Дело № 2-1286/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 20 апреля 2011 года город Сочи Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по заявлению прокурора Центрального района города Сочи об оспаривании решения администрации города Сочи о выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального района г. Сочи обратился в суд с заявлением о признании незаконным разрешения № от 03.08.2010 г. на строительство 37-квартирного жилого дома по пер. Рахманинова в Центральном районе города Сочи, выданного Мартиросяну М.Р., и возложении обязанности на администрацию г.Сочи по устранению допущенных нарушений путем отмены указанного разрешения на строительство. В обоснование требований прокурор указал, что разрешение выдано в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ, поскольку застройщиком Мартиросян М.Р. при получении разрешения на строительство не было представлено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Чуприна Е.А. поддержала заявленные требования и мотивировала их тем, что в ходе проведения прокуратурой Центрального района города Сочи проверки соблюдения земельного, градостроительного и природоохранного законодательства в пределах береговой полосы и водоохраной зоны Черного моря г. Сочи выявлены нарушения администрацией г. Сочи действующего градостроительного законодательства. Так, 03.08.2010 г. заместителем Главы города Сочи Мартиросяну М.Р. выдано разрешение № на строительство 37-квартирного жилого дома, расположенного по <адрес> в Центральном районе города Сочи. Градостроительный кодекс РФ устанавливает перечень документов, предоставляемых застройщиком для получения разрешения на строительство, который включает, помимо иных документов, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации. Вместе с тем, в приложенных к заявлению о выдаче указанного разрешения на строительство материалах отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы, что является грубым нарушением действующего законодательства и основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство в силу ч. 13 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ. Своими действиями администрация города Сочи нарушила установленный федеральным законодательством порядок выдачи разрешения на строительство. По этим основаниям просит признать незаконным разрешение № RU 23309-1221 от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 37-квартирного жилого дома, расположенного по <адрес> в Центральном районе города Сочи, выданного Мартиросяну М.Р., и возложить обязанность на администрацию города Сочи устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем отмены указанного разрешения на строительство. Представитель заинтересованного лица, чьи действия оспариваются, - администрации города Сочи по доверенности Бунина Е.А. просила в удовлетворении заявленных требований отказать, так как оспариваемое разрешение на строительство Мартиросяном М.Р. многоквартирного жилого дома выдано администрацией г. Сочи в соответствии с действующим законодательством. Оспариваемое разрешение на строительство выдано 3 августа 2010 года взамен ранее выданного разрешения на строительство № от 14 мая 2008 года в связи с окончанием его срока действия. Таким образом, оспариваемое разрешение на строительство выдано без нарушения требований ст. 49, 54 Градостроительного Кодекса РФ, который введен в действие с 31.05.2008 года. Заинтересованное лицо Мартиросян М.Р. и его представитель по доверенности Сгибнев И.В. возражали против удовлетворения заявленных требований, при этом пояснили суду, что разрешение № на строительство многоквартирного жилого дома от 03.08.2010 г. выдано взамен ранее выданного разрешения на строительство № от 14.05.2008 г. Изначально выданное разрешение на строительство от 14.05.2008 года содержало в себе ряд ошибок в технических характеристиках возводимого объекта, так как данные были взяты из предпроектной документации. В утвержденном проекте строительства содержатся иные технические характеристики объекта, в связи с чем, было выдано новое разрешение на строительство дома. Разрешение на строительство многоквартирного жилого дома № от 14.05.2008 г. было выдано в соответствии с требованиями ст.51 Градостроительного Кодекса РФ, так как было получено положительное заключение государственной экспертизы, проведенной в соответствии с требованиями п.20 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ. Кроме того, полагают, что оспариваемое разрешение на строительство было предметом судебного разбирательства по другому гражданскому делу, решением суда в удовлетворении требований о признании недействительным оспариваемого разрешения на строительство отказано, решение суда вступило в законную силу. Кроме того, считают, что положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации требуется в случаях, предусмотренных ч.б ст. 49 ГрК РФ, в частности, если строительство осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий. В силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Земельного Кодекса РФ категория земель указывается, в том числе, в государственном кадастре недвижимости. Земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, на которых осуществляется строительство многоквартирного дома, по данным государственного кадастра недвижимости относятся к землям населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования: многоквартирный жилой дом. Исходя из смысла ч. 2 ст. 8 Земельного Кодекса РФ на указанные земельные участки не распространяется правовой режим земель, отличных от земель населенных пунктов, в данном случае земель особо охраняемых территорий и объектов. При получении как оспариваемого разрешения на строительство, выданного 3 августа 2010 года взамен разрешения на строительство № от 14 мая 2008 года в связи с допущенными техническими ошибками, так и самого разрешения на строительство № от 14 мая 2008 года, не требовалось проведение экологической экспертизы проектной документации, поскольку земельные участки, на которых осуществляется строительство многоквартирного дома, по данным государственного кадастра недвижимости не относятся к землям особо охраняемых природных территорий. Проведение государственной экологической экспертизы проектной документации требуется в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ, редакция которой была введена в действие Федеральным законом от 16 мая 2008 года № 75-ФЗ, вступившим в силу 31 мая 2008 года. В силу ст. 4 Гражданского Кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, к спорным правоотношениям не могут применяться требования ч. 6 ст. 49 ГрК РФ. Кроме того, полагают, что необходимость проведения экологической экспертизы при получении разрешения на строительство от 3 августа 2010 года отсутствовала, поскольку данноеразрешение продлевает действие ранее выданного разрешения на строительство № от 14 мая 2008 года. Выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с действующим законодательством, на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Материалами дела установлено следующее. Согласно кадастровым выпискам от 08.04.2008г. земельные участки с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 396 кв.м., и кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 670 кв.м. по пер. Рахманинова в г.Сочи относятся к землям населенных пунктов и имеют разрешенный вид использования - под строительство многоквартирного жилого дома. Земельный участок площадью 670 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес> в Центральном районе г.Сочи принадлежит Мартиросяну М.Р. на праве аренды на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от 09.09.2005г. №, зарегистрированного в установленном законом порядке. Земельный участок площадью 396 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес> принадлежит Мартиросяну М.