решение по заявлению прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи 14 апреля 2011 года

Судья Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края Власенко В.А.,

с участием секретаря судебного заседания Саребикян Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Сочи обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации города Сочи по не осуществлению оформления и последующего предоставления в соответствии с земельным законодательством земельного участка для размещения мест погребений умерших граждан, расположенного на территории Лазаревского района г.Сочи в п.Головинка (мусульманское), Муниципальному унитарному предприятию г. Сочи «Ритуальные услуги населению», а также по неосуществлению приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемых под захоронение умерших граждан кладбища и возложить на администрацию города Сочи в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность осуществить оформление и последующее предоставление в соответствии с земельным законодательством земельного участка для размещения мест погребений умерших граждан, расположенного на территории Лазаревского района г.Сочи (мусульманское), Муниципальному унитарному предприятию г. Сочи «Ритуальные услуги населению», а также привести в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемые под захоронение умерших граждан кладбище.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Чуприна Е.А.на заявленных требованиях настаивала.

Представитель администрации г.Сочи Шелест Н.В. требования прокурора не признала, просила отказать.

Другие лица участвующие в деле в суд не явились о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Руководствуясь ч.2 ст.257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, так как неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерацию» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Прокуратурой г. Сочи проведена проверка соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан за 2006 - 2010гг.

В ходе проверки установлено, что на мусульманском кладбище, расположенном на территории Лазаревского района в п.Головинка существует неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка.

Так, прокуратурой города с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Сочи проведена выездная проверка соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства на территории Лазаревского района г. Сочи п. Головинка муниципального общественного кладбища. По результатам проверки установлены нарушения санитарных правил и норм и требований природоохранного законодательства:

Кладбище эксплуатируется с ограждением в неудовлетворительном состоянии, без разбивки на сектора, должного благоустройства и озеленения, с дорогами неудовлетворительного состояния, без организации отвода и сбора поверхностных вод (нарушение п. 3.1. СанПин 2.1.1279-03).

Для проведения поливочных и уборочных работ кладбища не предусмотрена система водопровода технической воды (нарушение п. 7.4. СанПин 2.1.1279-03).

При отсутствии централизованной системы канализации на кладбище не устроены общественные туалеты выгребного типа (нарушение п. 7.4. СанПин 2.1.1279-03).

На территории кладбища не предусмотрены урны для сбора мусора, огражденные площадки для мусоросборников с твердым покрытием (нарушение п. 7.9., 7.10. СанПин 2.1.1279-03).

В соответствии со ст. 18 Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На основании ч.2 ст.15 указанного федерального закона, решение о создании муниципальных мест погребения принимается органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Частью 4 ст. 16 данного федерального закона, а также ч. 5 ст. 17 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» определено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Межевание земельного участка, фактически занимаемого кладбищем, расположенном на территории Лазаревского района г. Сочи в п. Головинка (мусульманское), и его кадастровый учет не производились, что свидетельствует об отсутствии у земельного участка индивидуально-определенных признаков, определяющих его как объект гражданских прав в соответствии с п. 3 ст. 129 ГК РФ, п. 2 ст. 6 ЗК РФ, ст. 11.1 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Однако, проведенной прокуратурой г. Сочи проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона для размещения места погребения - в п.Головинка (мусульманское) Лазаревского района г.Сочи общественного муниципального кладбища земельный участок органом местного самоуправления город-курорт Сочи не предоставлялся, несмотря на неоднократное направление в адрес Главы города-курорта Сочи руководителем МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению» заявлений о необходимости предоставления земельных участков, занимаемых муниципальными кладбищами (заявление МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению» от ДД.ММ.ГГГГ № - поступило в администрацию города Сочи ДД.ММ.ГГГГ, заявление МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению» от ДД.ММ.ГГГГ № - поступило в администрацию города Сочи ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом города Сочи от 28.12,1992 № ЦР 1590 создана специализированная организация по вопросам похоронного дела - Муниципальное унитарное предприятие г. Сочи «Ритуальные услуги населению». В соответствии с п. 2.1 Устава Муниципальное унитарное предприятие г. Сочи «Ритуальные услуги населению» предоставляет населению услуги в области погребения и похоронного дела по городу Сочи. В соответствии с п. 2.2 Устава Муниципального унитарного предприятия г.Сочи «Ритуальные услуги населению» указанное предприятие осуществляет регистрацию, инвентаризацию и учет мест захоронений и надгробных (надмогильных) сооружений на кладбищах.

Вместе с тем, под эксплуатируемое мусульманское кладбище на территории Лазаревского района в и. Головинка для захоронения умерших граждан, земельный участок Муниципальному унитарному предприятию г. Сочи «Ритуальные услуги населению» органом местного самоуправления город-курорт Сочи в установленном законом порядке не передавался.

Таким образом, органом местного самоуправления город-курорт Сочи, в нарушение требований ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», порядок деятельности Муниципального унитарного предприятия г. Сочи «Ритуальные услуги населению», не определен. В установленном законом порядке земельный участок, фактически занимаемый кладбищем, муниципальному унитарному предприятию не передан, отсутствие четко определенных границ кладбища и отсутствие документальной передачи МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению» занимаемого кладбищем земельного участка влечет создание благоприятной обстановки для нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Администрацией г.Сочи вышеприведенные требования земельного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о погребении и похоронном деле при решении вопроса местного значения по содержанию места захоронения - мусульманского кладбища, расположенного в п. Головинка Лазаревского района города Сочи, не соблюдаются, что влечет угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Право прокурора на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства в защиту неопределенного круга лиц, предусмотрено и ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», согласно которой, прокурор в случае нарушения прав значительного числа граждан, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах этих граждан, либо неопределенного круга лиц.

Бездействие органа местного самоуправления - администрации юрода- курорта Сочи по неосуществлению оформления и последующего предоставления МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению» в соответствии с действующим земельным законодательством земельного участка под размещение места погребения умерших граждан на кладбище, расположенном на территории Лазаревского района города Сочи, п. Головинка (мусульманское), а также неосуществление приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших кладбища, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГК РФ дает право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование прокурора является обоснованными и на орган местного самоуправления в лице администрации г.Сочи должна устранить выявленные нарушения.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора города Сочи о признании незаконным бездействие администрации города Сочи по не осуществлению оформления и последующего предоставления в соответствии с земельным законодательством земельного участка для размещения мест погребений умерших граждан, расположенного на территории Лазаревского района города Сочи в п.Головинка (мусульманское), Муниципальному унитарному предприятию г.Сочи «Ритуальные услуги населению», а также по неосуществлению приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших граждан кладбища признать обоснованным.

Обязать администрацию города Сочи осуществить оформление и последующее предоставление в соответствии с земельным законодательством земельного участка для размещения мест погребений умерших граждан, расположенного на территории Лазаревского района города Сочи (мусульманское), Муниципальному унитарному предприятию г. Сочи «Ритуальные услуги населению», а также привести в соответствие с санитарно- эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемое под захоронение умерших граждан кладбище в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2011 года.

Судья:

В.А. Власенко

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»

-32300: transport error - HTTP status code was not 200