решение по иску прокурора Центрального района г.Сочи к администрации г.Сочи, администрации Центрального района г.Сочи и Кульбаеву С.В. о признании недействительным постановления о предоставлении земельного участка на условиях аренды



Дело № 2-869/11Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2011 г. г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Севидовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Сочи к администрации г.Сочи, администрации Центрального района г.Сочи и Кульбаеву С.В. о признании недействительным постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка на условиях аренды, признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Центрального района г.Сочи обратился в суд с иском к администрации г. Сочи, администрации Центрального района г.Сочи и Кульбаеву С.В. о признании недействительным постановления Главы администрации Центрального района г. Сочи от 19.11.07 № 089 «О предоставлении Кульбаеву С.В. в аренду на 5 лет земельного участка № в квартале жилой застройки по <адрес> в Центральном районе г.Сочи для индивидуального жилищного строительства», признании недействительным договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ указанного земельного участка, заключенного между муниципальным образованием город-курорт Сочи и Кульбаевым С.В., и применении последствий недействительности ничтожной сделки, возложив обязанность на Кульбаева С.В. по возврату данного земельного участка в федеральную собственность.

В судебном заседании представитель прокурора Центрального района г.Сочи заявленные требования поддержал и мотивировал их тем, что постановлением Главы администрации Центрального района г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № Кульбаеву С.В. был предоставлении в аренду на 5 лет земельный участок № в квартале жилой застройки по <адрес> в Центральном районе г.Сочи для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Центрального района г. Сочи и Кульбаевым С.В. был заключен договор № аренды земельного участка № площадью 615 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ данный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю номер записи №. Распоряжением Главы администрации Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р в целях размещения олимпийского объекта федерального значения указанный земельный участок изъят путем прекращения права аренды Кульбаева С.В. Спорный земельный участок располагается во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта Сочи, относится к землям особо охраняемых природных территорий и является федеральной собственностью, следовательно находится в ведении федеральных органов государственной власти. Администрация Центрального района г. Сочи распорядилась данным земельным участком с превышением своих полномочий, поскольку спорный земельный участок относится к федеральным землям особо охраняемой территории. Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю наделено полномочиями по управлению и распоряжению федеральным имуществом, в том числе и земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. Поскольку органы Росимущества КК не принимали решения о предоставлении спорного земельного участка Кульбаеву С.В., полагает, что оспариваемый договор аренды является недействительным в силу его ничтожности, поскольку он не соответствует требованиям федерального законодательства. По этим основаниям просит признать недействительным постановление главы администрации Центрального района г.Сочи от 19.11.07 № 089 «О предоставлении Кульбаеву С.В. в аренду на 5 лет земельного участка № в квартале жилой застройки по <адрес> в Центральном районе г.Сочи для индивидуального жилищного строительства», признать недействительным договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ указанного земельного участка, заключенный между муниципальным образованием город-курорт Сочи и Кульбаевым С.В., и применить последствия недействительности сделки, возложив обязанность на Кульбаева С.В. по возврату данного земельного участка в федеральную собственность.

В судебном заседании ответчики - представители администрации г. Сочи и администрации Центрального района г.Сочи заявленные требования не признали и пояснили, что в администрацию г. Сочи обратился Кульбаев С.В. по вопросу предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства по <адрес> в г. Сочи. Проект границ земельного участка был предварительно согласован в установленном порядке. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, что свидетельствует о том, что наложений границ земельного участка на земли, являющиеся федеральной собственностью, нет. Спорный земельный участок расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, категория земель - земли населенных пунктов. Право собственности Российской Федерации на данные земли не зарегистрировано. Глава администрации Центрального района г. Сочи распорядился данным земельным участком в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с действующим законодательством. постановлением Главы администрации Центрального района г. Сочи от 19.11.07 № 089 Кульбаеву С.В. был предоставлении в аренду на 5 лет земельный участок № в квартале жилой застройки по <адрес> в Центральном районе г.Сочи для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Центрального района г. Сочи и Кульбаевым С.В. был заключен договор № аренды земельного участка № площадью 615 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ данный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю номер записи №. В удовлетворении заявленных требований просили отказать.

В судебное заседание ответчик Кульбаев С.В. не явился, по последнему известному месту жительства ответчик не проживает и отсутствуют сведения о месте его фактического нахождения.

В судебном заседании назначенный судом ответчику Кульбаеву С.В. представитель - адвокат Потеряев С.С. возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что спорный земельный участок был предоставлен органом местного самоуправления Кульбаеву С.В. в пределах предоставленных полномочий. Истцом пропущен срок исковой давности на обращение с данным иском в суд.

В судебном заседании представитель третьего лица - Госкорпорации «ГК Олимпстрой» поддержала доводы прокурора и просил удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании представитель третьего лица - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года оставила разрешение данного спора на усмотрение суда и пояснила, что спорные правоотношения не затрагивают прав и интересов департамента.

Заслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением Главы администрации Центрального района г. Сочи № 089 от 19.11.2007 г. Кульбаеву С.В. предоставлен для индивидуального жилищного строительства в аренду на 5 лет сроком до 19 декабря 2012 года земельный участок № площадью 615 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес> в г. Сочи во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, категория земель - земли населенных пунктов.

ДД.ММ.ГГГГ между Кульбаевым С.В. и администрацией Центрального района г.Сочи заключен договор № аренды земельного участка № с кадастровым номером №, площадью 615 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ данный договор был зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю номер записи №.

Частью 7 ст. 1 Федерального закона РФ № 244 от 03.12.2008 г. «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8-11 настоящей статьи.

В соответствии с частью 10 ст. 1 указанного закона к собственности поселений, муниципальных районов или городских округов относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые:

1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

2) предоставлены органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований либо созданным ими казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;

3) предусматриваются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 11 этой же статьи указанного закона к собственности муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 10 настоящей статьи и находятся в границах курортов федерального значения, относятся иные земельные участки, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений по основаниям, предусмотренным частями 8-10 настоящей статьи.

В силу части 12 ст. 1 Федерального закона РФ № 244 от 03.12.2008 г. положения настоящей статьи не распространяются на земельные участки, которые расположены одновременно в границах курортов федерального значения и иных особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Как следует из материалов дела, право федеральной собственности на земельный участок в районе <адрес> в г. Сочи, из состава которого и был предоставлен спорный земельный участок Кульбаеву С.В., не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ко дню вступления в силу указанного Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок к моменту принятия органом местного самоуправления Сочи решения о его предоставлении Кульбаеву С.В. на условиях аренды не входил и в иные особо охраняемые природные территории федерального значения, в т.ч. и территорию ГУ «Сочинский национальный парк».

Земельный кодекс РФ подразделяет все земли в РФ на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования (статья 7 Кодекса). Соответственно, земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель.

Согласно статье 83 Земельного кодекса РФ земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов и отделенные их границами от земель других категорий являются землями населенных пунктов. Таким образом, одним из основных признаков, отличающих земельные участки из состава земель населенных пунктов от земельных участков из состава иных категорий земель, является включение соответствующих земельных участков в границу населенного пункта.

В административных границах поселения, городского округа земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий используются с учетом требований природоохранного законодательства (для них градостроительные регламенты не устанавливаются), а правовой режим земель населенных пунктов определяется правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.

Решением Городского Собрания Сочи № 89 от 14.07.2009г. «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи» утвержден генеральный план города Сочи.

Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009г. № 202, установлены территориальные зоны.

В соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, а земельные участки, включенные в состав таких зон, используются в соответствии с требованиями статей 94 -100 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, в случаях, когда курорты федерального значения располагаются в границах населенных пунктов, происходит совмещение правого режима использования курортов федерального значения и правого режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав курортов и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта.

По данным кадастрового учета земельный участок № площадью 615 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес> в г. Сочи располагается во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, и относится к категории земель - земли населенных пунктов.

При таких обстоятельствах довод заявителя о том, что спорный земельный участок предоставлен Кульбаеву С.В. из состава земель федеральной собственности, является несостоятельным.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что спорный земельный участок был предоставлен органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи из состава земель, относящихся к муниципальной собственности, и в пределах предоставленной ему компетенции, в связи с чем не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска прокурора Центрального района г.Сочи к администрации г.Сочи, администрации Центрального района г.Сочи и Кульбаеву С.В. о признании недействительным постановления Главы администрации Центрального района г. Сочи от 19.11.2007 № 089 «О предоставлении Кульбаеву С.В. в аренду на 5 лет земельного участка № в квартале жилой застройки по <адрес> в Центральном районе г. Сочи для индивидуального жилищного строительства», признании недействительным заключенного между муниципальным образованием город-курорт Сочи и Кульбаевым С.В. договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ указанного земельного участка с кадастровым номером № и применении последствий недействительности ничтожной сделки - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение 10 дней.

Мотивированное решение составлено судом 06.04.2011 г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

Не вступило в законную силу.

Согласовано 11.04.2011

Судья Курин Ю.В.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200