решение по заявлению прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным



К делу № 2-1617/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Сочи                                                                                                 29.04.2011 года

Судья Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края Слука В.А.,

при секретаре Марабян Т.С.,

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Сочи обратился в суд в порядке ст.ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации города Сочи по не осуществлению оформления и последующего представления в соответствии с земельным законодательством земельного участка для размещения мест погребений умерших граждан, расположенного на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы, МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению», а так же по неосуществлению приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших граждан кладбища. Обязать администрацию города Сочи осуществить оформление и последующее предоставление в соответствии с земельным законодательством земельного участка для размещения мест погребений умерших граждан, расположенного на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы, МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению», а также привести с соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших граждан кладбище в срок до 01.08.2011 года.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор на заявленных требованиях настаивала и мотивировала их тем, что прокуратурой г. Сочи проведена проверка соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан за 2006 - 2010гг. В ходе проверки установлено, что на кладбище, расположенном на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы существует неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка. Установлено, что на кладбище, расположенном на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы, площадь кладбища около 3 га, существует неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка. Так, прокуратурой города с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г.Сочи проведена выездная проверка соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы муниципального общественного кладбища. По результатам проверки установлены нарушения санитарных правил и норм и требований природоохранного законодательства. Проведенной прокуратурой г.Сочи проверкой установлено, что в нарушение требований закона для размещения места погребения - в Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы общественного муниципального кладбища земельный участок органом местного самоуправления город-курорт Сочи не предоставлялся, несмотря на неоднократное направление в адрес Главы города-курорта Сочи руководителем МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» заявлений о необходимости предоставления земельных участков, занимаемых муниципальными кладбищами (заявление МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» от (Дата) (Номер) - поступило в администрацию города Сочи (Дата), заявление МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» от (Дата) (Номер) - поступило в администрацию города Сочи (Дата)). Вместе с тем, под эксплуатируемое кладбище на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы для захоронения умерших граждан, земельный участок Муниципальному унитарному предприятию г.Сочи «Ритуальные услуги населению» органом местного самоуправления город-курорт Сочи в установленном законом порядке не передавался. Администрацией г.Сочи требования земельного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о погребении и похоронном деле при решении вопроса местного значения по содержанию места захоронения - кладбища, расположенного в Лазаревском районе города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы, не соблюдаются, что влечет угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Бездействие органа местного самоуправления - администрации города-курорта Сочи по неосуществлению оформления и последующего предоставления МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» в соответствии с действующим земельным законодательством земельного участка под размещение места погребения умерших граждан на кладбище, расположенном на территории Лазаревского района города Сочи в п.Калиновка вдоль федеральной трассы, а также неосуществление приведения в соответствие с санитарно- эпидемиологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших кладбища, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГК РФ дает право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации г.Сочи Бунина Е.А. по доверенности возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что в настоящее время проводятся работы по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены кладбища, с целью придания им официального статуса муниципальных кладбищ.

Представитель третьего лица МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению», будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем суд, с учетом требований п.3 ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело без его участия.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокуратурой г.Сочи проведена проверка соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан за 2006 - 2010гг.

В ходе проверки установлено, что на кладбище, расположенном на территории Лазаревского района в районе п.Калиновка, вдоль федеральной дороги, площадь кладбища около 3 га, существует неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая и экологическая обстановка.

Так, прокуратурой города с привлечением специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в г. Сочи проведена выездная проверка соответствия требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства на территории Лазаревского района г.Сочи п.Калиновка муниципального общественного кладбища. По результатам проверки установлены нарушения санитарных правил и норм и требований природоохранного законодательства.

Кладбище эксплуатируется без ограждения территории, без разбивки на сектора, должного благоустройства и озеленения, с дорогами неудовлетворительного состояния, без организации отвода и сбора поверхностных вод (нарушение п.3.1. СанПин 2.1.1279-03).

Для проведения поливочных и уборочных работ кладбища не предусмотрена система водопровода технической воды (нарушение п. 7.2 СанПин 2.1.1279-03).

Для питьевых и хозяйственных нужд не предусмотрена сеть хозяйственно- питьевого водопровода (нарушение п. 7.3. СанПиН 2.1.1279-03).

При отсутствии централизованной системы водоснабжения и канализации на кладбище не устроены шахтные колодцы для полива, отсутствуют общественные туалеты выгребного типа (нарушение п.7.4 СанПин 2.1.1279-03).

На территории кладбища не предусмотрены урны для сбора мусора (нарушение п.7.9. СанПин 2.1.1279-03).

Площадки для мусоросборников не ограждены, мусоросборники не установлены, мусор складируется непосредственно на площадки (нарушение п.7.10. СанПиН 2.1.1279-03).

В соответствии со ст. 18 Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На основании ч.2 ст.15 указанного федерального закона, решение о создании муниципальных мест погребения принимается органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Частью 4 ст.16 данного федерального закона, а также ч.5 ст.17 Закона Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» определено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Межевание земельного участка, фактически занимаемого кладбищем, расположенным в Лазаревском районе г.Сочи п.Калиновка, вдоль федеральной дороги, и его кадастровый учет не производились, что свидетельствует об отсутствии у земельного участка индивидуально-определенных признаков, определяющих его как объект гражданских прав в соответствии с п.3 ст.129 ГК РФ, п.2 ст.6 ЗК РФ, ст.11.1 ЗК РФ.

В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Однако, проведенной прокуратурой г.Сочи проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона для размещения места погребения - в п.Калиновка Лазаревского района г.Сочи общественного муниципального кладбища земельный участок органом местного самоуправления город-курорт Сочи не предоставлялся, несмотря на неоднократное направление в адрес Главы города-курорта Сочи руководителем МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» заявлений о необходимости предоставления земельных участков, занимаемых муниципальными кладбищами (заявление МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» от (Дата) (Номер) - поступило в администрацию города Сочи (Дата), заявление МУП г.Сочи «-Ритуальные услуги населению» от (Дата) (Номер) - поступило в администрацию города Сочи (Дата)).

В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом города Сочи от (Дата)(Номер) создана специализированная организация по вопросам похоронного дела - Муниципальное унитарное предприятие <адрес> «Ритуальные услуги населению». В соответствии с п.2.1 Устава Муниципальное унитарное предприятие г.Сочи «Ритуальные услуги населению» предоставляет населению услуги в области погребения и похоронного дела по городу Сочи. В соответствии с п.2.2 Устава Муниципального унитарного предприятия г.Сочи «Ритуальные услуги населению» указанное предприятие осуществляет регистрацию, инвентаризацию и учет мест захоронений и надгробных (надмогильных) сооружений на кладбищах.

Вместе с тем, под эксплуатируемое в п.Калиновка в Лазаревском районе г.Сочи для захоронения умерших граждан муниципальное общественное кладбище, земельный участок Муниципальному унитарному предприятию г.Сочи «Ритуальные услуги населению» органом местного самоуправления город- курорт Сочи в установленном законом порядке не передавался.

Таким образом, органом местного самоуправления город-курорт Сочи, в нарушение требований ч.2 ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», порядок деятельности Муниципального унитарного предприятия г. Сочи «Ритуальные услуги населению», не определен. В установленном законом порядке земельный участок, фактически занимаемый кладбищем, муниципальному унитарному предприятию не передан, отсутствие четко определенных границ кладбища и отсутствие документальной передачи МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению» занимаемого кладбищем земельного участка влечет создание благоприятной обстановки для нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Администрацией г.Сочи вышеприведенные требования земельного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о погребении и похоронном деле при решении вопроса местного значения по содержанию места захоронения - расположенного на территории Лазаревского района в п. Калиновка кладбища не соблюдаются, что влечет угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим Уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Право прокурора на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства в защиту неопределенного круга лиц, предусмотрено и ст.27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», согласно которой, прокурор в случае нарушения прав значительного числа граждан, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах этих граждан, либо неопределенного круга лиц.

Бездействие органа местного самоуправления - администрации города-курорта Сочи по неосуществлению оформления и последующего предоставления МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению» в соответствии с действующим земельным законодательством земельного участка под размещение места погребения умерших граждан на кладбище, расположенном на территории Лазаревского района в п. Калиновка, а также неосуществление приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших кладбища, нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГК РФ дает право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование прокурора являются обоснованными, а заявление подлежит удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления незаконным - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Сочи по не осуществлению оформления и последующего представления в соответствии с земельным законодательством земельного участка для размещения мест погребений умерших граждан, расположенного на территории Лазаревского района в п. Калиновка, МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению», а так же по неосуществлению приведения в соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших граждан кладбища.

Обязать администрацию города Сочи осуществить оформление и последующее предоставление в соответствии с земельным законодательством земельного участка для размещения мест погребений умерших граждан, расположенного на территории Лазаревского района в п. Калиновка, МУП г.Сочи «Ритуальные услуги населению», а также привести с соответствие с санитарно-эпидемиологическими и экологическими требованиями фактически используемого под захоронение умерших граждан кладбище в срок до 01.08.2011 года.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200