Дело № 2-2602/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ город Сочи Центральный районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Ващенко Н.П. при секретаре Коржемановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муселимян М.В., об оспаривании действий органа муниципальной власти - администрации города Сочи, УСТАНОВИЛ: Муселимян М.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Сочи, выражающегося в не рассмотрении по существу заявления о предоставлении в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка общей площадью 465 м.кв. по <адрес> Адлерского района г. Сочи; обязать администрацию города Сочи предоставить в аренду, на срок 49 лет, путем издания соответствующего Акта, земельного участка для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 465 м.кв., в границах определенных в соответствии с проектом границ земельного участка, формируемого для индивидуального жилищного строительства в районе улицы <адрес> Адлерского района г. Сочи, утвержденного архитектором Адлерского района города Сочи 24.06.2008 года и обязании Администрации города Сочи обеспечить осуществление кадастрового учета земельного участка общей площадью 465 м.кв., в границах определенных в соответствии с проектом границ земельного участка, формируемого для индивидуального жилищного строительства в районе улицы <адрес> Адлерского района г. Сочи, утвержденного архитектором Адлерского района города Сочи 24.06.2008 года. Муселимян М.В. мотивировал свои требования тем, что: постоянно проживает на территории города Сочи и как гражданин Российской Федерации обладает правом на получение в собственность или аренду земельного участка для удовлетворения личных нужд не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В целях реализации своего права на получение, для целей индивидуального жилищного строительства, земельного участка, 10.09.2008 года, обратился в Администрацию города Сочи, с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в Адлерском районе по <адрес>, площадью 465 м.кв. В октябре месяце 2008 года Администрацией города Сочи на указанное заявление был направлен ответ, содержащий информацию о том, что в соответствии со ст. 30.1. Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства, осуществляется на аукционе, а также информацию о том, где можно ознакомиться с информацией о порядке проведения торгов (аукциона). Администрацией города Сочи торги (аукцион) по продаже права на заключение договора аренды в отношении испрашиваемого земельного участка проведены не были, и не проведены до настоящего времени, а испрашиваемый земельный участок не предоставлен Муселимяну М.В., чем нарушены принадлежащее ему, на основании закона, права. Заявитель Муселимян М.В. в судебное заседание не явился. Представитель Заявителя Муселимяна М.В. - Борисов А.А., действующий на основании доверенности от 27 апреля 2011 года, удостоверенной Степановой В.В., временно исполняющей обязанности нотариуса Сочинского нотариального округа Тиховодова А.И., зарегистрированной в реестре нотариуса за № 2-1376, в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Представитель администрации города Сочи Невдах Т.П., действующая на основании доверенности № 01.02-25/20 от 10.01. 2011 г. в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований не возражала, оставила решение на усмотрение суда. Суд, заслушав стороны, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению, частично, по следующим основаниям: 05.06.2008 года Муселимян М.В. обратился в Администрацию города Сочи, с заявлением на имя И.О. Главы города Сочи Агафонова А.Ю., о поручении МУП МИГ г. Сочи выполнения проекта границ земельного участка для предоставления в аренду под ИЖС, расположенного по адресу: г. Сочи, Адлерский район, <адрес>. Указанное заявление было передано для исполнения ответственным лицам Администрации города Сочи (л.д. 37). В соответствии с указанным заявлением МУП г. Сочи «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ГЕНПЛАНА» изготовлен проект границ земельного участка, формируемого для индивидуального жилищного строительства в районе улицы <адрес> Адлерского района города Сочи, общей площадью 465 м.кв. 10.09.2008 года Муселимян М.В. обратился в Администрацию города Сочи, с заявлением на имя Главы города Сочи Афанасенкова В.Н., о предоставлении земельного участка в аренду для ИЖС, находящегося в Адлерском районе по ул. <адрес>, площадью 465 м.кв. (л.д. 35). 11 сентября 2008 года Администрацией города Сочи в газете «Новости Сочи» (№ 172 (984) от 11.09.2008 г.) и на официальном сайте Администрации города Сочи (по адресу:http://www.<данные изъяты>) опубликовано уведомление о принятии Администрацией города Сочи заявлений на предоставление земельного участка площадью 465 м.кв. по ул. <адрес> Адлерского района города Сочи для индивидуального жилищного строительства (л.д. 31-32). 20.10.2008 г. Администрацией города Сочи в адрес Муселимян М.В. направлен ответ, исх. № 04-12-7364/11565-1 от 20.10.2008 г., которым Муселимян М.В. разъяснено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционе и сообщалось где можно ознакомиться с подробной информацией о порядке проведения торгов (аукциона) (л.д. 34). По состоянию на 20.10.2008 г. порядок проведения аукционов на право получения земельных участков определялся «Положением о порядке организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков», утвержденным Решением Городского Собрания Сочи от 18.04.2002 года № 64, в соответствии с которым обязанность обеспечения подготовки и проведения соответствующих аукционов возложена на Администрацию города Сочи. В соответствии с п. 12 Положения извещение о проведении торгов должно быть опубликовано не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов. В соответствии с п. 22 Положения Организатор, сделавший извещение о проведении торгов, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за 30 дней до проведения конкурса. Вместе с тем, Администрацией города Сочи, в соответствии с указанным Положением, торги (аукцион) проведены не были, и не проведены до настоящего времени, а испрашиваемый Муселимян М.В. земельный участок ему не предоставлен. Решением Городского Собрания Сочи от 24 июня 2010 г. N 77 «О признании утратившими силу Решений Городского Собрания Сочи» Решение Городского Собрания Сочи от 18.04.2002 года № 64 признано прекратившим свое действие, в связи с чем в настоящее время не применяется. Судом также установлено, что Муселимян М.В. не прекращались действия направленные на оформление прав на спорный земельный участок, так в 2011 году МУП г. Сочи «МИГ» по заявке Муселимян М.В. была изготовлена актуализированная справка градостроительной базы данных и дежурного плана города (л.д. 8-25), необходимая для оформления прав на земельный участок. Муселимян М.В., также была получена справка Управления Архитектуры и градостроительства Администрации города Сочи, исх. № 604 от 30.03.2011 г., из которой следует, что спорный земельный участок не затрагивает предполагаемые границы земельных участков объекта программы строительства Олимпийских объектов. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. В соответствии с ч. 3. ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. Порядок предоставления земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов определен ч. 4. ст. 30 Земельного кодекса РФ. При этом пунктами 3, 4 части 3 ст. 30 ЗК РФ, соответственно, в качестве частей процедуры предоставления земельного участка установлены: - проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; - подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Также Земельным кодексом РФ (Частью 6 ст. 30 ЗК РФ) предусмотрено, что в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ, если иной порядок не установлен Кодексом. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены статьей 30.1. Земельного кодекса РФ. Частью 1 ст. 30.1. ЗК РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Частью 3 ст. 30.1. ЗК РФ определен порядок предоставления земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства. В частности законом определено, что предоставление земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Как было установлено судом соответствующее уведомление о приемке заявок на предоставление земельного участка в аренду, Администрацией было опубликовано. В соответствии с абз. 2 ч.3 ст. 30.1 ЗК РФ установлено, что в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Статьей 7 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование, гражданам и юридическим лицам - в безвозмездное срочное пользование. Право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования. Статья 8 указанного Закона устанавливает, что Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, осуществляется соответственно на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края или уполномоченного органа. Предоставление земельных участков для строительства в собственность за плату осуществляется исключительно на торгах (аукционах, конкурсах). Предоставление земельных участков для строительства в аренду осуществляется на торгах (аукционах, конкурсах), за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. При условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения в средствах массовой информации о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в аренду допускается передача земельных участков в аренду без проведения торгов (аукционов, конкурсов) в случае, если имеется только одно заявление гражданина или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства. Таким образом, рассматривая во взаимосвязи сложившуюся фактическую ситуацию и положения Земельного кодекса РФ и Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» суд пришел к выводу, что со стороны Администрации города Сочи имеет место бездействие относительно рассмотрения вопроса о предоставления Муселимяну М.В. в аренду спорного земельного участка, при этом ссуд полагает ссылку Администрации на возможность предоставления гражданам земельных участков для жилищного строительства, при условии поступления и отзыва заявок, исключительно на аукционе не верна. Суд, также, учитывает и тот факт, что решение о проведении аукциона относительно получения права аренды на спорный земельный участок Администрацией города Сочи принято не было. При таких обстоятельствах суд полагает бездействие администрации города Сочи по не предоставлению Муселимяну М.В. в аренду спорного земельного участка необоснованным. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Суд признает сложившиеся между сторонами отношения длящимися, учитывает факт не заявления сторонами процесса о пропуске заявителем установленного законом срока для обращения в суд с настоящим заявлением. В связи с чем не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований по основаниям ст. 256 ГПК РФ. При этом суд полагает не подлежащими удовлетворению требования Муселимяна М.В. об обязании Администрации города Сочи совершить действия по постановке на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, т.к. в соответствии с Земельным законодательством РФ осуществление кадастрового учета земельных участков при их формировании осуществляется за счет средств заинтересованных лиц, т.е. за счет лица желающего приобрести права в отношении формируемого земельного участка. Принимая во внимание все вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194 -199, 254 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Муселимян М.В. о признании необоснованным бездействие Администрации города Сочи по непредоставлению ему в аренду земельного участка, для индивидуального жилищного строительства, в районе улицы <адрес> Адлерского района города Сочи, общей площадью 465 м.кв. Обязать администрацию города Сочи предоставить Муселимян М.В. в аренду, на срок 49 лет, путем издания, в срок не более 10 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, соответствующего Акта, земельный участок для целей индивидуального жилищного строительства, общей площадью 465 м.кв., в границах, определенных в соответствии с проектом границ земельного участка, формируемого для индивидуального жилищного строительства, в районе улицы <адрес> Адлерского района г. Сочи, утвержденного архитектором Адлерского района города Сочи 24.06.2008 года. В удовлетворении требований Муселимян М.В. об обязании Администрации города Сочи обеспечить осуществление кадастрового учета земельного участка общей площадью 465 м.кв., в границах определенных в соответствии с проектом границ земельного участка, формируемого для индивидуального жилищного строительства в районе улицы <адрес> Адлерского района г. Сочи, утвержденного архитектором Адлерского района города Сочи 24.06.2008 года, отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд, через Центральный районный суд города Сочи, в течение десяти дней. Председательствующий судья: Н.П. Ващенко