к делу № 2-2266/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 20 мая 2011 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.
при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по заявлению Садовничей И.Э. о признании незаконными действия Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
Садовничая И.Э. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с заявлением о признании незаконными действия Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года, выразившиеся в нарушении требования закона об уведомлении в установленном порядке о предстоящем изъятии <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности, лишении права выбора вида возмещения, подготовке и предоставлении для ознакомления проекта соглашения в связи с изъятием указанной квартиры в целях размещения олимпийского объекта федерального значения на условиях уплаты выкупной цены при отсутствии согласия заявителя на данный вид возмещения, обязав Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года устранить допущенные нарушения, в том числе подготовить проект соглашения в связи с изъятием указанной квартиры в целях размещения олимпийского объекта федерального значения на условиях предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого, на стадии подготовки проекта соглашения уведомлять заявителя о возможных вариантах предоставления.
В обоснование заявленных требований, Садовничая И.Э. указала, что проживает в <адрес> в многоквартирном жилом доме, расположенном на земельном участке, изъятом на основании Распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 13.11.2010 года № 1213-р для федеральных нужд в целях размещения объектов олимпийского строительства. Данная квартира, указывает заявительница, принадлежит ей на праве собственности с 1992 года. Совместно с ней в квартире зарегистрированы и проживают члены ее семьи в составе семь человек, квартира является для них единственным помещением. О предстоящем изъятии квартиры, как указывает заявительница, ей стало известно из проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества, подготовленного Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и Государственной корпорацией «Олимпстрой», и врученного под роспись 20.04.2011 года.
Данный проект соглашения предусматривает изъятие квартиры на условиях уплаты выкупной цены,определенной в соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ № оценщика ООО «Кубанское агентство оценки» города Краснодар. Однако, Департамент нарушил установленный порядок изъятия квартиры и открыл процедуру заключения соглашения, минуя стадию уведомления ее, Садовничую И.Э., о предстоящем изъятии квартиры и стадию подготовки проекта соглашения, которая предполагает, в том числе согласование существенных условий. ДД.ММ.ГГГГ заявительница представила в Департамент заявление, в котором просила считать ничтожным проект соглашения на условиях уплаты выкупной цены и приступить к подготовке проекта соглашения надлежащего вида - на условиях предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого. До настоящего времени ответы на заявление не поступили.
В судебном заседании представитель заявительницы, по доверенности Гладышев-Лядов В.Ю., заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным основаниям, настаивал на их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица - Департамента Краснодарского края реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года в назначенное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Суд, выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации (ст.46) предусмотрено, что могут быть обжалованы в суд решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Это положение Конституции РФ реализуется по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ.
Из материалов дела видно, что Садовничая И.Э. является собственником <адрес>, в многоквартирном жилом доме, расположенном на земельном участке, изъятом на основании распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 13.11.2010 года № 1213-р для федеральных нужд в целях размещения объектов олимпийского строительства.
В материалах дела имеется проект соглашения об изъятии недвижимого имущества, подготовленного Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, который предусматривает изъятие <адрес> общей площадью 24,6 кв.м в <адрес> на условиях уплаты выкупной цены, определенной в соответствии с отчетом об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленного независимым оценщиком ООО «Кубанское агентство оценки» города Краснодар. То есть, с ДД.ММ.ГГГГ для заявительницы началось течение срока, предусмотренного п.31 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ11 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта» для заключения соглашения, и после ДД.ММ.ГГГГ Департаментом может быть заявлен иск в суд об изъятии квартиры на условиях выкупной цены. Федеральный законом № 310-ФЗ не предусмотрен перерыв или приостановление указанного срока.
Таким образом, предоставление проекта соглашения для ознакомления признается юридически значимым действием, которым в отношении заявительницы открыта процедура заключения соглашения, предусмотренная Федеральным законом № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ11 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта», и данная процедура существенно ограничивает применение статей 445, 446 Гражданского кодекса РФ.
В силу п.6 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 года № 310-ФЗ Департамент осуществляет полномочия Российской Федерации по резервированию земель и изъятию земельных участков в следующей последовательности: подготовка и принятие решений о резервировании земель в целях размещения олимпийских объектов федерального значения (за исключением земель, находящихся на территории Сочинского национального парка); подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения (за исключением земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Сочинского национального парка); уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на изъятые земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества.
Однако, как установлено судом, Департамент нарушил установленный порядок изъятия квартиры и открыл процедуру заключения соглашения, минуя стадию уведомления заявителя о предстоящем изъятии квартиры и стадию подготовки проекта соглашения, которая предполагает, в том числе согласование существенных условий.
В соответствии с п.24.1 ст.15 и п.1, п.1.1 ст.15.1 Федерального закона от № 310-ФЗ на стадии подготовки проекта соглашения Департамент обязан предоставить лицу возможность выбора вида возмещения за изымаемый объект недвижимости. При этом Департамент вправе подготовить проект соглашения на условиях уплаты выкупной цены только при наличии письменного согласия собственника на данный вид возмещения. Во всех иных случаях проект соглашения должен предусматривать предоставление иного жилого помещения взамен изымаемого.
Департамент допустил существенное нарушение порядка подготовки проекта соглашения, в том числе лишил заявителя возможности выбрать вид возмещения и открыл процедуру заключения соглашения на условиях уплаты выкупной цены при отсутствии письменного согласия заявителя на данный вид возмещения.
Лишение собственника изымаемого объекта недвижимости права предварительно, до направления оферты, выразить свою волю и выбрать вид возмещения свидетельствует о незаконности оферты, поэтому ознакомление с содержанием проекта соглашения не должно порождать течение срока и последствия, предусмотренные п.31 ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ.
В соответствии с п.3, п.25, п.27 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ «Об организации и о проведении ХХ11 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта» проект такого соглашения должен непременно содержать сведения о предоставляемом объекте недвижимости, включая оценку его рыночной стоимости.
В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Садовничей И.Э. о признании незаконными действия Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года - удовлетворить.
Признать необоснованными действия Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года, выразившиеся в нарушении требования закона об уведомлении в установленном порядке Садовничую И.Э. о предстоящем изъятии <адрес>, принадлежащей Садовничей И.Э. на праве собственности, лишении права выбора вида возмещения, подготовке и предоставлении для ознакомления проекта соглашения в связи с изъятием указанной квартиры в целях размещения олимпийского объекта федерального значения на условиях уплаты выкупной цены при отсутствии согласия Садовничей И.Э. на данный вид возмещения.
Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года устранить допущенные нарушения, подготовить проект соглашения в связи с изъятием <адрес> в целях размещения олимпийского объекта федерального значения на условиях предоставления Садовничей И.Э. иного жилого помещения взамен изымаемого, на стадии подготовки проекта соглашения уведомлять Садовничую И.Э. о возможных вариантах предоставления.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части.
Судья Р.Т.Тайгибов
Мотивированное решение составлено и подписано судьей 25.05.2011 года.