решение по заявлению прокурора Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации об оспаривании разрешения на строительство многоквартирного жилого дома



К делу № 2-798/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ город Сочи

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

Председательствующего Ващенко Н.П.

с участием старшего помощника прокурора Центрального района города Сочи Климовой М.В.

при секретаре Коржемановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации о признании незаконным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, понуждении администрации города Сочи устранить нарушения закона путем отмены разрешения на строительство,

Установил:

Прокурор Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании незаконным разрешения № RU 23309/892, выданного заместителем Главы города Сочи 14.09.2009 года Киселевой И.Ю. на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: город Сочи, Центральный район, улица <адрес> просил о понуждении администрации города Сочи устранить нарушения закона путем отмены указанного разрешения на строительство.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на следующие обстоятельства.

24.09.2010 года прокуратурой Центрального района города Сочи в здании администрации города Сочи проведена проверка соблюдения земельного, градостроительного и природоохранного законодательства в пределах береговой полосы и водоохраной зоны Черно моря города Сочи, по результатам которой выявлены нарушения действующего градостроительного законодательства РФ, в частности, 14.09.2009 года заместителем Главы города Сочи Киселевой И.Ю. выдано разрешение № RU 23309/892 на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: город Сочи, Центральный район, улица <адрес>По мнению прокурора Центрального района города Сочи, выданное разрешение на строительство, является незаконным, поскольку многоквартирный жилой дом, по указанному выше адресу, относится к объектам, проектная документация которых подлежит государственной экологической экспертизе.

Вместе с тем, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации для выдачи разрешения на строительство в органы местного самоуправления Киселевой И.Ю. не представлено, что, в соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.

В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района города Сочи Климова М.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, пояснив, что оспариваемым разрешением на строительство нарушены интересы Российской Федерации, заключающиеся в том, что при выдаче Киселевой И.Ю. разрешения на строительство, не исполнены требования градостроительного законодательства, таким образом, действия администрации города Сочи ставят под угрозу экологическую безопасность жителей города, нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель администрации города Сочи по доверенности Бунина Е.А. возражала против заявленных требований, просила признать их необоснованными, пояснив, что оспариваемое разрешение на строительство выдано в соответствии с требованиями закона. При выдаче Киселевой И.Ю. разрешения на строительство, не требовалось проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, поскольку земельный участок, на котором осуществлено строительство многоквартирного жилого дома, не относится к землям особо охраняемых территорий, согласно данным государственного кадастра недвижимости.

В судебном заседании Борисов А.А., действующий в интересах и по доверенности Киселевой И.Ю., в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил признать их необоснованными, пояснив, что проектная документация строительства объектов не является предметом экологической экспертизы, в связи с чем, не требуется обязательного предоставления положительного заключения экологической экспертизы в качестве документа, необходимого для получения разрешения на строительство, требования прокурора считает надуманными.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования являются обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку требования заявителя непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой, процессуальное оформление этих требований в виде заявления об оспаривании действий должностных лиц суд признает правомерным и при их разрешении руководствуется нормами главы 25 ГПК РФ.

Как видно из материалов дела, 14.09.2009 года заместителем Главы города Сочи Киселевой И.Ю. выдано разрешение № RU 23309/892 на строительство объекта капитального строительства - многоквартирного жилого дома по адресу: город Сочи, Центральный район, улица <адрес> Площадь застройки 486,97 кв.м., общая площадь 9211,6 кв.м., этажность 16 на земельном участке площадью 1240 кв.м. в границах земельного участка площадью 28003 кв.м. с кадастровым номером № (л.д.8).

В соответствии с частью 15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

В части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса устанавливается, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство.

Поскольку к этому заявлению прилагаются документы, наличие которых определяется законом, то по существу выдача разрешения на строительство производится на основании исследования и проверки указанных документов.

В ходе проведенной прокуратурой Центрального района города Сочи в администрации города Сочи проверки соблюдения земельного, градостроительного и природоохранного законодательства в пределах береговой полосы и водоохраной зоны Черно моря города Сочи, выявлены нарушения действующего градостроительного законодательства РФ, в частности, в представленных в администрацию города Киселевой И.Ю. материалах для получения разрешения на строительство, отсутствовало положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, необходимость проведения которой подтверждается представленным Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Сочи от 30 сентября 2010 года перечнем документов к разрешению на строительство (л.д.7,9).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23.11.1995 года «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ, в редакции Федерального закона от 16.05.2008 года № 75-ФЗ, государственной экологической экспертизе регионального уровня подлежат проектная документация объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

Распоряжением Правительства РФ от 12.04.96 года № 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.94 года № 1470 «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей», Федеральными законами от 14.03.95 года № 26-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и от 23.02.95 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты и рекреационный зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапа, г. Геленджик и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

С учетом указанных правовых норм, довод представителя администрации города Сочи о том, что земельный участок, на котором Киселевой И.Ю. осуществлено строительство многоквартирного жилого дома, не относится к землям особо охраняемых территорий, является несостоятельным.

В представленных письменных отзывах администрации города Сочи и Киселевой И.Ю. указано, что органами, осуществляющими экологическую экспертизу проектной документации, являются органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Суд не может согласиться с данными доводами, поскольку они противоречат действующему законодательству РФ, в частности, до июня 2010 года функции по проведению государственной экологической экспертизы были возложены Постановлением Правительства РФ № 401 от 30.07.2004 года на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Указом Президента РФ N 780 от 23 июня 2010 года данные функции были переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Кроме того, в отзывах на заявление содержится ссылка на статью 10 Федерального закона от 23.11.1995 года «Об экологической экспертизе», в которой, якобы, представлен перечень объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе.

В действительности же перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, содержится в статье Федерального закона от 23.11.1995 года «Об экологической экспертизе», среди которых в пункте 7.1 указана проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Статья 13 этого же закона, на которую также ссылаются стороны, утратила силу 22 августа 2004 года.

Таким образом, по мнению суда, вывод прокуратуры Центрального района города Сочи о недействительности оспариваемого разрешения на строительство является правомерным.

Суд считает необходимым обратить внимание на следующее обстоятельство. Разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию выдаются в соответствии и в порядке, установленным федеральным законодательством, а именно Градостроительным кодексом РФ.

Положения Градостроительного кодекса РФ, на которые имеется ссылка в оспариваемом разрешении, не содержат оснований и порядка его отмены.

Обязанность доказывания соответствия оспаривания ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или надлежащих полномочий на принятие оспариваемого ненормативного акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли ненормативный акт.

Администрация города Сочи не доказала законность оспариваемого разрешения на строительство.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела о том, что проект строительства капитального объекта недвижимости - многоквартирного жилого дома по адресу: город Сочи, Центральный район, улица <адрес> государственную экологическую экспертизу в установленном Законом порядке не прошел, что безусловно нарушает права и охраняемые законом интересы граждан, в защиту которых обратилась прокуратура Центрального района города Сочи.

В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198,254 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Центрального района города Сочи в интересах Российской Федерации о признании незаконным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, понуждении администрации города Сочи устранить нарушения закона путем отмены разрешения на строительство, признать обоснованным.

Признать незаконным разрешение № RU 23309/892, выданное заместителем Главы города Сочи 14.09.2009 года Киселевой И.Ю. на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: город Сочи, Центральный район, улица <адрес>

Обязать администрацию города Сочи устранить нарушения закона путем отмены разрешения на строительство № RU 23309/892, выданного заместителем Главы города Сочи 14.09.2009 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней.

Председательствующий судья Н.П. Ващенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200