскохозяйственная фирма «Верлиока» о признании незаконным бездействий органа местного самоуправления и юридического лица, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Сочи, выразившемся в непринятии мер, направленных на организацию водоотведения в (<адрес>), соответствующего требованиям законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическим требованиям, а так же требованиям законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать администрацию г. Сочи организовать водоотведение в
(<адрес>) в соответствие с требованиями
законодательства об охране окружающей среды и санитарно-
эпидемиологическим требованиям, а так же требованиям законодательства о
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
Признать незаконным бездействие ООО «СХФ «Верлиока», выразившееся в несоблюдении требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации глубоководного выпуска очистных сооружений в (<адрес>);
Возложить на ООО «СХФ «Верлиока» обязанность устранить выявленные нарушения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации глубоководного выпуска очистных сооружений в (<адрес>).
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья
Мотивированное решение изготовлено и подписано судьей (ДД.ММ.ГГГГ).