К делу № 2-1356/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по исковому заявлению администрации г. Сочи к Усубян М.Ф. о сносе самовольно возведенной постройки, УСТАНОВИЛ: Администрация г. Сочи обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением к Усубян М.Ф. о возложении на Усубян М.Ф. обязанности осуществить снос самовольно возведенной постройки: двухэтажное железобетонное каркасное строение размерами в плане 25x17 м., возведенное на земельном участке № с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 990 кв.м., расположенном в квартале индивидуальной застройки по <адрес> в Центральном районе г. Сочи. Исковые требования обоснованы следующим. В порядке осуществления муниципального контроля за использованием земельных участков на территории города-курорта Сочи МУ «Земельная инспекция города Сочи» установлено, что на земельном участке № с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 990 кв.м., расположенном в квартале индивидуальной застройки по <адрес> в Центральном районе г. Сочи, предоставленном в пользование на условиях субаренды Усубян М.Ф. (договор о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 16.03.2010 г., договор аренды от 14.04.2009 г. № 4930001459) с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства, осуществляется строительство двухэтажного железобетонного каркасного строения размерами в плане 25x17 м. В результате обследования вышеуказанного земельного участка МУ «Земельная инспекция города Сочи» составлен акт обследования земельного участка в натуре от 03.02.2011 г. Согласно указанного выше акта, Усубян М.Ф. осуществляет строительство спорного объекта недвижимости без согласованной в установленном порядке разрешительной документации. Факт возведения объекта капитального строительства так же подтверждается фотоматериалом. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года № 120. Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе, органы местного самоуправления. В судебном заседании представитель истца - администрации гор. Сочи по доверенности Шелест Н.В. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Ответчик Усубян М.Ф. в назначенное судебное заседания не явилась, будучи извещена по последнему известному адресу регистрации согласно адресной справки. Судебному приставу Сочинского межрайонного отдела Управления федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю судом было поручено вручить судебную повестку ответчику. Судебным приставом Сочинского МРО УФССП суду представлен Акт о невозможности вручения повестки, так как по указанному адресу - г. Сочи, <адрес>, никто не проживает. К акту приложено письменное объяснение ФИО11, проживающей в г. Сочи по <адрес>, из которых следует, что в доме № по <адрес> г. Сочи никто не проживает. С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что место жительства ответчика Усубян М.Ф. неизвестно, при этом ответчик не имеет представителя. В соответствии со ст. 50 ГПК РФ судом ответчику назначен представитель - представивший суду ордер № 049859 от 13.05.2011 года адвокат Демиров Р.А., который в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований администрации гор. Сочи ввиду их необоснованности. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования администрации г. Сочи подлежат удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст.125 Гражданского Кодекса РФ от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Материалами дела установлено следующее. Из договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды, предоставляемого для строительства (договора аренды) № 4930001459 от 14.04.2009 г., заключенного между администрацией Центрального района г. Сочи и ФИО2, следует, что последней представлен во временное владение и пользование земельный участок общей площадью 990 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный в квартале индивидуальной застройки по <адрес> в Центральном районе г. Сочи (л.д. 14). Ответчик Усубян М.Ф. на основании договора о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 16.03.2010 г. является арендатором земельного участка № с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 990 кв.м., расположенного в квартале индивидуальной застройки по <адрес> в Центральном районе г. Сочи. Как следует из Акта обследования земельного участка в натуре от 03.02.2011 г., Усубян М.Ф. на указанном земельном участке осуществляет строительство двухэтажного железобетонного каркасного строения размерами в плане 25 х 17 м., без получения в установленном законом порядке разрешения на строительство (л.д. 8). В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, осуществляется на основании разрешения на строительство. В соответствии со ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство. Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698 утверждена единая форма разрешения на строительство, заполняемая в порядке, предусмотренном Приказом Министерства регионального развития РФ от 19 октября 2006 года № 120. Полномочиями по выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) в силу пункта 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации обладают, в том числе, органы местного самоуправления. Распоряжением Главы города Сочи от 22 февраля 2006 года № 48-Р «О наделении комитета архитектуры и градостроительства администрации города Сочи полномочиями в области градостроительной деятельности на территории города-курорта Сочи и признании утратившим силу распоряжения Главы города Сочи от 25 марта 2005 года N 100-р», пунктом 1 распоряжения Главы города Сочи от 30 марта 2006 года № 105-р «О выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства на территории города-курорта Сочи» выдача разрешений на строительство осуществляется председателем комитета архитектуры и градостроительства администрации города Сочи, главным архитектором города Сочи. Как следует из ответа Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи от 07.04.20011 г. № 21-01-06/8950 на запрос суда, Усубян М.Ф. разрешение на строительство жилого дома, расположенного по адресу: г. Сочи, Центрального района, <адрес>, участок №, не выдавалось (л.д. 27). Ответчиком не представлено суду доказательств, опровергающих доводы администрации гор. Сочи. Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом, либо за его счет. Статьей 25 Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что лицо, виновное в строительстве или в изменении архитектурного объекта без соответствующего разрешения на строительство, обязано за свой счет осуществить снос (полную разборку) самовольной постройки или привести архитектурный объект и земельный участок в первоначальное состояние. Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является законным владельцем. Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в пункте 1 статьи 222 ГК Российской Федерации три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причем для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в пункте 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет. По буквальному смыслу указанной нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трех условий, перечисленных в пункте 1 статьи 222 ГК РФ. Данная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 3 июля 2007 года № 595-0-П. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении органов местного самоуправления находится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Аналогичные полномочия закреплены подпунктом 26 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования город-курорт Сочи. При указанных обстоятельствах исковые требования администрации г. Сочи, как органа, осуществляющего контроль и регулирование в области градостроительной деятельности на территории г. Сочи, о сносе самовольной постройки - двухэтажного железобетонного каркасного строения размерами в плане 25x17 м. и приведении земельного участка в первоначальное состояние являются правомерными и подлежат удовлетворению. Иные доводы и возражения сторон не имеют юридического значения для правильного разрешения возникшего спора. В соответствии с п.п. 3 п.1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 4 000 рублей. В силу ч.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового Кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в размере 4 000 рублей. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление администрации г. Сочи к Усубян М.Ф. о сносе самовольно возведенной постройки - удовлетворить. Возложить на Усубян М.Ф. обязанность осуществить снос самовольно возведенной постройки: двухэтажного железобетонного каркасного строения размерами в плане 25x17 м., возведенного на земельном участке № с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 990 кв.м., расположенном в квартале индивидуальной застройки по <адрес> в Центральном районе г. Сочи. Взыскать с Усубян М.Ф. в доход государства государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек. В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение изготовлено 18 мая 2011 года. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения суда. Председательствующий:
г. Сочи 13 мая 2011 г.