Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Сочи 09 июня 2011 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Тайгибова Р.Т. при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по заявлению военного прокурора Сочинского гарнизона в интересах Мандрыгина А.Е. о признании незаконными действия начальника полклиники № 2 с дислокацией в городе Сочи МСЧ УФСБ России по Краснодарскому краю, связанных с отказом в предоставлении гражданину, относящемуся к категории лиц п.5 ст.16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», медицинской помощи за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, УСТАНОВИЛ: Военный прокурор Сочинского гарнизона обратился в Центральный районный суд города Сочи с заявлением в интересах Мандрыгина А.Е. о признании незаконными действия начальника поликлиники № 2 с дислокацией в городе Сочи МСЧ УФСБ России по Краснодарскому краю, майора медицинской службы Козельского А.В., связанные с отказом в предоставлении Мандрыгину А.Е. медицинской помощи в виде изготовления и ремонта зубных протезов за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, обязании Козельского А.В. устранить допущенные нарушения закона, реализовав право Мандрыгина А.Е. на медицинскую помощь в виде изготовления и ремонта зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в том числе в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения с последующей оплатой за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба. В обоснование заявленных требований указал, что военной прокуратурой Сочинского гарнизона проведена проверка по заявлению Мандрыгина А.Е., находящегося на пенсионном обеспечении в УФСБ России по Краснодарскому краю, в ходе которой установлено. В соответствии с приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № Мандрыгин А.Е., уволенный с военной службы приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ по достижению предельного возраста пребывания на военной службе в отставку, ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков части. Выслуга лет в календарном исчислении Мандрыгина А.Е. составляет 43 года. ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника поликлиники майора медицинской службы Козельского А.В. Мандрыгиным А.Е. направлено письменное обращение по вопросу реализации своего права на изготовление и ремонт зубных протезов из недрагоценных и не дорогостоящих материалов за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ФСБ России. По результатам рассмотрения заявления, ДД.ММ.ГГГГ Мандрыгину А.Е. было отказано в предоставлении данной помощи. Отказ мотивирован тем, указывает заявитель, что Мандрыгин А.Е. не относится к категории лиц, имеющих право на получение бесплатной медицинской помощи в виде изготовления и ремонта зубных протезов за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ФСБ России, так как он не является военнослужащим. Военный прокурор Сочинского гарнизона считает, что решение Козельского А.В. об отказе в предоставлении указанной медицинской услуги необоснованно, ущемляет права Мандрыгина А.Е. Участвующий в судебном заседании помощник военного прокурора Сочинского гарнизона Гулин Р.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным основаниям, настаивал на их удовлетворении. Мандрыгин А.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по изложенным основаниям, просил об их удовлетворении. Представитель, должностного лица, чьи действия обжалуются, по доверенности Шабанов А.В., в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ от Мандрыгина А.Е. поступило письменное обращение (заявление) в поликлинику № 2, в котом он изложил просьбу выдать ему направление в стоматологическую поликлинику № 1 города Сочи для изготовления и ремонта зубных протезов за счет средств, выделяемых ФСБ России из федерального бюджета. На данное обращение ему направлен письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ №-МСЧ, в котором разъяснен порядок изготовления и ремонта зубных протезов в стоматологической поликлинике № 1 города Сочи бесплатно по полису медицинского страхования в порядке общей очереди, определенной данным медицинским учреждением. Также указал, что Мандрыгин А.Е. имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других драгоценных материалов) за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ФСБ России, в военно-медицинских учреждениях ФСБ России. При этом нужно учитывать, что для оказания данной медицинской помощи необходимо наличие в военно-медицинских учреждениях ФСБ России соответствующих специалистов и специальное медицинского оборудования. В МСЧ УФСБ России по Краснодарскому краю (в том числе в поликлинике № 2 с дислокацией в городе Сочи) отсутствует специальное медицинское оборудование, с помощью которого может быть оказана медицинская помощь в виде изготовления и ремонта зубных протезов. В настоящее время, указал представитель заинтересованного лица, Мандрыгин А.Е. не является военнослужащим, то есть относится к категории граждан, для которых Постановлением Правительства РФ «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» не определен порядок возмещения федеральными органами, в которых предусмотрена военная служба, расходов на оказание медицинской помощи уволенным с военной службы лицам в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Просил в удовлетворении требований отказать. Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Конституцией Российской Федерации (ст.46) предусмотрено, что могут быть обжалованы в суд решения, действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Это положение Конституции РФ реализуется по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ. Из материалов дела видно, что в соответствии с приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № Мандрыгин А.Е., уволенный с военной службы приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ № по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» п.1 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») в отставку, ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков части. Выслуга лет в календарном исчислении Мандрыгина А.Е. составляет 43 года, в связи с чем он относится к категории лиц, указанных в п.5 ст.16 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которой права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2, 3, 4 и 4.1 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. ДД.ММ.ГГГГ Мандрыгиным А.Е. в адрес начальника поликлиники УФСБ России по Краснодарскому краю майора медицинской службы Козельского А.В. направлено письменное обращение по вопросу реализации своего права на изготовление и ремонт зубных протезов из недрагоценных и не дорогостоящих материалов за счет средств, выделяемых их федерального бюджета на содержание ФСБ России. В соответствии с п.п.3.1, 3.23, 3.24, 3.25 должностных обязанностей заместителя начальника медико-санитарной части - начальника поликлиники № 2 с дислокацией в городе Сочи - врача УФСБ России по Краснодарскому краю, утвержденными 28.12.2010 года первым заместителем начальника УФСБ по Краснодарскому краю генерал-майором Родионовым А.Б., начальник данного учреждения обязан, в том числе: организовать работу медико-санитарной части по оказанию обеспечиваемому контингенту первичной, амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи; принимает в установленном порядке решения о целесообразности направления больных на обследование и лечение в учреждения здравоохранения других министерств и ведомств; участвует в распределении финансовых и материальных ценностей; участвует в заключении договоров и соглашений, необходимых для обеспечения выполнения задач, стоящих перед МСЧ. ДД.ММ.ГГГГ года начальником медико-санитарной части УФСБ России по Краснодарскому краю майором медицинской службы Козельским А.В. по результатам рассмотрения обращения Мандрыгина А.Е. дан ответ, которым в предоставлении указанной помощи отказано. Основанием к отказу послужило то, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 года № 1053 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» Мандрыгин А.Е. не относится к категории лиц, имеющих право на получение бесплатной медицинской помощи в виде изготовления и ремонта зубных протезов из недрагоценных и не дорогостоящих материалов за счет средств, выделяемых их федерального бюджета на содержание ФСБ России, так как не является военнослужащим. В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей медицинских, военно-медицинских подразделений, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях, медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пунктом 5 ст.16 Федерального закона права и социальные гарантии военнослужащих, указанные в пункте 2 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения. Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, военнослужащим и гражданам, перечисленным в пунктах 2 и 5 ст.16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно п.7 той же статьи, определяется Правительством Российской Федерации. Таким образом, лица, имеющие стаж военной службы, указанный в п.5 ст.16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и уволенные с военной службы по основаниям, перечисленным в этом же пункте статьи, при отсутствии возможности получить медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях по месту жительства имеют право бесплатно получить такую же медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в порядке и на условиях, при которых эта помощь оказывается военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы. Определение порядка финансирования расходов, связанных с оказанием этим лицам медицинской помощи, и порядка возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов по оказанию им медицинской помощи отнесено Законом к компетенции Правительства Российской Федерации. Реализуя указанные полномочия, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 26.09.1994 года № 1093 «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих», пункт 1 которого был изложен в следующей редакции: «1. Оказывать медицинскую помощь за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской. Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, в следующем порядке: а) военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, всевиды медицинской помощи, включая отпуск лекарств, оказываются в военно-медицинских учреждениях бесплатно. При отсутствии по месту военной Таким образом, данная редакция Постановления предусматривала, что все виды медицинской помощи уволенным с военной службы офицерам, перечисленным в п.5 ст.16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», оказывались бесплатно во всех учреждениях здравоохранения, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, с отнесением расходов на счет средств Минобороны России, других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года № 911 внесены изменения в пункт 1 Постановления Правительства РФ от 26.09.1994 года № 1093, изложен в следующей редакции: «Оказывать за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам, выданным врачами медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и учреждений (далее - военно-медицинские учреждения) Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, бесплатно: а) военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, могут приниматься на лечение в военно-медицинские учреждения различных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с осуществлением взаимных расчетов по оказанию им медицинской помощи между этими федеральными органами исполнительной власти. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее -учреждения здравоохранения) с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; б) офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом п.5 ст.16 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Согласно положениям п.1 Постановления Правительства РФ от 26.09.1994 года № 1093, на которые, в том числе, в своем ответе сослался Козельский А.В., лица, уволенные с военной службы при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют равное право с военнослужащими на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и зубное протезирование в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения, за счет средств, выделяемых на содержание федеральных органов, в которых предусмотрена военная служба. В настоящее время Мандрыгин А.Е. реализует свои трудовые права в войсковой части № 03110 в качестве гражданского персонала, в связи с чем также имеет право, предусмотренное ст.18 Федерального закона РФ «О федеральной службе безопасности», на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях, подразделениях органов федеральной службы безопасности, осуществляемую за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов федеральной службы безопасности. Кроме того, суд считает, что отказ в предоставлении указанных медицинских услуг Мандрыгину А.Е. противоречит положениям ст.41 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В соответствии с ч.1 ст.254 и ст.255 ГПК РФ суды рассматривают заявления граждан на решения и действия воинских должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов и сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В силу ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление военного прокурора Сочинского гарнизона в интересах Мандрыгина А.Е. о признании незаконными действия начальника полклиники № 2 с дислокацией в городе Сочи МСЧ УФСБ России по Краснодарскому краю, связанных с отказом в предоставлении гражданину, относящемуся к категории лиц п.5 ст.16 Федерального закона «О статусе военнослужащих», медицинской помощи за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба- удовлетворить. Признать незаконными действия начальника поликлиники № 2 с дислокацией в городе Сочи МСЧ УФСБ России по Краснодарскому краю, майора медицинской службы Козельского А.В., связанные с отказом в предоставлении Мандрыгину А.Е. медицинской помощи в виде изготовления и ремонта зубных протезов за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба. Обязать Козельского А.В. устранить допущенные нарушения закона, реализовав право Мандрыгина А.Е. ан медицинскую помощь в виде изготовления и ремонта зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в том числе в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения с последующей оплатой за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание федеральных органов исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части. Судья Р.Т.Тайгибов Мотивированное решение составлено и подписано судьей 14.06.2011 года.
службы или по месту жительства военнослужащих военно-медицинских
учреждений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо
специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях -
беспрепятственно и бесплатно в учреждениях здравоохранения, независимо
от их ведомственной принадлежности и форм собственности; б) членам семей офицеров (женам, мужьям, детям до 18 лет) и лицам, находящимся на их иждивении, - бесплатно в военно-медицинских учреждениях. При амбулаторном лечении лекарства членам семей отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством плата не взимается либо лекарства отпускаются за плату на льготных условиях. При отсутствии по месту жительства членов семей военнослужащих военно-медицинских учреждений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях - в учреждениях здравоохранения на общих основаниях с гражданами Российской Федерации; в) офицерам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительностьвоенной службы которых составляет 20 лет и более (в льготном исчислении),- в порядке, предусмотренном подпунктом «а», а членам их семей -подпунктом «б» настоящего пункта».