Р. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.04.2008г. серии №. Постановлением Главы города Сочи от 11.02.2008 г. № вид разрешенного использования указанных земельный участков изменен с «Индивидуального жилищного строительства» и «для проектирования индивидуального жилого дома» на «многоквартирный жилой дом». Строительство объектов капитального строительства, в том числе жилых домов, регулируется Градостроительным кодексом РФ (п.1 ст.52). Согласно ст.ст.51,52 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и осуществляется на основании разрешения на строительство. В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.1). Согласно п.1 ст.5 Градостроительного кодекса РФ субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. Пунктом 3 ст.8 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Согласно п.5 ст.38 Устава г. Сочи выдача в установленном порядке разрешения на строительство объектов недвижимости относится к компетенции администрации г. Сочи. Таким образом, администрация г. Сочи, как уполномоченный муниципальным образованием г. Сочи орган, вправе принимать решение о даче разрешения на строительство и на проектирование объектов недвижимости в установленном порядке. ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Сочи Мартиросяну М.Р. выдано разрешение № RU 23309-1221 на строительство 37-квартирного жилого дома, расположенного по пер. Рахманинова в <адрес> (л.д.9). Как следует из текста указанного разрешения, оно выдано взамен выданному разрешению на строительство № RU 23309-466 от ДД.ММ.ГГГГ Приложением у казанному разрешению является положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. В соответствии с выводами экспертов ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» от ДД.ММ.ГГГГ, проектная документация 37-квартирного жилого дома, расположенного по пер. Рахманинова в <адрес> соответствует требованиям нормативных технических документов и результатам инженерных изысканий. Результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям нормативных технических документов. В силу ч.7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ и ст.ст. 11,12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в частности, орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются документы, в том числе и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса. Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ государственной экологической экспертизе подлежит проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности. Земельный кодекс РФ подразделяет все земли в РФ на категории и предусматривает, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования (статья 7 Кодекса). Соответственно, земельный участок может быть отнесен только к одной категории земель. Согласно статье 83 Земельного Кодекса РФ земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов и отделенные их границами от земель других категорий, являются землями населенных пунктов. Таким образом, одним из основных признаков, отличающих земельные участки из состава земель населенных пунктов от земельных участков из состава иных категорий земель, является включение соответствующих земельных участков в границу населенного пункта. В административных границах поселения, городского округа земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий используются с учетом требований природоохранного законодательства (для них градостроительные регламенты не устанавливаются), а правовой режим земель населенных пунктов определяется правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования. Из материалов дела следует, что решением Городского Собрания Сочи № 89 от 14.07.2009г. «Об утверждении генерального плана городского округа города Сочи» утвержден генеральный план города Сочи. Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденными решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009г. №202, установлены территориальные зоны. Согласно информации из градостроительной базы данных и дежурного плана города земельный участок по <адрес>, Центрального района города Сочи, расположен в жилой зоне в соответствии с градостроительным зонированием. В соответствии с пунктом 10 статьи 85 Земельного Кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, а земельные участки, включенные в состав таких зон, используются в соответствии с требованиями статей 94-100 Земельного Кодекса РФ. Таким образом, в случаях, когда курорты федерального значения располагаются в границах населенных пунктов, происходит совмещение правого режима использования курортов федерального значения и правого режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав курортов и одновременно и границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта. Из справки Управления архитектуры и градостроительства администрации города Сочи от 03.07.2009 года № 943 следует, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Сочи, <адрес>, Центральный район, не затрагивает предполагаемые границы земельных участков объекта программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007г. №991 и в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007г. №310-Ф3 «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Кроме того, проведение государственной экологическойэкспертизы проектной документации предусмотрено в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ. В свою очередь, положения части 6 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ, предусматривающие проведение экологической экспертизы на землях особо охраняемых природных территорий, включены Федеральным законом от 16 мая 2008 года № 75-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и статьи 49 и 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации», вступившего в силу 31 мая 2008года. Статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Федеральным законом от 16 мая 2008 года № 75-ФЗ, вступившим в законную силу 31 мая 2008 года, прямо не предусмотрена обязанность лиц, ранее получивших разрешения на строительство, чьи объекты находятся в границах земель особо охраняемых природных территорий, проводить экологическую экспертизу. Из представленных в дело материалов, послуживших основанием выдачи разрешения на строительство № от 14 мая 2008 года следует, что при выдаче данного разрешения допущена техническая ошибка, что подтверждается письмом управления архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи от 03 февраля 2011 года, а технические характеристики возводимого объекта ошибочно взяты из предварительного заключения, выданного до согласования самого рабочего проекта, содержащего основные технические характеристики многоквартирного дома, который впоследствии прошел государственную экспертизу, о чем выдано заключение от 29 мая 2009 года. Таким образом, необходимость проведения экологической экспертизы при получении разрешения на строительство от 3 августа 2010 года отсутствует, поскольку данное разрешение продлевает действие ранее выданного разрешения на строительство № от 14 мая 2008 года. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления прокурора Центрального района города Сочи об оспаривании разрешения № RU 23309-1221 от 03.08.2010 г. на строительство 37-квартирного жилого дома по <адрес> в Центральном районе города Сочи, выданного Мартиросяну М.Р., и возложении обязанности на администрацию г.Сочи по устранению допущенных нарушений путем отмены указанного разрешения на строительство -отказать. В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено судом 25.04.2011 г. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: