Решение Именем Российской Федерации г. Сочи 19 мая 2011 года Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Слука В. А., при секретаре судебного заседания Марабян Т.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по заявлению Боброва И.И., Родиной Т.С., Широбокова А.П., Тюнникова В.Ю. к управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России по Краснодарскому краю, отделу по г. Сочи и Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю о признании незаконными решений об отказе в учете изменений объектов недвижимости и понуждении осуществить кадастровый учет изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка, установил: Бобров И. И., Родина Т. С., Широбоков А. П., Тюнников В. Ю. обратились в Центральный районный суд г. Сочи с заявлением о признании незаконными решений управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России по Краснодарскому краю, отдела по г. Сочи и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю от (Дата) (Номер), от (Дата) (Номер), от (Дата) (Номер), от (Дата) (Номер) об отказе в учёте изменений объектов недвижимости - земельного участка с кадастровым номером (Номер) площадью 1198 кв.м., расположенного по адресу: (Адрес), земельного участка с кадастровым номером (Номер) площадью 1803 кв.м., расположенного по адресу: (Адрес), земельного участка с кадастровым номером (Номер) общей площадью 2670 кв.м., расположенного по адресу: (Адрес), земельного участка с кадастровым номером (Номер), общей площадью 404 кв.м. расположенного по адресу: (Адрес). Требования мотивированы тем, что заявители являются членами ПЖСК «Альфа» владеющего на праве долгосрочной аренды правомерным земельным участком площадью 58 000 кв.м. по (Адрес), предназначенным для строительства квартала индивидуальной жилой застройки. Основной целью деятельности ПЖСК «Альфа» является удовлетворение нужд его членов в жилье. Для указанных целей земельный участок площадью 58 000 кв.м. был разделен между его членами соразмерно внесенным паевым взносам, при этом заявители приобрели право на использование земельных участков (Номер), (Номер) и (Номер), расположенных по границе правомерного земельного участка площадью 58 000 кв.м.. В процессе освоения земельных участков, по итогам выполненных инженерно-геологических изысканий, выяснилось, что они расположены по границе обширного оползня. По мнению заявителей без устройства подпорных сооружений вспомогательного назначения строительство индивидуальных жилых домов представляется невозможным. Вместе с тем территория необходимая для выполнения укрепительных работ располагалась за пределами правомерного земельного массива кооператива. В этой связи постановлением Главы г. Сочи от (Дата) ПЖСК «Альфа» были предоставлены четыре земельных участка площадью общей площадью 6075 кв.м., расположенные на существующем оползне по границе правомерного земельного массива кооператива. Указанное в постановлении разрешенное использование дополнительно предоставленных земельных участков исчерпывалось благоустройством прилегающей к кварталу индивидуальной жилой застройки территории. В 2009 г. кооператив сформировал земельные участки, заключил с администрацией г. Сочи договоры аренды, откорректировал генплан застройки, согласовав с Главным архитектором города Сочи устройство подпорных сооружений в границах дополнительно отведенных земельных участков. В ноябре 2010 г. ПЖСК «Альфа», в интересах членов кооператива, с целью обеспечения возможности правомерного строительства подпорных сооружений, обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю с заявлениями о внесении изменений в кадастровый учет дополнительно представленных земельных участков, в части изменения разрешенного использования земельных участков с благоустройства на индивидуальное жилищное строительство, полагая, что испрашиваемый вид разрешенного использования земельных участков в соответствии с действующими на территории г. Сочи правилами землепользования и застройки является основным видом разрешенного использования и для его применения не требуется дополнительных согласований. Отказ государственного органа в учете изменений основного вида разрешенного использования земельных участков и послужил основанием для обращения заявителей в суд, как создающий, по их мнению, препятствия в осуществлении принадлежащих им гражданских прав. В судебном заседании представитель заявителей поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель администрации города-курорта Сочи возражал против удовлетворения заявления, указывая в обоснование своих доводов о том, что земельные участки предоставлены заявителям на праве аренды, определенный в договорах аренды вид разрешенного использования земельных участков является условием договора аренды, изменение условий договора допускается только по соглашению его сторон, следовательно, для применения такого вида разрешенного использования как индивидуальное жилищное строительство требуется согласие собственника земельных участков в лице администрации города-курорта Сочи, устройство подпорных стенок может быть осуществлено и внутри земельного участка площадью 58 000 кв.м.. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю в судебное заседание не явилось, своего представителя не направило, в представленном суду письменном отзыве на заявление не оспаривало по существу доводы заявителей, подтверждая, что кадастровый учет изменений представлялся возможным в том случае, если бы администрация г. Сочи представила в порядке информационного взаимодействия в распоряжение учреждения, действующие на территории г. Сочи правила землепользования и застройки. Вопрос об удовлетворении заявления учреждение оставило на усмотрение суда, одновременно просило суд рассмотреть заявление по существу в отсутствие представителя. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте судебного разбирательства уведомлено надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило, ходатайство об отложении судебного разбирательства от указанного участника процесса не поступало. ПЖСК «Альфа», будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представителя не направил, об отложении судебного заседания не просил, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах, с учетом мнения явившихся участников процесса, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела без участия ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю, управления Росреестра по Краснодарскому краю и ПЖСК «Альфа». Выслушав представителей сторон, оценив их доводы и возражения, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям. Как следует из материалов дела ПЖСК «Альфа» принадлежит на праве аренды земельный участок площадью 58 000 кв.м. с кадастровым номером 23(Номер), расположенный по (Адрес) и предназначенный для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок предоставлен ПЖСК «Альфа» постановлением Главы г. Сочи от (Дата) (Номер). На основании указанного постановления между администрацией г. Сочи и кооперативом заключен договор (Номер) от (Дата) аренды земельного участка площадью 58 000 кв.м.. Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке. Непосредственно в договоре разрешенное использование земельного участка определено как строительство квартала индивидуальной жилой застройки. Из представленных в материалы дела протоколов общего собрания членов ПЖСК «Альфа» от (Дата) и (Дата) и приложенного к ним списка видно, что Бобров И. И., Родина Т. С., Широбоков А. П. и Тюнников В. Ю. является членами ПЖСК «Альфа». Данное обстоятельство подтверждается членскими книжками, выданными на имя заявителей. Согласно протоколам общего собрания членов ПЖСК «Альфа» от (Дата) и от (Дата) за Бобровым И. И., Родиной Т. С., Широбоковым А. П. и Тюнниковым В. Ю., пропорционально их паевых взносам, закреплены земельные участки (Номер), (Номер), (Номер). Как следует из проекта организации застройки правомерного земельного участка площадью 58 000 кв.м. земельные участки заявителей включены в группу (Номер) под номерами (Номер). Как поясняют заявители, в процессе освоения закрепленных за ними земельных участков выяснилось, что при возведении индивидуальных жилых домов требуется выполнение противооползневых мероприятий посредством устройства подпорных стенок в границах земельных участков, находящихся за пределами земельного массива площадью 58 000 кв.м.. Данные пояснения заявителя объективно подтверждаются заключением об инженерно-геологических условиях квартала застройки ПЖСК «Альфа» по ул. (Адрес) в Центральном районе г. Сочи, подготовленного ООО «Проектно-изыскательская мастерская «СОЧПРОЕКТ», справкой указанной организации. Кроме того, на генплан земельного участка площадью 58 000 кв.м., также нанесены данные о наличии обширного оползня, усиливающегося в районе расположения земельных участков заявителей. С целью выполнения заключения об инженерно-геологических условиях квартала индивидуальной жилой застройки ПЖСК «Альфа» обратился в администрацию г. Сочи по вопросу предоставления дополнительных земельных участков, расположенных по нижней границе квартала и проходящих по оползневому массиву. Постановлением Главы (Адрес) от (Дата) (Номер) ПЖСК «Альфа» были предоставлены земельные участки общей площадью 6075 кв.м. площадь каждого из которых составила 404 кв.м., 2670 кв.м., 1198 кв.м. и 1803 кв.м.. Из содержания постановления следует, что земельные участки предоставлены для целей благоустройства из состава свободных городских земель, расположенных по границе квартала жилой застройки ПЖСК «Альфа» площадью 58 000 кв.м.. На основании упомянутого постановления Главы г. Сочи между администрацией г. Сочи и ПЖСК «Альфа» были заключены договоры (Номер) от (Дата), (Номер) от (Дата), (Номер) от (Дата) и (Номер) от (Дата) аренды указанных земельных участков сроком на 10 лет для целей благоустройства территории прилегающей к кварталу жилой застройки. Договоры зарегистрированы в управлении Росреестра по (Адрес) в установленном законом порядке. Государственной регистрации договоров предшествовало формирование земельных участков. Сведения о границах и площади земельных участков внесены в Государственный реестр недвижимости, земельным участкам присвоены кадастровые номера (Номер), (Номер), (Номер) и (Номер). При сопоставлении кадастровых паспортов указанных земельных участков с генпланом застройки ПЖСК «Альфа», картографическим материалом включенным в состав приложений заключения по результатам инженерно-геологических изысканий видно, что земельные участки общей площадью 6075 кв.м. расположены на обширном оползне. В октябре 2010 г. ПЖСК «Альфа» обратился в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю с заявлениями о кадастровом учете изменений в отношении земельных участков общей площадью 6075 кв.м. с кадастровыми номерами (Номер), (Номер), (Номер) и (Номер) в части изменения основного вида разрешенного использования земельных участков с благоустройства на индивидуальное жилищное строительство. Вместе с заявлениями ПЖСК «Альфа» в распоряжение уполномоченного на ведение государственного кадастра недвижимости государственного органа представлены постановление Главы г. Сочи (Номер) от (Дата), выписка из протокола общего собрания от (Дата), информационная справка комитета архитектуры и градостроительству администрации г. Сочи (Номер) от (Дата) об основных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, устав кооператива, кадастровые паспорта земельных участков, включая кадастровый паспорт земельного участка площадью 58 000 кв.м., акт о кадастровой стоимости земельных участков. Решениями от (Дата) (Номер), от (Дата) (Номер), от (Дата) (Номер), от (Дата) (Номер) ПЖСК «Альфа» было отказано в учете изменений в отношении упомянутых земельных участков со ссылкой на отсутствие ненормативного правого акта уполномоченного исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, об изменении основного вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных в долгосрочную аренду кооперативу с благоустройства на индивидуальное жилищное строительство. Полагая, что отказ ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю в кадастровом учете изменений земельных участков создает препятствия в осуществлении гражданских прав и свобод заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании решений, принятых уполномоченным органом государственной власти. Удовлетворяя заявление Боброва И. И., Широбокова А. П., Тюнникова В. Ю., Родиной Т. С. суд руководствуется следующими правовыми основаниями и обстоятельствами дела. Из материалов дела усматривается, что решением Городского собрания Сочи №203 от 29.12.2009 г. утверждены Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи. В соответствии с п. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учётом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки. Таким образом, суд приходит к выводу, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования самостоятельно в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, какие-либо согласования или дополнительные разрешения органов местного самоуправления для этого не требуются. Как установлено судом, ПЖСК «Альфа» помимо прочих документов, представил в распоряжение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю информационную справку комитета архитектуры и градостроительства администрации (Адрес) (Номер) от (Дата) об основных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка. Из содержания справки усматривается, что в нее включен фрагмент правил землепользования и застройки, относящихся к территориальной зоне «Ж-2» применительно к земельным участкам с кадастровыми номерами (Номер), (Номер), (Номер) и (Номер). Согласно имеющейся в справке таблице, представляющей собой выдержки из правил землепользования и застройки, такой вид разрешенного использования как «индивидуальное жилищное строительство» отнесен к основным видам разрешенного использования земельных участков в границах территориальной зоны «Ж-2». В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка. Для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета в данном случае должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по форме, установленной Приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 34, а также копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618). При таких обстоятельствах суд не соглашается с доводом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю о том, что учет изменений в сведениях о земельных участках предоставленных ПЖСК «Альфа» не мог быть произведен в связи с непредставлением администрацией г. Сочи в порядке информационного взаимодействия фрагмента правила землепользования и застройки применительно к той территориальной зоне, в которой находятся земельные участки кооператива. Кроме этого, суд учитывает, что данные правила опубликованы органом местного самоуправления в установленном законом порядке и в этой связи не могут быть проигнорированы органами государственной власти при оказании государственных или муниципальных услуг юридическим и физическим лицам. С момента представления в распоряжение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю фрагмента правил землепользования и застройки указанный орган государственной власти не имел правовых оснований для отказа в учете изменений объектов недвижимости ПЖСК «Альфа». Ссылка учреждения и администрации на необходимость подтверждения изменения вида разрешенного использования земельных участков ненормативным актом органа местного самоуправления противоречит правилам п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ и ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающими запрет на требование дополнительных согласований и разрешений в случае изменении основного вида разрешенного использования земельного участка, после принятия уполномоченным органом местного самоуправления правил землепользования и застройки. В силу прямого указания Закона основной вид разрешенного использования земельного участка выбирается правообладателем самостоятельно. Выбранный ПЖСК «Альфа» основной вид разрешенного использования земельных участков «Индивидуальное жилищное строительство» не противоречит доводам заявителей о том, что данный вид разрешенного использования необходимым им для строительства подпорных сооружений. В силу ст. 135 Гражданского кодекса РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи. По смыслу указанной нормы гражданского законодательства подпорные сооружения являются объектами вспомогательного назначения и связаны единым назначением с зданием, строением, жилым домом для поддержания которого они созданы. Следовательно, использование земельного участка для строительства подпорных сооружений не выходит за пределы такого основного вида разрешенного использования как строительство отдельно стоящих домов на одну семью, сблокированные жилые дома на одну семью, таунхаус, т.к. связано с обеспечением эксплуатации таких зданий, что охватывается понятием индивидуального жилищного строительства. Не основан на нормах Федерального законодательства довод администрации г. Сочи о необходимости согласования с уполномоченным органом местного самоуправления изменения основного вида разрешенного использования земельного участка, в том случае, когда правообладателем земельного участка является арендатор, а отношения между собственником и арендатором земельного участка строятся на основании договора аренды. Указанный довод заимствован администрацией г. Сочи из письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от (Дата)(Номер), которым разъяснена позиция данного органа федеральной власти по вопросам правоприменения. Между тем данное письмо не отвечает признакам нормативного правового акта, носит рекомендательный характер и не может учитываться судом в вопросах правоприменения и толкования закона. Высказанная в указанном письме позиция сделана без учета разъяснений, поэтому же вопросу, выраженных в письме Министерства экономического развития РФ от 01.10.2009 г. №Д23-3201. Минэкономразвитие РФ является органом Федеральной власти, главенствующим по отношению к Федеральной службе Росреестра РФ и письма данного ведомства не могут противоречить позиции курирующего министерства. Кроме того, позиция, высказанная в письме от 10.06.2010 г. сделана без учета изменений, внесенных в ст. 20 Федеральный закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" Федеральным законом от 21.12.2009 г. №334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части предоставления арендаторам земельных участков, по договорам аренды заключенным на срок более пяти лет, наряду с собственниками и иными правообладателями, права обращаться с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости. В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.12.2009 г. №334-ФЗ изменения, внесенные в п. 3 ст. 20 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» вступили в силу с 01.03.2010 г., следовательно, являлись обязательными для всех без исключения лиц, включая органы государственной власти. По условиям заключенных с администрацией (Адрес) договоров аренды (Номер) от (Дата), (Номер) от (Дата), (Номер) от (Дата) и (Номер) от (Дата) земельные участки с кадастровыми номерами (Номер), (Номер), (Номер) и (Номер) предоставлены ЖСК «Альфа» сроком на 10 лет. Отсюда, в силу прямого указания закона, ПЖСК «Альфа» обладало правом на подачу заявления об учете изменений в отношении указанных земельных участков. Получение каких-либо дополнительных согласований у органа местного самоуправления для этих целей согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ и ч. 4 ст. 37 ГсК РФ не требовались. Оспариваемыми решениями органа государственной власти заявителями созданы препятствия на осуществление конституционного права по свободному использованию принадлежащего им имущества, имущественных прав, реализации конституционных жилищных прав. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Статьёй 3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предусмотрено, что суды рассматривают жалобы на любые действия /решения/, нарушающие права и свободы граждан, кроме действий /решений/, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного суда РФ, а также действий /решений/, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок обжалования. В силу п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Боброва И.И., Родиной Т.С., Широбокова А.П., Тюнникова В.Ю. к управлению Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России по Краснодарскому краю, отделу по г. Сочи и Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю о признании незаконными решений об отказе в учете изменений объектов недвижимости и понуждении осуществить кадастровый учет изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного кадастра - удовлетворить. Признать незаконными решения управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России по Краснодарскому краю, отдел по г. Сочи и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России от (Дата) (Номер), от (Дата) (Номер), от (Дата) (Номер), от (Дата) (Номер) об отказе в учёте изменений объектов недвижимости - земельного участка с кадастровым номером (Номер) площадью 1198 кв.м., расположенного по адресу: (Адрес), земельного участка с кадастровым номером (Номер) площадью 1803 кв.м., расположенного по адресу: (Адрес), земельного участка с кадастровым номером (Номер) общей площадью 2670 кв.м., расположенного по адресу: (Адрес), земельного участка с кадастровым номером (Номер), общей площадью 404 кв.м. расположенного по адресу: (Адрес). Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России по Краснодарскому краю, отдел по г. Сочи и Сочинский отдел (филиал) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю обеспечить приём документов на внесение изменений и осуществить кадастровый учёт изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка с кадастровым номером (Номер) площадью 1198 кв.м., расположенного по адресу: (Адрес), земельного участка с кадастровым номером (Номер) площадью 1803 кв.м., расположенного по адресу: (Адрес), земельного участка с кадастровым номером (Номер) общей площадью 2670 кв.м., расположенного по адресу: (Адрес), земельного участка с кадастровым номером (Номер), общей площадью 404 кв.м. расположенного по адресу: (Адрес) с указанием основного вида разрешенного использования земельных участков «для строительства квартала индивидуальной жилой застройки». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней. Мотивированное решение составлено 24.05.2011 года. Председательствующий: