к делу № 2-2032\2011 Именем Российской Федерации город Сочи 16 мая 2011 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Тайгибова Р.Т., при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Сумзина М.С. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Сумзин М.С. обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением к Управлению пенсионного фонда РФ в городе Сочи (ГУ) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии по старости и выплатить задолженность с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 29.05.1986 года и в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» ДД.ММ.ГГГГ он был призван на специальные сборы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В 2001 году ему была установлена вторая группа инвалидности, на срок до марта 2006 года с установлением причины инвалидности: «Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС». ДД.ММ.ГГГГ, указывает истец, проведено повторное освидетельствование и установлена вторая группа инвалидности с установлением причины инвалидности: «Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС», то есть является инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в дальнейшем причинно-следственная связь и причина инвалидности подтверждена и в соответствии с Федеральным законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право выхода на пенсию на льготных основаниях. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Управление Пенсионного фонда в города Сочи с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, подвергнувшему воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ Управления пенсионного фонда РФ в города Сочи, выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, своим решением отказала ему в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указав, что право на назначение двух пенсий лицам, из числа ликвидаторов последствий аварий на Чернобыльской АЭС (независимо от года участия 1986-1987 года или 1988 год) и являющихся инвалидами вследствие военной травмы, полученной при ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, наступает по достижению возраста 55 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Считая данный отказ необоснованным, Сумзин М.С. обратился в суд. В судебном заседании представитель истец и его представитель, по доверенности Майер В.В., в полном объеме поддержали исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении. Представитель ответчика - Государственного учрежденияУправления пенсионного фонда РФ в Центральном районе города Сочи, по доверенности Щербин Н.Ю., в судебном заседании исковые требования не признал, полностью поддержал позицию, изложенную в решении Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Сочи, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав доводы и возражения сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. Согласно ст.ст.1,2 Трудового Кодекса РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ - основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений, признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, равенство прав и возможностей работников. В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. В соответствии с указанными Конституционными положениями Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ",в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. По смыслу ст.ст.2-3,27-28 Федерального Закона во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда. Так, досрочная трудовая пенсия в соответствии со ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливается гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с уменьшением возраста, при наличии страхового стажа не менее пяти лет или Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации» при наличии трудового стажа не менее пяти лет. Как следует из материалов дела, на основании Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 29.05.1986 года и в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» с ДД.ММ.ГГГГ Сумзин М.С. был призван на специальные сборы по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В 2001 году Сумзину М.С. установлена вторая группа инвалидности, на срок до марта 2006 года с установлением причины инвалидности: «Увечье, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС», согласно справки серии МСЭ-№ от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ проведено повторное освидетельствование и установлена вторая группа инвалидности с установлением причины инвалидности: «Заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС», согласно справки МСЭ - № на срок до апреля 2011 года. Согласно п.1 ст.4 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов в соответствии с настоящим Законом устанавливается одна пенсия по их выбору. В силу п.2 ст.4 Федерального закона, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленному в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсией, установленной в соответствии с настоящим Законом. Согласно п.п.1 п.3 ст.3 Федерального закона № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная п.п.1 п.2 ст.15 настоящего Закона, и трудовая пенсия по старости. Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузии, увечий или заболевания, полученных при защите Родины, или при исполнении иных обязанностей военной службы, п.2 ст.15 Федерального закона № 166. В соответствии со ст.10 Федерального закона №166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», гражданам, указанным в п.п.2 п.1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается по достижении возраста 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Согласно ст.2 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством РФ в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства РФ, издаваемыми в соответствии с ними. Согласно ст.3 данного Закона при наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются по всем имеющимся основаниям, при этом одинаковый вред возмещается, и одинаковые меры социальной поддержки предоставляются только по одному из оснований по его выбору. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.10 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». Возраст выхода па пенсию не может быть меньше 50 и 40 лет (для мужчин и женщин соответственно, максимальная величина уменьшения выхода на пенсию - 10 лет). Данные правовые положения нашли свое подтверждение в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 года № 350-0 (абзац2,3 пункта 3) в части правоприменения ч.1 ст.30 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», согласно которой пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 10 лет. Применительно к гражданам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность РФ как социального правового государства. При этом, в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения такого возмещения включаются как льготы, денежные (материальные) компенсации, другие денежные доплаты к социальным выплатам, так и льготное (досрочное) пенсионное обеспечение. Определяя категории граждан, в отношении которых государство признало обязанность по возмещению вреда здоровью, причиненного воздействием чернобыльской катастрофы и льготные условия назначения им пенсии (в том числе снижение пенсионного возраста) законодатель должен действовать таким образом, чтобы при этом соблюдались конституционные принципы справедливости и равенства и требования к ограничениямправ и свобод граждан (ст.19 ч.1, ст.55 ч.3 Конституции РФ), поскольку различия в условиях приобретения отдельными категориями граждан права на пенсию и реализации пенсионных прав допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Кроме того, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всехформдискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего и запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (запретнеравного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходныхситуациях). Такой вывод вытекает из правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда РФ от 01.12.1997 года № 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.1 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19.06.2002 года № 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Сумзина М.С. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - удовлетворить. Обязать ГУ Управление пенсионного Фонда РФ в городе Сочи назначить досрочную пенсию по старости Сумзину М.С. с ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет и выплатить задолженность с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части. Судья Р.Т.Тайгибов Мотивированное решение составлено и подписано судьей 20 мая 2011 года