К делу № 2-1961/09 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации город Сочи ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд города Сочи в составе: председательствующего судьи Ващенко Н.П., при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению Самсоненко А.А. к Краснодарскому краю, в лице Руководителя Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о признании незаконными действий ответчика по возврату комплекта документов, несвоевременному уведомлению о проведении второго этапа конкурса, недоведению информации, признании действий ответчика дискриминационными, признании незаконными и отмене результатов конкурсов на замещение вакантных должностей, УСТАНОВИЛ: Самсоненко А.А. обратился в суд с заявлением к Краснодарскому краю, в лице Руководителя Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о признании незаконными действий ответчика, выразившихся в возврате комплекта документов Самсоненко А.А., представленных в Департамент для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края «начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и режиму Департамента...», без объяснения причин отказа в допуске на участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края (п. 12. Положения «О конкурсе...»), несвоевременном уведомлении Самсоненко А.А. о проведении второго этапа конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края - «начальник отдела правовых отношений Департамента...» (п. 14. Положения «О конкурсе...»), недоведении истцу, как иногороднему кандидату на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края - состава конкурсной комиссии, сроков и порядка её работы, а также методики проведения конкурса, определённых правовым актом Департамента (п. 16. Положения «О конкурсе...»). Просил также признать дискриминационными действия Ответчика, указанные в п. 1 требований искового заявления (п. 1 а) ст. 1. Конвенции МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий»), просил признать незаконными и отменить результаты конкурсов: на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края - начальник отдела правовых отношений правового управления Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края - начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и режиму Департамента по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года. В обоснование заявленных требований истец указал, что Краснодарский край в лице Департамента по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее Департамент) в 2010 году проводил конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края - начальник отдела правовых отношений Департамента. Информация о конкурсе была размещена 12.10.2010 года на сайте Интернет <данные изъяты> Для участия в конкурсе истец направил заявление и комплект документов 20.10.2010 года. 25.11.2010 года получил сообщение о «допуске ко второму этапу конкурса, который состоится 29.11.2010 года по адресу: г. Сочи пер. <адрес>» (исх. Департамента от 16.11.2010 № 81-14063/10-04, имеется в материалах дела). В указанный срок Самсоненко А.А. принял участие в тестировании и собеседовании, но ввиду отсутствия информации о порядке и методике его проведения, заблаговременно - о допуске его к участию во втором этапе конкурса - не имел необходимых сведений и времени для подготовки по нормативным актам Краснодарского края, в отличие от «местных» кандидатов, включая гражданских служащих Департамента, чем был поставлен, по его мнению, в неравные условия участия в конкурсе. Узнав, что не выдержал испытания (исх. Департамента от 01.12.2010 № 81-19317/10-04, прилагается), истец направил 09.12.2010 года новое заявление (копии заявления, конверта и уведомления о вручении имеются в материалах дела) и новый комплект документов на участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края - начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и режиму Департамента. Информация о конкурсе была размещена 26.11.2010 на сайте Интернет <данные изъяты> 24.01.2011 года в адрес истца из Департамента были возвращены документы (копия конверта прилагается) без какого-нибудь сопроводительного письма, причины отказа в допуске к участию в конкурсе Ответчиком не сообщались. Считает, что действиями Ответчика, выразившимися в несоблюдении им требований Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2005 г., № 6, ст. 439, далее - Положение «О конкурсе...»), нарушены его конституционные и законные права на равенство перед законом и равный доступ к государственной службе, в части своевременного и надлежащего уведомления истца о принимаемых конкурсной комиссией решениях, а также в части законности образования и деятельности самой конкурсной комиссии Департамента, принимаемых ею решений. В судебное заседание Самсоненко А.А. не явился, в письменном обращении просил суд рассмотреть гражданское дело без его участия. В судебном заседании представители Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 Меличко Н.В., Третьяк И.С, Копалиани О.В., действующие на основании доверенностей, заявленные требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, пояснив, что требования Самсоненко А.А. вытекают из публичных правоотношений, по своему характеру представляют собой требования, урегулированные главой 25 ГПК РФ.В связи с изложенным, при рассмотрении заявления Самсоненко А.А. должны применяться положения указанной главы ГПК РФ.В силу статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. По мнению представителей Департамента, требования Самсоненко А.А. заявлены за пределами трехмесячного срока, установленного статьей 256 ГПК РФ, что является основанием для отказа в их удовлетворении. Выслушав мнение явившихся участников процесса, изучив материалы дела и представленные письменные доказательства, суд считает заявленные требования Самсоненко А.А., не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу положений статьи 46 Конституции РФ, ст.ст. 3, 4, 254 ГПК РФ граждане и организации вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов. В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, не согласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления). По мнению суда, требования Самсоненко А.А. вытекают из публичных правоотношений, по своему характеру представляют собой требования, урегулированные главой 25 ГПК РФ. В связи с изложенным, при рассмотрении заявления Самсоненко А.А. должны применяться положения указанной главы ГПК РФ. В силу статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Требования Самсоненко А.А. о признании незаконными действий Департамента, выразившихся в несвоевременном уведомлении Самсоненко А.А. о проведении второго этапа конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края - «начальник отдела правовых отношений правового управления» и признании незаконным и отмене результата конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края - начальник отдела правовых отношений Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года - заявлены за пределами трехмесячного срока, что подтверждается материалами дела. Так, из заявления Самсоненко А.А., поданного в суд 21.03.2011 года, видно, что 29.11.2010 года он принял участие во втором этапе конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края начальника отдела правовых отношений правового управления департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, что подтверждается приобщенными Департаментом к материалам дела документами: журналом учета участников конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года; заданиями (тестами) для определения уровня профессиональных знаний кандидатов на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и государственных гражданских служащих Краснодарского края высшей, главной, ведущей группы должностей правового управления департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (Конкурс № 18 от 12.10.2010 года). По почте кандидату Самсоненко 18.11.2010 года было направлено сообщение от 16.11.2010 № 81-14063/10-04 о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса (тестирование и индивидуальное собеседование). Более того, из распечатки телефонных звонков, сделанных Департаментом в ноябре 2010 года видно, что 13.11.2010 по телефонному номеру Самсоненко А.А. №, указанному, в том числе, в поданном им исковом заявлении) был сделан звонок, продолжавшийся 4 минуты. В ходе телефонного разговора Самсоненко А.А. был уведомлен о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса, ему были перечислены нормативные правовые акты Российской Федерации и Краснодарского края, в соответствии с которыми разработаны задания (тесты) для определения уровня профессиональных знаний кандидатов на замещение вакантной должности и проводится устное собеседование с кандидатом. Учитывая изложенное, Департаментом были исполнены требования пункта 14 Указа Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (далее - Указ Президента РФ), в силу которых представитель нанимателя, не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщения о дате, месте и времени его проведения гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе. Из изложенного следует, действия Департамента были в рамках действующего законодательства РФ, таким образом, права заявителя нарушены Департаментом не были. Вместе с тем, с учетом того, что указанные требования Самсоненко А.А. заявлены за пределами трехмесячного срока, установленного статьей 256 ГПК РФ, по мнению суда, это также является основанием для отказа в их удовлетворении. Требования заявления Самсоненко А.А. о признании дискриминационными действий Департамента, указанных в п.1 требований искового заявления (п. 1а) статьи 1 Конвенции МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий», являются необоснованными, поскольку доказательств совершения Департаментом действий, включающих по отношению к Самсоненко А.А. различие, исключение или предпочтение, основанных на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющих своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, заявителем не представлено. Более того, заявитель не указал, в какой форме и на чем были основаны соответствующие действия Департамента. Требования Самсоненко А.А. о признании незаконными действий Департамента по возврату комплекта его документов, представленных в Департамент для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края начальника отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и режиму, без объяснения причин отказа в допуске на участие в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края и признании незаконным и отмене результата конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Краснодарского края начальника отдела по взаимодействия с правоохранительными органами и режиму, по мнению Департамента, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Конкурс на замещение указанной вакантной должности был объявлен 20 ноября 2010 года. Прием документов по истечении 30 дней - 19 декабря 2010 года - был завершен в соответствии с п.11 Указа Президента РФ от 01.02.2005 № 112 в редакции, действовавшей в момент проведения конкурса. Документы Самсоненко А.А. поступили в Департамент по почте 24.12.2010 года, то есть за пределами срока, установленного для приема документов. В связи с этим, Департаментом документы Самсоненко А.А. были возвращены почтовым отправлением 19.01.2011 года в 09:05, документ № 47012. Более того, из распечатки телефонных звонков, сделанных Департаментом в декабре 2010 года видно, что 24.12.2010 по телефону Самсоненко А.А. № был сделан звонок, продолжавшийся 1 минуту. В ходе телефонного разговора Самсоненко А.А. был уведомлен, что его документы поступили в Департамент за пределами срока приема документов, который завершился 19.12.2010 года, а также было сказано, что документы будут ему возвращены почтой. Заявитель, полагая, что указанными действиями Департамента нарушены его права, ссылается на пункт 12 Указа Президента РФ от 01.02.2005 № 112. В соответствии с указанной нормой решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами на замещение вакантной должности гражданской службы, а также после оформления в случае необходимости допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. В случае установления в ходе проверки обстоятельств, препятствующих в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа в участии в конкурсе. Учитывая изложенное, пункт 12 Указа Президента РФ от 01.02.2005 № 112 не подлежит применению в настоящем случае, поскольку Самсоненко А.А. не прошел первый этап конкурса в связи с несвоевременным поступлением его документов в Департамент. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нарушений указанных положений, а также положений действующего законодательства Департаментом допущено не было. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198,254 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Заявленные требования Самсоненко А.А. к Краснодарскому краю, в лице Руководителя Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о признании незаконными действий ответчика по возврату комплекта документов, несвоевременному уведомлению о проведении второго этапа конкурса, недоведению информации, признании действий ответчика дискриминационными, признании незаконными и отмене результатов конкурсов на замещение вакантных должностей, признать необоснованными. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней. Председательствующий: Н.П. Ващенко