Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Сочи 01 июня 2011 года
Судья Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края Слука В.А.,
при секретаре Курине В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Сизо Х.Н. к Государственному учреждению к Управлению Пенсионного Фонда РФ по городу Сочи о признании права на досрочную пенсию, суд
УСТАНОВИЛ:
Сизо Х.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на досрочную пенсию и назначении досрочной пенсии по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии в УПФР РФ в г. Сочи с 08.06.2010 года.
В обоснование своих требований, истица указала, что она обратилась в ГУ УПФР РФ по Центральному району г.Сочи о назначении трудовой пенсии в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данное заявление рассмотрено комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, которой вынесено решение об отказе в назначении пенсии и согласно протокола (Номер) от (Дата) ей отказано в назначении пенсии в соответствии с вышеуказанным Законом, поскольку на момент подачи заявления она не имела 25 лет стажа, связанного с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях, независимо от возраста. Из специального стажа комиссией был исключен период работы с (Дата) по (Дата) - в должности (Данные изъяты) МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 94», поскольку наименование должности не предусмотрено Списком и Постановлением № 781 от 29.10.02, а также Постановлением № 463 от 06.09.91. А также был исключен специальный стаж с (Дата) по (Дата) - в должности (Данные изъяты) в УВК «Средняя общеобразовательная школа № 94» поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком № 781 и Постановлением № 781 от 29.10.02, а также Списком и Постановлением № 463 от 06.09.91 и № 1067 от 22.09.99, которыми утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях. Вместе с тем, ее трудовая деятельность в выше указанные периоды, не отличалась от предшествующей деятельности в других образовательных учреждениях в должности воспитателя, условия и характер труда были одинаковы. Вся ее жизнь была посвящена воспитанию и обучению детей. В настоящее время, она так же продолжает работать воспитателем в МДОУ № 97.
В судебном заседании Сизо Х.Н. на заявленных ранее требованиях настаивала, просила удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представители ответчика Корякин К.А. и Коротаев С.П. по доверенностям требования не признали, просили суд в удовлетворении иска отказать, пояснив суду, что общий трудовой стаж у истицы на момент обращения в Пенсионный фонд составил 26 лет 3 месяца и 1 день, а специальный стаж составляет 20 лет 3 месяца и 15 дней, при требуемом специальном стаже 25 лет. Из специального стажа комиссией был исключен период работы с (Дата) по (Дата) - в должности (Данные изъяты) МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 94», поскольку наименование должности не предусмотрено Списком и Постановлением № 781 от 29.10.02, а также Постановлением № 463 от 06.09.91. А также был исключен специальный стаж с (Дата) по (Дата) - в должности (Данные изъяты) в УВК «Средняя общеобразовательная школа № 94» поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком № 781 и Постановлением № 781 от 29.10.02, а также Списком и Постановлением № 463 от 06.09.91 и № 1067 от 22.09.99, которыми утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях. В случае признания судом права Сизо Х.Н. на досрочную пенсию, такое право возникает у нее с момента вступления в законную силу решения Центрального районного суда г.Сочи.
Заслушав доводы истицы, лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Решением комиссии от (Дата) (протокол (Номер)) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - управления пенсионного фонда в г.Сочи Сизо Х.Н. было отказано в назначении досрочной пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 Закона РФ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях.
В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости не включены периоды работы:
Вместе с тем, трудовая деятельность Сизо Х.Н. в выше указанные периоды, не отличалась от предшествующей деятельности в других образовательных учреждениях в должности воспитателя, условия и характер труда были одинаковы. В настоящее время, Сизо Х.Н. так же продолжает работать воспитателем в МДОУ № 97.
Данные обстоятельства подтверждаются копией трудовой книжки Сизо Х.Н. АТ-III (Номер).
В трудовой книжке должность Сизо Х.Н. в периоды работы, которые исключены из специального стажа, в которых она осуществляла свою трудовую деятельность, именуется как (Данные изъяты) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №94» и (Данные изъяты) детского сада в УВК «Средняя общеобразовательная школа №94».
В соответствии с положением ст.55 Закона РФ от 10.07.1992г. №3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений и порядке, установленном законодательством РФ пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, тип Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами и названиями образовательных учреждений.
В соответствии с п.10 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российский Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из данного Закона не вытекает, что Правительство РФ наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этой категории работников и по своем) усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с Законом ограничения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет. Данный вывод содержится в Определении Конституционного суда РФ от 06.12.2001г. №310-0 «По запросу Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 Постановления Правительства РФ «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, лающую право на пенсию за выслуг) лс1 в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Решении Верховного суда РФ от 07.06.2002г. №ГКПИ 2001-875 по жалобе Сухановой П.В.
Следовательно, отказывая в назначении пенсии Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Сочи не учел, что федеральное законодательство не установило ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, и досрочная трудовая пенсия по старости назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения, с которыми она состоит в трудовых отношениях.
Суд не согласен с утверждениями представителей ответчика, что при реализации права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в рамках Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П применяются:
- в отношении периодов работы до 1999 года - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463.
Суд считает, что ответчиком неправильно истолковывается конституционно-правовая норма, указанная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П.
Своим решением Конституционный суд РФ от 29.01.2004г. № 2-П постановил: «Признать содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Более того, в данном постановлении указано, что Правовая позиция, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, конкретизирована в Определении от 5 ноября 2002 года по жалобе гражданина Ю.И. Спесивцева на нарушение его конституционных прав положениями статей 12 и 133.1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, у таких граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (пункт 6), и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Как видно из материалов дела истица работала с (Дата) по (Дата) - в должности (Данные изъяты) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94», с (Дата) по (Дата) - в должности (Данные изъяты) в УВК «Средняя общеобразовательная школа № 94».
Следовательно, спорный период должен быть включенным в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.
В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемые периоды работы в должности вожатой и воспитателя должны быть зачислены в специальный трудовой стаж и страховой стаж.
Согласно ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией и днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.
Таким образом, доводы ответчика о том, что право на трудовую пенсию у истца возникло с момента вступления в законную силу решения суда необоснованны и противоречат законодательству, так как, истец, получив отказ о назначении трудовой пенсии, воспользовался своим конституционном правом на судебную защиту и его обращение в суд мотивировалось установлением конкретных обстоятельств, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Поскольку суд удовлетворяет исковое заявление Сизо Х.Н., обязывая ответчика включить в специальный стаж периоды её работы в должности учителя-логопеда, то право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Сизо Х.Н. возникает с момента обращения в пенсионный фонд, т.е. с 08.06.10, так как на момент обращения в управление пенсионного фонда для назначения пенсии у Сизо Х.Н. имелся необходимый 25-летний стаж.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сизо Х.Н. к Государственному учреждению к Управлению Пенсионного Фонда РФ по городу Сочи о признании права на досрочную пенсию - удовлетворить.
Признать за Сизо Х.Н. право на досрочную трудовую пенсию по старости, засчитав периоды работы с (Дата) по (Дата) - в должности (Данные изъяты) МОУ « Средняя общеобразовательная школа (Номер)», а также с (Дата) по (Дата) - в должности (Данные изъяты) в УВК «Средняя общеобразовательная школа № 94».
Обязать комиссию Управления Пенсионного фонда РФ «ГУ» в г.Сочи по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан назначить Сизо Х.Н. досрочную трудовую пенсию по старости с 08.06.2010 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2011 года.
Судья