г.Сочи ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Ващенко Н.П. при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хваржева А.А., Сеферян Г.А., Варосян А.Е., Попова В.В. об оспаривании действий (бездействия) администрации г.Сочи, УСТАНОВИЛ: Хваржев А.А., Сеферян Г.А., Варосян А.Е., Попов В.В. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать незаконным действие администрации г.Сочи, выразившееся в непредоставлении земельного участка, площадью 120 кв.м. с кадастровым номером №, расположенному по <адрес>, в Центральном районе г.Сочи, ссылаясь на то, что указанное бездействие нарушает права и охраняемые законом интересы членов ПГСК «К-84». Кроме этого просят обязать администрацию города Сочи предоставить в аренду сроком на 49 лет учредителям ПГСК «К-84» земельный участок, площадью 120 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по <адрес>, в Центральном районе г.Сочи, Заявление мотивировано тем, что Потребительский гаражно-строительный кооператив «К-84» в лице его членов Хваржева А.А., Сеферяна Г.А., Варосяна А.Е., Попова В.В. обратились в администрацию города Сочи по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 120 кв.м. расположенному по <адрес>, в Центральном районе г.Сочи - «гаражи боксового типа». Постановлением главы администрации г.Сочи №2249 от 21.12.2010 года предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером № площадью 120 кв.м. расположенному по <адрес>, в Центральном районе г.Сочи - «гаражи боксового типа». Указанным постановлением ПГСК «К-84» необходимо было обратиться в администрацию города Сочи по вопросу оформления правоустанавливающих документов на земельный участок. Вместе с тем, что администрацией в порядке, предусмотренным п.3,6 ст.31 Земельного Кодекса РФ, решение о предварительном согласовании места размещения объекта об утверждении акта о выборе земельного участка или отказе в размещении объекта не принято, информирование населения о возможном или предстоящем представлении земельных участков для строительства не произведено. Таким образом заявители полагают, что у администрации отсутствуют основания для отказа в принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку спорный земельный участок сформирован и может быть предоставлен им в аренду сроком на 49 лет. В судебном заседании заявители Хваржев А.А., Сеферян Г.А., Варосян А.Е., Попов В.В. заявление поддержали. Представитель заинтересованного лица - администрации г.Сочи по доверенности Невдах Т.П. заявление Хваржева А.А., Сеферяна Г.А., Варосяна А.Е., Попова В.В. признала обоснованным и посчитала возможным его удовлетворить в части оспаривания действий администрации г.Сочи, выразившееся в непредоставлении земельного участка, в остальной части заявления просила отказать. Выслушав доводы заявителей и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст.254 ГПК РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. На основании ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, в целях формирования и закрепления земельного участка заявителями подготовлен проект границ на указанный земельный участок, который И.О. главы администрации Центрального района г.Сочи, согласован в установленном законом порядке с главным архитектором города Сочи и архитектором Центрального района г.Сочи 08.07.088 и поставлен на дежурную карту города (л.д.29). Утвержденной схемой расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории границы земельного участка нанесены на дежурный план города который главой администрации г.Сочи, согласован в установленном законом порядке с главным архитектором города Сочи и архитектором Центрального района г.Сочи и поставлен на дежурную карту города (л.д.33). Также в составе проекта границ земельного участка был выполнен и утвержден МУП г.Сочи «Муниципальным институтом генплана», расчет минимальной площади земельного участка, в котором указано что минимальная площадь земельного участка необходимая для строительства крытой автостоянки на 4 машиноместа по <адрес> Центрального района г.Сочи по плану проектных границ составляет 120кв.м., что не противоречит нормативным требованиям (л.д.27-28). Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Сочи как горноклиматического курорта 5 августа 2010 года проведены публичные слушания по вопросу потребительского гаражно-строительного кооператива «К-84» о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 120 кв.м. расположенному по <адрес>, в Центральном районе г.Сочи - «гаражи боксового типа». По результатам публичных слушаний комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки территории города Сочи как горноклиматического курорта подготовлены рекомендации на имя главы города Сочи № 2УР/1Ц-5 о возможности принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 120 кв.м. расположенному по <адрес>, в Центральном районе г.Сочи - «гаражи боксового типа». Испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 120 кв.м. расположенному по <адрес>, в Центральном районе г.Сочи соответствует техническим и градостроительным регламентам, установленным для территории зоны Ж-5. Постановлением главы администрации г.Сочи №2249 от 21.12.2010 года предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью 120 кв.м. расположенному по <адрес>, в Центральном районе г.Сочи - «гаражи боксового типа». (л.д.40) Соглашением №1428 от 22.04.2011 года о внесении платы за фактическое использование земельного участка, установлено что ПГСК «К-84» фактически используется земельный участок с 01.01.2008 по 30.03.2011 без надлежащего оформления в установленном порядке прав на него (л.д.42-43). На основании данного соглашения заявителями была произведена оплата за фактическое использование земельного участка с кадастровым номером № площадью 120 кв.м. расположенному по <адрес>, в Центральном районе г.Сочи. (л.д.44). Утвержденным заключением главы администрации Центрального района о возможности сохранения объекта разрешена его сохранность при условии приведения объекта (четыре отдельно стоящих металлических гаража) в единый архитектурный облик, а также благоустройства прилегающей территории. (л.д.46) Суд признает оспариваемое бездействие органа местного самоуправления незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст.30 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Пунктом 5 ст. 30 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. В соответствии с п.1 ст.31 Земельного Кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Согласно п. 2 ст. 31 Земельного Кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. В соответствии с абзацем 1 п.5 ст.31 Земельного Кодекса РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Согласно п.6 ст.31 Земельного Кодекса РФ Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (п.1.ст.32 ЗК РФ) Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Постановлением Главы муниципального образования город Сочи от 27 мая 2009 г. N 179 "О делегировании отдельных полномочий администрации города Сочи", установлено, что администрация города Сочи осуществляет завершение процедуры предоставления земельных участков в порядке части 5 статьи 30 и статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии утвержденных до 1 июня 2009 года материалов предварительного согласования места размещения объекта. Утвержденной схемой расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории границы земельного участка были нанесены на дежурный план города 14.04.09, однако главой администрации г.Сочи, согласовано 20.06.09 года. Согласно вышеуказанным нормам закона именно администрация г.Сочи должна была принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта Однако до настоящего времени, как следует из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, администрацией так и не принято решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Таким образом, суд приходит к убеждению, что ПГСК «К-84» в соответствии с действующим законодательством сформировал все необходимые документы по предварительному согласованию земельного участка для строительства, а органом местного самоуправления - администрацией г.Сочи не приведено правовое обоснование бездействия и (или) отказа в предварительном согласовании места размещения указанного объекта, что не отрицается самим представителем заинтересованного лица - администрации г.Сочи. Согласно п. 9 ст. 30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. Бездействие администрации г.Сочи, до настоящего времени не принявшей решения по заявлениям Хваржева А.А., Сеферяна Г.А., Варосяна А.Е., Попова В.В. о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке является незаконным, нарушает права указанных лиц, так как препятствует дальнейшему формированию земельного участка и прохождению его государственного кадастрового учета, согласно ст. 70 ЗК РФ, в связи с чем существуют препятствия в предоставлении указанного земельного участка в соответствии со ст.32 ЗК РФ. В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Согласно п.5 ст.36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198,254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Хваржева А.А., Сеферян Г.А., Варосян А.Е., Попова В.В. об оспаривании бездействия администрации г.Сочи удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации города Сочи выразившееся в непринятии решения по заявлению учредителей ПГСК «К-84» о предоставлении земельного участкаплощадью 120 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0201006:147, расположенному по <адрес>, в Центральном районе г.Сочи - нарушающим права и охраняемые законом интересы Хваржева А.А., Сеферян Г.А., Варосян А.Е., Попова В.В.. Обязать администрацию города Сочи устранить допущенные нарушения, путем рассмотрения в установленном законом порядке и сроки заявления Хваржева А.А., Сеферян Г.А., Варосян А.Е., Попова В.В. о предоставлении земельного участка. В удовлетворении остальных требований - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней. Председательствующий: