К делу № 2-567/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сочи 25 марта 2011 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Сочи к Тушневу В.М. о сносе самовольной постройки в виде металлического гаража и железобетонного блока, по встречному иску Тушнева В.М. к администрации г. Сочи о признании права приобретательной давности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Сочи обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением к Тушневу В.М. о возложении обязанностей на ответчика осуществить снос самовольно установленного железобетонного блока и металлического гаража, расположенных по адресу: город Сочи, Центральный район, <адрес>; освободить земельный участок площадью 30,0 кв.м., относящийся к землям муниципального образования, расположенный по адресу: город Сочи, Центральный район, <адрес>.
Исковые требования мотивированы следующим.
В ходе осуществления муниципального земельного контроля Муниципальным Учреждением Администрации г. Сочи «Земельная инспекция города Сочи» по адресу: г. Сочи, Центральный район, <адрес>, установлено, что ответчик в настоящее время занимает и использует земельный участок площадью 30,0 кв.м., относящийся к землям муниципального образования, самовольно установив железобетонный блок и металлический гараж. Факт самовольной установки железобетонного блока и металлического гаража, а также самовольного использования указанного земельного участка площадью 30,0 кв.м. подтверждается Актом обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленным МУ администрации г. Сочи «Земельная инспекция города Сочи» и прилагаемым к иску фотоматериалом. На основании положений ст. 125 Гражданского Кодекса РФ администрация г. Сочи считает, что имеет место нарушение прав муниципального образования по распоряжению муниципальными землями и правомочия по регулированию и планированию застройки территории муниципального образования.
Тушнев В.М. обратился со встречным исковым заявлением к администрации г. Сочи о признании права приобретательной давности на земельный участок, обосновав его тем, что в результате испытаний атомной бомбы на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ он стал инвалидом со дня испытания бомбы и пожизненно ограничен в передвижениях, с язвами, с рожистыми воспалениями и белокровием. В 1975 году по адресу: Сочи, <адрес> ему был предоставлен земельный участок под установку гаража для его автомобиля «Москвич 408-Б» с ручным управлением /РУ/ на основании Решения Исполкома депутатов трудящихся Центрального района г. Сочи. В 1980 году его гараж возле <адрес> был снесен вместе с домом 54, где он проживал со своей семьёй, «Сочиспецстроем». Взамен им дали квартиру № в доме № по <адрес>. В 1980 году «Сочиспецстрой» установил ему сборно-разборный металлический гараж /3х6/ м, который он эксплуатирует более 30 лет по настоящее время. Правоустанавливающие документы на выделение земельного участка и установку гаража сгорели во время пожара. Осталась только ксерокопия технического паспорта на автомобиль «Москвич 408 Б» с РУ, подтверждающая место нахождения владельца с 1975 года по <адрес>, а в 1985 году место нахождения владельца зарегистрировано по Цветному бульвару, 14. О том, что его гараж был снесен и установлен «Сочиспецстроем» в 1980 году около дома № по <адрес>. В связи с тем, что правоустанавливающие документы на выделение земельного участка и установку гаража в 1980 году были утрачены, ему было предложено Администрацией Центрального района г. Сочи возобновить правоустанавливающие документы. Его владение земельным участком в течение 27 лет было законным, добросовестным и открытым без всяких договорных обязательств.
В судебном заседании представитель администрации г. Сочи по доверенности Шелест Н.В. исковые требования администрации г. Сочи поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, в удовлетворении встречных исковых требований Тушнева В.М. просила отказать, так как до настоящего времени ответчик не возобновил правоустанавливающие документы ни на гараж, ни на земельный участок.
Ответчик Тушнев В.М. возражал против удовлетворения исковых требований администрации г. Сочи, и просил удовлетворить его исковые требования, по основаниям, изложенным в иске.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 пояснила суду, что ответчика знает давно, в 80-х годах прошлого века при строительстве железной дороги по <адрес> в г. Сочи дом, в котором проживал Тушнев В.М., попал под снос, Тушневу В.М. предоставили квартиру на <адрес> бульвар и установили возле дома гараж.
Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования администрации г. Сочи подлежат удовлетворению в полном объеме, а в удовлетворении встречных исковых требований Тушнева В.М. следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный земельный контроль организуется на территории городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В силу ст. 72 Земельного Кодекса РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ч.1).
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.2 ст.72 Земельного Кодекса РФ).
На основании ст. 125 Гражданского Кодекса РФ от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Методическими рекомендациями по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации в соответствии с письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N ММ/0644 предусмотрено, что уполномоченное на осуществление муниципального земельного контроля лицо (муниципальный инспектор) - должностное лицо, специалист органа муниципального земельного контроля, осуществляющий муниципальный земельный контроль. Проверка соблюдения земельного законодательства в рамках осуществления муниципального земельного контроля - совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства и закреплением результатов проверки в форме акта проверки соблюдения земельного законодательства и приложений к нему. Муниципальные инспектора имеют право:
а) осуществлять муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
б) составлять по результатам проверок акты проверок соблюдения земельного законодательства (далее - Акт) с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков.
Из Актов обследования земельного участка в натуре от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, составленных инспектором муниципального учреждения администрации <адрес> «Земельная инспекция города Сочи», следует, что на земельном участке из земель муниципального образования площадью 30 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, возле дома № по <адрес>, Тушнев В.М. без правоустанавливающих документов установил железобетонный объемный элемент и металлический гараж (л.д. 7-9).
К указанным актам приложены фототаблицы, на которых отображены металлический гараж и железобетонный блок, расположенные по адресу: г. Сочи, ул. Центральный район, возле дома № по <адрес>.
Согласно статье 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Из письменного ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос Центрального районного суда г. Сочи следует, что администрацией города Сочи разрешение на строительство железобетонного блока и металлического гаража, расположенного по адресу: г. Сочи, Центральный район, <адрес>, не выдавалось (л.д. 20).
Ответчиком в качестве доказательств представлено Разрешение Комиссии по вопросам землепользования при Главе администрации от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого за ним закреплен земельный участок площадью 18,0 кв.м. из свободных городских земель сроком на три года для установки временного гаража по <адрес> бульвар, 14 (л.д. 101).
Постановлением Главы администрации Центрального района г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установке временного гаража Тушнева В.М., проживающего по <адрес>» утверждено вышеуказанное решение земельной комиссии по вопросам землепользования при главе администрации, закреплен за Тушневым В.М. во временное пользование сроком на три года земельный участок из состава городских земель площадью 18,0 кв.м. под установку временного гаража по <адрес>. Запрещены Тушневу В.М. продажа и передача земельного участка по вышеуказанному адресу другим лицам (л.д. 102).
На основании указанного постановления Главы администрации Центрального района г. Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ Тушневу В.Н. выдано Разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на установку временного гаража по <адрес>, данное разрешение действительно сроком на один год (л.д. 72).
Всоответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Представленные доказательства ответчиком свидетельствует, что ранее ему выдавалось разрешение сроком на три года, однако срок действия указанных документов истек.
Тушнев В.М. представил письменный ответ администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № на его заявление о предоставлении земельного участка по <адрес> Центрального района г. Сочи для размещения магазина для малоимущих граждан, в котором ему разъяснено, что необходимо представить проект границ земельного участка, выполненный и согласованный в установленном порядке (л.д. 121).
Кроме того, Тушневым В.Н. представлен письменный ответ администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №.335 на его заявление от ДД.ММ.ГГГГ о представлении в аренду земельного участка для эксплуатации временного гаража, расположенного по Цветному бульвару в районе дома №, в котором ему разъяснено, что согласно распоряжения Главы города Сочи от 02.06.1999 года №. 219-р «О порядке выдачи разрешений на строительство индивидуальных жилых домов и установку закрытых стоянок типа «Ракушка» и Постановления Главы города Сочи от 20.03.2002 года № 161, утвержденным решением Городского Собрания г. Сочи, администрациям районов
делегированы полномочия о предоставленииземельных участков под размещение временных гаражей типа «Ракушка», только инвалидам 1-2 группы, имеющим ограничения в передвижении и личный автотранспорт в аренду сроком до 5 лет. В случае его согласия по оформлению правовых документов по предоставлению земельного участка в аренду сроком до пяти лет для эксплуатации существующего временного гаража, ему необходимо обратиться в администрацию Центральною района г.Сочи и представить дополнительно следующие документы: технический паспорт автотранспортного средства, оформленный на его имя; справку о том, что он является инвалидом 1 группы и имеет ограничения в передвижении; проект границ земельного участка, согласованный в установленном порядке, (изготовление проекта границ земельного участка осуществляется организацией, либо лицом, имеющим лицензию на данный вид деятельности по выбору заказчика) (л.д. 116-117).
Однако Тушневым В.М. не представлено доказательств того, что им исполнены рекомендации органов местного самоуправления.
Встречные исковые требования Тушнева В.М. не подлежат удовлетворению также на основании следующего.
В соответствии с ч.1 ст.234 Гражданского Кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям (ч.4).
Таким образом, поскольку спорный земельный участок предоставлен Тушневу В.М. на основании Решения Комиссии по вопросам землепользования при Главе администрации от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, следовательно, срок исковой давности начал течь с ДД.ММ.ГГГГ, а закончился ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, признание за Тушневым В.М. приобретательной давности на спорный земельный участок, который относится к недвижимым вещам, может наступить не ранее, чем ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
На основании ст. 76 Земельного Кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (ч.1). Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет (ч. 2).
Следовательно, железобетонный блок и металлический гараж, расположенные по адресу: г. Сочи, Центральный район, <адрес>, установлены ответчиком без соответствующего разрешения на строительство, на основании п. 1 ст.222 ГК РФ являются самовольной постройкой и подлежат сносу лицом, их осуществившим или за его счет.
Иные доводы и возражения сторон не имеют юридического значения для правильного разрешения возникшего спора.
По данному делу истец и ответчик (инвалид 1 группы) освобождены в силу закона от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г. Сочи к Тушневу В.М. о сносе самовольной постройки в виде металлического гаража и железобетонного блока - удовлетворить.
Обязать Тушнева В.М. за счет собственных материальных средств освободить земельный участок, расположенный по адресу: город Сочи, Центральный район, <адрес>, путем сноса указанных построек.
В удовлетворении встречных исковых требований Тушнева В.М. к администрации г. Сочи о признании права приобретательной давности на земельный участок под гараж - отказать.
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий