г.Сочи 01 июня 2011 года
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Слука В.А.
при секретаре судебного заседания Курине В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Адлерского района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Адлерского района г.Сочи обратился в суд с заявлением в порядке ст.ст. 45 и 254 ГПК РФ - в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать администрацию г.Сочи принять меры по устранению недостатков в эксплуатационном состоянии проезжей части автодороги по улицам Петрозаводская, Гастелло, Лазурная долина Адлерского района г.Сочи.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Гребенюк О.Б. на заявленных требованиях настаивала и мотивировала их тем, что прокуратурой организована проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи законодательства, регламентирующего вопросы безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены недостатки в организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог на территории Адлерского района г.Сочи, в том числе, в районе улиц Петрозаводская, Гастелло, Лазурная долина, содержание и ремонт дорожного покрытия которых осуществляется в нарушение ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что снижает уровень безопасности дорожного движения, противоречит требованиям ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения». Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Организация эксплуатации дорожного хозяйства отнесена к компетенции администрации г.Сочи. Выделение средств из городского бюджета на содержание автомобильных дорог, контроль за техническим состоянием автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети) и организация своевременного ремонта этих дорог отнесены к компетенции органов местного самоуправления. Наличие недостатков в организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения нарушает права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи. По данным основаниям прокурор просит обязать администрацию г.Сочи принять меры по устранению выявленных недостатков в организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств.
В судебном заседании представитель администрации г.Сочи по доверенности Невдах Т.П. пояснила, что организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, в том числе контроль за состоянием транспортно-эксплуатационных характеристик этих дорог, планирование расходов бюджета города Сочи на организацию дорожной деятельности на очередной финансовый год, своевременная организация комплекса работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог и содержанию автомобильных дорог в надлежащем техническом состоянии возложена на орган местного самоуправления, в частности администрацию г.Сочи. Финансирование данной деятельности производится из городского бюджета в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год; признает, что выявленные нарушения технического состояния автомобильных дорог должны быть устранены.
Представитель заинтересованного лица отделения №1 ОГИБДД УВД по г.Сочи Горбачев И.М, полагал необходимым удовлетворить заявление, поскольку существенно нарушены требования ГОСТа.
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
В силу ст. 45 ГПК РФ и п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из представленного акта проверки выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии проезжей части автодорог в Адлерском районе г.Сочи в районе улиц Петрозаводская, Гастелло, Лазурная долина выявлены существенные недостатки транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог, дорожных сооружений и знаков в виде значительного износа горизонтальной дорожной разметки, отсутствия дорожных знаков, необеспеченности видимости дорожных знаков, нарушений при установке дорожных знаков и др.
Отделением №1 ОГИБДД УВД по г.Сочи в целях приведения данных улиц в нормативное состояние по результатам проведенного 22.03.11 обследования улично-дорожной сети района, Управление автомобильных дорог администрации г.Сочи привлечено к административной ответственности по ст.12.34 КоАП РФ постановлением от 25.03.11.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ № 257-ФЗ от 08.11.07 «Об автомобильных дорогах и о дорожнойдеятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 9 ст. 6 Федерального закона РФ № 257-ФЗ от 08.11.07 к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона РФ № 257-ФЗ от 08.11.07 к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона РФ № 257-ФЗ от 08.11.07 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании ст.14 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 7 Устава г.Сочи, утвержденного решением Городского собрания Сочи от 28.09.04 № 185, к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст.46 Устава г.Сочи организация эксплуатации дорожного хозяйства отнесена к компетенции администрации г.Сочи.
В соответствии с решением Городского Собрания Сочи от 26.04.07 № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.07 № 94, автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), в том числе, улицы Петрозаводская, Гастелло, Лазурная долина, расположенные в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включены в реестр объектов муниципальной собственности г.Сочи в составе имущества казны г.Сочи.
В соответствии с п. 1.2. Положения «О реализации вопросов местного значения в области благоустройства в границах муниципального образования город Сочи и финансировании расходов бюджета города Сочи на благоустройство», утвержденного постановлением Главы города Сочи от 09.04.09 № 128, к вопросам местного значения городского округа в области благоустройства относятся в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация освещения улиц; организация благоустройства и озеленения территорий городского округа.
Согласно п. 1.4. указанного Положения к сооружениям внешнего благоустройства в границах городского округа относятся: городские автомобильные дороги общего пользования, тротуары, дорожные знаки, городские зеленые насаждения, в том числе зеленые насаждения на улицах и дорогах.
Согласно п.п. 1.3. и 2.1. указанного Положения решение вопросов местного значения в области благоустройства в границах муниципального образования город Сочи осуществляется за счет средств бюджета города Сочи, планирование расходов которого на отчетный период осуществляется на основании проектов муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг в области благоустройства, разработанных главными распорядителями средств бюджета города Сочи в соответствии с постановлением Главы города Сочи от 28.10.08 № 1136 «Об утверждении Положения о порядке формирования и финансового обеспечения муниципального задания на предоставление муниципальных услуг» и представленных в Финансовое управление Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в городе Сочи.
Согласно п. 2.4 Положения о порядке формирования и финансового обеспечения муниципального задания на предоставление муниципальных услуг проекты муниципальных заданий формируются одновременно с подготовкой предложений по составлению проекта бюджета города Сочи для планирования бюджетных ассигнований на оказание исполнителями муниципального задания муниципальных услуг физическим и (или) юридическим лицам.
В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, в том числе контроль за состоянием транспортно-эксплуатационных характеристик этих дорог, планирование расходов бюджета города Сочи на организацию дорожной деятельности на очередной финансовый год, своевременная организация комплекса работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог и содержанию автомобильных дорог в надлежащем техническом состоянии возложена на орган местного самоуправления - администрацию г.Сочи.
Наличие выявленных недостатков в организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по ул.Пластунская, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не в полной мере исполняет возложенные на него обязанности, в результате чего нарушаются права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требование прокурора являются обоснованными и на орган местного самоуправления в лице администрации г.Сочи должна быть возложена обязанность устранить выявленные нарушения в организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Адлерского района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным признать обоснованным.
Признать бездействие администрации г.Сочи в части неисполнения обязанности по содержанию проезжей части дорог по улицам Петрозаводская, Гастелло, Лазурная долина Адлерского района г.Сочи в надлежащем состоянии, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» незаконным.
Обязать администрацию г.Сочи привести проезжую часть дорог по улицам Петрозаводская, Гастелло, Лазурная долина Адлерского района г.Сочи в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2011 года.
Председательствующий: