К делу № 2-2704/11 ДД.ММ.ГГГГ город Сочи Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Ващенко Н.П., представителей ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Сочи Щербина Н.Ю. и Коротаева С.П., при секретаре судебного заседания Коржемановой И.В., рассмотрев в открытом заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению Такмазян Т.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Сочи о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, Такмазян Т.М. обратилась в суд с иском к ответчику, где просит обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Сочи о досрочном назначении трудовой пенсии по старости с 29 декабря 2010 года и включении в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за выслугу лет, периоды работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2010 года по 29 декабря 2010 года в должности медицинской сестры в санатории «Голубая Горка», связанные с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. 29 декабря 2010 года Такмазян Т.М. обратилась в пенсионный орган с письменным заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе города Сочи от 05 марта 2011 года ей было отказано в назначении досрочной пенсии, ввиду отсутствия требуемого специального стажа, так как требуется не менее 30 лет, а документально подтверждено 19 лет 10 месяцев 23 дня. Из специального стажа исключены периоды работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2010 года по 29 декабря 2010 года в должности медицинской сестры в санатории «Голубая Горка», поскольку профиль работы санатория не соответствует специализации, предусмотренной Списками, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1806 и от 29 октября 2002 года № 781. Без указанных периодов работы стажа для назначения пенсии по старости досрочно, недостаточно. Считая, что ее право на социальное обеспечение нарушено, Такмазян Т.М. и обратилась в суд. В судебном заседании Такмазян Т.М. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить, приводя доводы, изложенные в заявлении. В судебном заседании представители Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи по доверенности Щербина Н.Ю. и Коротаев С.П. требования истицы не признали и пояснили, что не находят правовых оснований для удовлетворения требований Такмазян Т.М. указав, что Федеральный закон от 17 декабря 2001 года устанавливает только нормы, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Поскольку законодатель в структуре статьи 28 Закона от 17 декабря 2001 года предусмотрел пункт 3, положением которого Правительству РФ делегировано право утверждать списки профессий, должностей, учреждений (структурных подразделений), а в необходимых случаях правила исчисления стажа на соответствующих видах работ, реализация прав указанных лиц вне правовой связи с нормативными правовыми актами, регулирующими условия, порядок и правила, по которым производится исчисление данного вида пенсии, невозможна. К их числу относятся условия о работе не в любых должностях и учреждениях, а в строго определенных, а также правила исчисления стажа на соответствующих видах работ. В этой связи Правительством РФ приняты Постановление от 29 октября 2002 № 781 и Постановление от 22 сентября 1999 года № 1806, которыми утверждены соответствующие Списки, Перечни и Правила, регулирующие досрочное пенсионное обеспечение по старости лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Кроме того, представители Управления Пенсионного фонда РФ в городе Сочи не согласны с требованием Такмазян Т.М. в части назначения досрочной трудовой пенсии с 29 декабря 2010 года по следующим основаниям. Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. На момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сочи Такмазян Т.М. права на назначение трудовой пенсии по старости, согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Закона от 17 декабря 2001 года, не имела, следовательно, при условии удовлетворения искового заявления, указанная пенсия может быть назначена только с момента возникновения права, то есть с даты вступления в законную силу решения суда. Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив в соответствии со статьей 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного ими доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Такмазян Т.М. по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Как следует из материалов дела, Такмазян Т.М. с 09 июля 1990 года работает в санатории «Голубая Горка» в должности медицинской сестры высшей категории, где и работает по настоящее время, что подтверждается представленной суду трудовой книжкой (л.д.6-12). За время ее работы наименование учреждения неоднократно переименовывалось, в том числе: в структурное подразделение предприятия «Мострансгаз» РАО «Газпром», ООО «Гапром Трансгаз Москва». Анализируя исследованные доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования о включении оспариваемых периодов работы Такмазян Т.М. в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с занятостью лечебной деятельностью по охране здоровья населения, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку неточное наименование медицинского учреждения не может ограничивать право на назначение пенсии на льготных условиях. Выявленные несоответствия в наименовании медицинского учреждения не изменяют характер работы, выполняемой истицей в спорные периоды, она всегда оставалась медицинской сестрой. Цели и задачи, направления деятельности места работы также не менялись, санаторий всегда осуществлял и продолжает осуществлять деятельность по охране здоровья населения. Указанные обстоятельства подтверждаются лицензией на осуществление медицинской деятельности ООО «Газпром Трансгаз Москва» санаторий «Голубая горка», приложением № 1 от 04 мая 2008 года к лицензии № ЛО-23-01-000115 от 04 мая 2008 года, из которого следует, что в номенклатуру работ и услуг при осуществлении санаторно-курортной помощи входит и восстановительная медицина (л.д.24-25), должностной инструкцией медицинской сестры высшей категории, из которой следует, что в должностные обязанности медицинской сестры санатория, входит, в том числе, правильность и своевременность выполнения лечебно-диагностических процедур. Ранее действовавший закон РФ от 29 ноября 1990 года №30401 «О государственных пенсиях в РФ» не содержал требования о том, чтобы лечебная деятельность, дающая право на досрочное назначение пенсии по старости, осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, и назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности. Согласно п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 (утратившего силу, в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781) в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464. Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ трудовой пенсии за выслугу лет не предусматривает, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, осуществляющими лечебную деятельность. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплены положения, касающиеся оснований возникновения и порядка реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, которым предусмотрено право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Причем возникновение права на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста обусловлено работой в определенной сфере профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Между тем, п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного закона (для женщин - 55 лет), назначается… лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 были утверждены: Список должностей и учреждений, согласно которому в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечение и иную деятельность по охране здоровья населения, а также Правила исчисления такого стажа. В соответствии с п.3 указанных Правил в стаж работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, засчитываются периоды работы лишь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Между тем, как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу «о проверке конституционности положений ч.1 ст.1 и ст.2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и подтвержденной им в ряде других решений, придание обратной силы предписаниям п.п.10, 11 и 12 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые ухудшают положение граждан, осуществлявших педагогическую, лечебную либо творческую деятельность на сцене, и имевших на момент введения в действие названного Федерального закона стаж, необходимый для установления пенсии ранее достижения общего пенсионного возраста (пенсии за выслугу лет), означало бы отмену для этих лиц права на назначение пенсии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, что противоречит положениям ч.1 ст.1, ч.1 ст.18, 39 и ч.1 ст.55 Конституции РФ. Как указал Конституционный Суд в своем Постановлении №11-П от 03 июня 2004г. по делу о проверке конституционности положений п.п.10,11,12 п. 1 ст. 28 и п. 1,2 ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших лечебную деятельность за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в учреждениях, предприятиях, не являющихся государственными, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в п.п. 10,11,12 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». По смыслу ст.8 (ч.2), 19 (ч.1 и 2), 35 (ч.1), 37 (ч.1 и 3), 39 (ч.1 и 2) и 55 (ч.3) Конституции РФ, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в… учреждениях здравоохранения, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. Данный вывод вытекает и из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области. То обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения, и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Из материалов дела следует, что санаторий «Голубая Горка» осуществляет свою деятельность как юридическое лицо филиала ООО «Мострансгаз» «Санаторий Голубая Горка», созданное в 1999 году. Основным видом деятельности указанного выше санатория являлась и является оказание медицинских санаторно-курортных услуг. Данные организации имели, а санаторий «Голубая Горка» в настоящее время имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности. Из представленных журналов дежурной медицинской сестры следует, что деятельность истицы связана с лечением и профилактикой заболеваний опорно-двигательного аппарата. Кроме того, в судебном заседании обозревались журналы дежурной медицинской сестры Такмазян Т.М., из которых видно, что истица выполняла диагностические мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией и полномочиями. Не состоятельны доводы представителей ответчика и в той части, что наименование Кроме того, суд основывает свой вывод на статьях 6 (ч.2), 15 (ч.4). 17 (ч.З), 18, 19, 55 (ч.1) Конституции РФ, которые по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 14.06.2006 года. Дело №87-В06-3. Пенсионным органом в рамках искового производства по данному делу не представлено каких-либо доказательств, опровергающих доводы истицы о ее работе и оплате ее труда в спорные периоды, как связанного с занятостью лечебной деятельностью по охране здоровья населения полный рабочий день. Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией и днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления. Таким образом, доводы представителей ответчика о том, что право на трудовую пенсию у Такмазян Т.М. возникнет с момента вступления в законную силу решения суда необоснованны, и противоречат действующему законодательству, так как Такмазян Т.М., получив отказ о назначении трудовой пенсии, воспользовалась своим конституционном правом на судебную защиту и ее обращение в суд мотивировалось установлением конкретных обстоятельств, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии. Как установлено судом, Такмазян Т.М. обратилась с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Сочи 29 декабря 2010 года. С учетом периода ее работы, включенного пенсионным органом в специальный трудовой стаж, продолжительностью 19 лет 10 месяцев 23 дня, и спорных периодов, засчитанных судом, на момент требования заявительницы, то есть 29 декабря 2010 года, специальный стаж Такмазян Т.М. превышает необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с занятостью лечебной деятельностью по охране здоровья населения, то есть, более 30 лет. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Исковые требования Такмазян Т.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Сочи о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, удовлетворить. Признать за Такмазян Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочную пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Обязать комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи засчитать Такмазян Т.М. в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периоды ее работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2010 года по 29 декабря 2010 года в должности медицинской сестры в санатории «Голубая Горка», связанные с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского края назначить досрочную трудовую пенсию по старости Такмазян Т.М. с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи о назначении пенсии, то есть с 29 декабря 2010 года. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней, со дня изготовления решения в мотивированной форме. Председательствующий Н.П. Ващенко Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
профиля учреждения (предусмотрены санатории для лечения туберкулеза всех форм, для
больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения
больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом,
психоневрологические) не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от
22.09.1999 года №1066 и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, так как согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного суда России №2-П от 29.01.2004г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан») «придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими всоответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону.