г.Сочи
14.04.2011 года
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Слука В.А.
при секретаре судебного заседания Курине В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к МДОБУ детский сад №33 г.Сочи, администрации г.Сочи о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Сочи обратился в суд в порядке ст.ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 33 г. Сочи, администрации города Сочи, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства к условиям воспитания и обучения несовершеннолетних воспитанников. Обязать ответчиков устранить выявленные нарушения СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N91.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Брацлавская О.В. на заявленных требованиях настаивала и мотивировала их тем, что прокуратурой города при осуществлении надзора за исполнением требований действующего законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в период обучения (воспитания) установлено, что МДОУ детский сад № 33 г. Сочи не соблюдаются требования санитарно- эпидемиологического законодательства к условиям воспитания и обучения несовершеннолетних. Как установлено в ходе проверки, МДОУ детский сад №33 г.Сочи при осуществлении деятельности по воспитанию, развитию и обучению несовершеннолетних воспитанников детского сада по адресу: (Адрес), допущены нарушения пп. 3.7, 6.2, 6.14, 1.14 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка. Раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудовать индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется. В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей. Спальни оборудуют стационарными кроватями. Длина стационарной кровати для детей 3-7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см. Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным, в айонах первой строительно-климатической зоны (с вечномерзлыми грунтами) - дощатым. Возможно выполнение покрытия площадок строительными материалами, безвредными для здоровья детей. В нарушение вышеуказанных требований в образовательном учреждении допущено снижение нормативной площади (2,0 кв.м) на одного ребенка в следующих группах: в младшей (в младшей группе списочный состав детей - 27, площадь на одного ребенка фактическая- 1, 6 кв.м), средней (25 человек, площадь на 1 ребенка фактическая- 1,8 кв.м) и старшей группе ( 23 чел., площадь на I ребенка фактическая- 2,1 кв.м); покрытие игровых площадок асфальтное, имеются участки затопления, неровности, выбоины; в двух прогулочных верандах протекает кровля; в групповых не хватает индивидуальных шкафчиков для хранения верхней одежды в приемной; для хранения полотенец не хватает индивидуальных ячеек; спальные помещения оборудованы 2-х ярусными кроватями, высота" кровати над уровнем пола больше 30 см; в производственном помещении пищеблока для обработки сырой продукции необходимо проведение ремонта, на стене имеются участки, пораженные плесневым грибком; образовательное учреждение функционирует в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации г.Сочи Бунина Е.А. по доверенности возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика МДОБУ детский сад №33 г.Сочи, будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица - ТО ТУ Роспортебнадзора в г.Сочи - Киселева М.С. по доверенности, полагала необходимым исковое заявление прокурора г.Сочи удовлетворить.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой города при осуществлении надзора за исполнением требований действующего законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в период обучения (воспитания) установлено, что МДОУ детский сад № 33 г. Сочи не соблюдаются требования санитарно- эпидемиологического законодательства к условиям воспитания и обучения несовершеннолетних.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон N 52-ФЗ).
Согласно ст. ст. 20, 41, 38 Конституции РФ, ст. 2 Закона РФ «Об образовании» РФ от 10.07.1992 N 3266-1 каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Одним из основных принципов государственной политики в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.
Согласно ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Пунктом 1 ст. 2 Закона N 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 28 Закона N 52-ФЗ, в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В силу приведенных выше норм разработаны СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91, направленные на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Указанные правила являются обязательными к исполнению.
Как установлено в ходе проверки, МДОУ детский сад № 33 г. Сочи при осуществлении деятельности по воспитанию, развитию и обучению несовершеннолетних воспитанников детского сада по адресу: (Адрес), допущены нарушения пп. 3.7, 6.2, 6.14, 1.14 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Согласно пп. 3.7, 6.2, 6.14, 1.14 СанПиН 2.4.1.2660-10, функционирование дошкольных организаций осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей и персонала. Шкафы для одежды и обуви оборудовать индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется. В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
Спальни оборудуют стационарными кроватями. Длина стационарной кровати для детей 3-7 лет составляет 140 см, ширина - 60 см и высота - 30 см.
Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны следует предусматривать: травяным, утрамбованным грунтом, беспыльным, в районах первой строительно-климатической зоны (с вечномерзлыми грунтами) - дощатым. Возможно выполнение покрытия площадок строительными материалами, безвредными для здоровья детей.
В нарушение вышеуказанных требований в образовательном учреждении допущено снижение нормативной площади (2,0 кв.м) на одного ребенка в следующих группах: в младшей (в младшей группе списочный состав детей - 27, площадь на одного ребенка фактическая- 1, 6 кв.м), средней (25 человек, площадь на 1 ребенка фактическая- 1,8 кв.м) и старшей группе ( 23 чел., площадь на I ребенка фактическая- 2,1 кв.м); покрытие игровых площадок асфальтное, имеются участки затопления, неровности, выбоины; в двух прогулочных верандах протекает кровля; в групповых не хватает индивидуальных шкафчиков для хранения верхней одежды в приемной; для хранения полотенец не хватает индивидуальных ячеек; спальные помещения оборудованы 2-х ярусными кроватями, высота" кровати над уровнем пола больше 30 см; в производственном помещении пищеблока для обработки сырой продукции необходимо проведение ремонта, на стене имеются участки, пораженные плесневым грибком; образовательное учреждение функционирует в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10.
В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом РФ «Об образовании»; материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства стали возможны, в том числе, в результате комплектования МДОУ воспитанниками сверх установленной лицензией предельной численности воспитанников, а также ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления обязанности содержанию зданий и сооружений детского сада, по обустройству территории, прилегающей к дошкольному образовательному учреждению.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Осуществление МДОУ детский сад № 33 г. Сочи образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологических норм и правил не обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, и создает угрозу причинения вреда в будущем правам и охраняемым законом интересам неопределенного круга лиц, в первую очередь несовершеннолетних, их родителей сотрудников ОУ, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право обратиться в суд для защиты их прав и интересов.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование прокурора являются обоснованными, а исковое заявление подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к МДОБУ детский сад №33 г.Сочи, администрации г.Сочи о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад № 33 г. Сочи, администрации города Сочи, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства к условиям воспитания и обучения несовершеннолетних воспитанников.
Обязать ответчиков устранить выявленные нарушения СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 №91.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: