решение по иску Торомонян Ш.К. к администрации Центрального района г. Сочи, Лаптевой В.Н. о понуждении устранить в полном объеме допущенные нарушения прав землевладельца



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ       город Сочи

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ващенко Н.П.,

при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края гражданское дело по исковому заявлению Торомонян Ш.К. к администрации Центрального района г. Сочи, Администрации г. Сочи, Лаптевой В.Н. об обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения прав землевладельца,

УСТАНОВИЛ:

Торомонян Ш.К. обратилась в Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края с заявлением к администрации Центрального района г.Сочи, администрации г.Сочи, Лаптевой В.Н. об оспаривании действий и решений органов местного самоуправления, должностных лиц.

В обоснование заявленных требований заявитель Торомонян Ш.К. указала, что 08.02.2011 года ей стало известно о распоряжении главы администрации Центрального района г.Сочи от 03.11.2010г. №994-р «О предоставлении земельного участка Лаптевой В.Н. в собственность за плату по улице <адрес> в Центральном районе города-курорта Сочи для эксплуатации двухэтажного гаражного бокса», о распоряжении главы администрации Центрального района г.Сочи от 01.02.2011г. №33-р «Об отмене постановления главы администрации Центрального района г.Сочи от 12.02.2007г. №89 «О предоставлении Торомонян Ш.К. в собственность за плату земельного участка при жилом доме по улице <адрес> в Центральном районе города-курорта Сочи для индивидуального жилищного строительства», а также о том, что заместитель начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи поручил от 27.02.2009г. ООО «Стройсфера» изготовление схемы расположения земельного участка по ул.<адрес>. Считает, что данные действия нарушают ее права и противоречат Земельному кодексу РФ и нормативно-правовым актам муниципального образования город-курорт Сочи.

В судебном заседании представитель Торомонян Ш.К. настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объёме, а также пояснил, что действия органов местного самоуправления нарушают права частной собственности Торомонян Ш.К. гарантированного ей Конституцией РФ.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации города Сочи Шелест Н.В. просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать, так как нарушений со стороны заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи допущено не было, поручения данные им в письменной форме соответствуют Уставу муниципального образования город-курорт Сочи и не порождают правовых последствий для Торомонян Ш.К.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации Центрального района города Сочи просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать, так как администрация Центрального района г.Сочи при издании указанных распоряжений в заявлении Торомонян Ш.К. действовала в пределах предоставленных полномочий в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании представитель ответчика Лаптевой В.Н. - Буленков Л.А. просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать и пояснил, что нарушений прав Торомонян Ш.К. со стороны Лаптевой В.Н. не было и органы местного самоуправления действовали в рамках своих полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица - Потребительский гаражно-строительный кооператив №143 г.Сочи в лице председателя Сердюковой В.Н. в судебном заседании просила заявленные требования удовлетворить.

       Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя, ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Распоряжением главы администрации Центрального района г.Сочи от 03.11.2010г. №994-р Лаптевой В.Н. предоставлен земельный участок в собственность за плату площадью 135 кв.м. с кадастровым номером по <адрес> в Центральном районе города-курорта Сочи для эксплуатации двухэтажного гаражного бокса.

На указанном земельном участке расположено строение принадлежащее Лаптевой В.Н. на праве собственности согласно свидетельства о государственной регистрации права от 05.12.2005г. серия .

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со ст.10 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют право на приватизацию этих земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством.

Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, то таким образом, Лаптева В.Н. обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка для эксплуатации своего строения.

Суд не может принять доводы заявителя о том, что якобы невыполнение Лаптевой В.Н. п.п. 3.3. распоряжения главы администрации Центрального района г.Сочи от 03.11.2010г. №994-р «О предоставлении земельного участка Лаптевой В.Н. в собственность за плату по улице <адрес> в Центральном районе города-курорта Сочи для эксплуатации двухэтажного гаражного бокса» влечёт отмену данного распоряжения, так как Лаптева В.Н. в срок указанный в распоряжении обратилась в департамент имущественных отношений администрации города Сочи для заключения договора купли-продажи земельного участка, что подтверждается её заявлением от 11.11.2010г. с отметкой департамента имущественных отношений администрации города Сочи.

Также представителем администрации города Сочи было пояснено, что Лаптева В.Н. требования распоряжения главы администрации Центрального района г.Сочи выполнила в установленные сроки и в настоящее время процедура оформления передачи права собственности Лаптевой В.Н. осуществляется департаментом имущественных отношений администрации города Сочи и от Лаптевой В.Н. не зависит, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию.

Кроме того, имеет право самостоятельно отменять распоряжение о предоставлении земельного участка по существенным причинам только орган местного самоуправления. Суд при исследовании документов в судебном заседании не находит оснований для отмены распоряжения главы администрации Центрального района г.Сочи от 03.11.2010г. №994-р «О предоставлении земельного участка Лаптевой В.Н. в собственность за плату по улице <адрес> в Центральном районе города-курорта Сочи для эксплуатации двухэтажного гаражного бокса», так как оно соответствует Земельному кодексу РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставу муниципального образования город-курорт Сочи.

Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи от 27.02.2009г. по обращению Лаптевой В.Н. было поручено ООО «Стройсфера» изготовление схемы расположения земельного участка по ул.<адрес>

Согласно п.24.5. административного регламента исполнения администрацией города Сочи функций по подготовке, согласованию и принятию решений в сфере земельных отношений, утверждённого постановлением Главы города Сочи от 31.10.2008г. №1203 «Об утверждении административного регламента исполнения администрацией города Сочи функций по подготовке, согласованию и принятию решений в сфере земельных отношений» (действовавшее до 01.06.2009г.), Глава города Сочи, заместитель Главы города Сочи по инвестиционной деятельности в 5-дневный срок с момента регистрации заявления направляет его в управление архитектуры и градостроительства администрации города Сочи. По итогам рассмотрения заявления в течение 5 рабочих дней управление архитектуры и градостроительства администрации города Сочи дает поручение или мотивированный отказ на изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Согласно п.1 ст. 40 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, администрация в сфере регулирования земельных отношений и недропользования осуществляет следующие полномочия: управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом действия заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи Шевейко О.В. в части поручения ООО «Стройсфера» изготовление схемы расположения земельного участка по ул.<адрес> соответствуют муниципальным правовым актам муниципального образования город-курорт Сочи и не нарушают права Торомонян Ш.К.

Глава администрации Центрального района города Сочи своим распоряжением от 01.02.2011г. №33-р удовлетворил протест прокурора Центрального района г.Сочи от 24.12.2010г. №7-03/10/1521 и отменил постановление главы администрации Центрального района г.Сочи от 12.02.2007г. №89 «О предоставлении Торомонян Ш.К. в собственность за плату земельного участка при жилом доме <адрес> в Центральном районе города-курорта Сочи для индивидуального жилищного строительства».

При проведении проверки прокуратурой Центрального района г.Сочи установлены множественные нарушения норм закона при предоставлении Торомонян Ш.К. земельного участка у дома <адрес> г.Сочи, в том числе и предоставление земельного участка сверх предельных размеров, установленных для земельных участков предоставляемых гражданам в собственность за плату из земель находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с ч.1 ст.129 Конституции РФ, Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

В соответствии с ч.5 ст.129 Конституции РФ, полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

В соответствии с ч.1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления их должностными лицами, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт.

В соответствии с ч.1 ст.11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Таким образом прокуратура Центрального района г.Сочи правомерно в пределах своих полномочий установленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»,который имеет наибольшую юридическую силу по сравнению с другими правовыми актами, внесла протест от 24.12.2010г. №7-03/10/1521 в администрацию Центрального района г.Сочи в интересах муниципального образования город-курорт Сочи для предотвращения неправомерного отчуждения муниципального имущества.

Администрация Центрального района г.Сочи рассмотрев протест прокурора Центрального района г.Сочи от 24.12.2010г. №7-03/10/1521 удовлетворила его и отменила постановление главы администрации Центрального района г.Сочи от 12.02.2007г. №89 «О предоставлении Торомонян Ш.К. в собственность за плату земельного участка при жилом доме <адрес> в Центральном районе города-курорта Сочи для индивидуального жилищного строительства».

Позиция Администрации Центрального района г.Сочи при отмене указанного постановления совпала с позицией прокуратуры Центрального района г.Сочи, принесшей на постановление протест.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, следовательно, архивная справка ГУП «Октябрьский» от 25.09.2003 года не имеет юридической силы.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», Унитарное предприятие обязано хранить следующие документы:

учредительные документы унитарного предприятия, а также изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы унитарного предприятия и зарегистрированные в установленном порядке;

решения собственника имущества унитарного предприятия о создании унитарного предприятия и об утверждении перечня имущества, передаваемого унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, о денежной оценке уставного фонда государственного или муниципального предприятия, а также иные решения, связанные с созданием унитарного предприятия;

документ, подтверждающий государственную регистрацию унитарного предприятия;

документы, подтверждающие права унитарного предприятия на имущество, находящееся на его балансе;

внутренние документы унитарного предприятия;

положения о филиалах и представительствах унитарного предприятия;

решения собственника имущества унитарного предприятия, касающиеся деятельности унитарного предприятия;

списки аффилированных лиц унитарного предприятия;

аудиторские заключения, заключения органов государственного или муниципального финансового контроля;

иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия, внутренними документами унитарного предприятия, решениями собственника имущества унитарного предприятия и руководителя унитарного предприятия.

В соответствии с п.11 ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», муниципальный архив - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое муниципальным районом, городским округом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.

ГУП «Октябрьский» не являясь муниципальным архивом, а являясь коммерческой организацией, не вправе осуществлять деятельность по выдаче выписок (или копий) из правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки отнесенные законом к муниципальной собственности.

В выписке из похозяйственной книги от 14.01.2011г. указано иное лицо - Тороманьян А.А., не имеющее отношения к рассматриваемому судом делу.

Адрес предоставленного этому лицу земельного участка, площадью 0,26 га, располагался в селе <адрес>, и не идентифицируется с участком Торомонян Ш.К.

В свидетельстве о праве на наследство от 03.10.1991г. указан умерший гражданин как - Торомонян А.А.. Наследованным имуществом являлся только жилой дом по <адрес>, а не принадлежащий на каком-либо вещном или обязательственном праве земельный участок, в соответствии с требованиями Закона СССР от 06.03.1990г. №1305-1 «О собственности в СССР».

Также в выписке из похозяйственной книге указано, что она выдана на основании похозяйственной книги исполкома Навагинского сельского Совета депутатов трудящихся Адлерского района г.Сочи, что является неправомерным, поскольку на тот период Адлерский район Краснодарского края был административно-территориальной единицей края и территориально не входил в состав города Сочи, что подтверждается Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 10 февраля 1961 года «О расширении территории города Сочи и упразднении Адлерского и Лазаревского сельских районов Краснодарского края».

В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В соответствии с ч.1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В соответствии с ч.1 ст.68 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

В соответствии со ст.66 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, в систему муниципальных правовых актов входят:

1) Устав, правовые акты, принятые на местном референдуме;

2) нормативные и иные правовые акты Городского Собрания Сочи;

3) правовые акты администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 и ч.3 ст. 52 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, администрации внутригородских районов города Сочи, именуемые в дальнейшем «Администрации районов», являются территориальными органами администрации. Деятельность Администрации района осуществляется на основании положения об Администрации района, утверждаемого Городским Собранием Сочи.

В соответствии с ч.1 ст.5 Положения решения Городского Собрания Сочи от 27.12.2005 №425 «О Положении "Об администрации Центрального района - территориальном органе администрации города-курорта Сочи», глава администрации внутригородского района издает распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом города Сочи, положениями о них, постановлениями и распоряжениями Главы города Сочи.»

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст. 5. Положения Решения Городского Собрания Сочи от 27.12.2005 №425 «О Положении «Об администрации Центрального района - территориальном органе администрации города-курорта Сочи», в случае противоречия правового акта главы администрации Центрального района действующему законодательству Российской Федерации, Краснодарского края, правовым актам органов местного самоуправления города-курорта Сочи, он может быть отменен главой администрации Центрального района.

Таким образом, глава администрации Центрального района г. Сочи действовал в рамках предоставленных полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Право собственности Торомонян Ш.К. на земельный участок вышеуказанными действиями не нарушено, поскольку свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок за Торомонян Ш.К. не было отменено органами самостоятельно, постольку ни в протесте прокуратуры Центрального района г.Сочи от 24.12.2010г. №7-03/10/1521 ни в распоряжении главы администрации Центрального района г.Сочи от 01.02.2011г. вопрос о прекращении права собственности Торомонян Ш.К. на земельный участок не ставился.

Кроме того, согласно решению Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 14.04.2009г. признаны недействительными результаты межевания на земельный участок Торомонян Ш.К. и данный участок, чей кадастровый номер указан в свидетельстве о государственной регистрации права за Торомонян Ш.К. снят с кадастрового учета.

Таким образом, уже в 2009 году право собственности Торомонян Ш.К. на земельный участок как конкретный объект недвижимости не индетифицирован.

Довод заявителя о том, что решением Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 14.04.2009г. не было признано незаконным и не отменено постановление главы администрации Центрального района г.Сочи от 12.02.2007г. №89 «О предоставлении Торомонян Ш.К. в собственность за плату земельного участка при жилом доме <адрес> в Центральном районе города-курорта Сочи для индивидуального жилищного строительства» не может быть принят судом, поскольку предметом рассмотрения указанного гражданского дела были результаты межевания земельного участка Торомонян Ш.К. и суд правовую оценку постановлению главы администрации Центрального района г.Сочи от 12.02.2007г. №89 не давал и истцами такие требования не были заявлены.

Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования Торомонян Ш.К. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных исковых требований Торомонян Ш.К. к администрации Центрального района г. Сочи, Администрации г. Сочи, Лаптевой В.Н. об обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения прав землевладельца- отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение 10 дней.

Председательствующий         Н.П. Ващенко

-32300: transport error - HTTP status code was not 200