27 июня 2011 г. г. Сочи Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Севидовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нечипорук О.Н к ГУ Управление пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.Сочи о признании права на досрочную трудовую пенсию, У С Т А Н О В И Л: Истец просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением ею педагогической деятельности более 25 лет в учреждении для детей и обязать ответчика включить в специальный стаж ее работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя <данные изъяты> г.Сочи. В судебном заседании истец свои требования поддержала и мотивировала их тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в г. Сочи от 10.11.2011 г. № 5/41 ей было отказано в назначении пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В стаж, дающий право на досрочную пенсию, комиссией не включен период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 11 месяцев 14 дней) в должности воспитателя <данные изъяты>, так как наименование учреждения не предусмотрено списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г., Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г. и Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Считает данное решение комиссии неправомерным, ущемляющим ее права, поскольку в должности воспитателя одного и того же учреждения для детей она работала постоянно с 1994 г. по 2001 год. На протяжении всего времени работы в должности воспитателя характер работы истца не изменялся. Просит признать ее право на досрочную пенсию по старости и обязать ответчика включить указанный ею период работы в трудовой стаж, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности, и обязать ответчика назначить ей пенсию с даты ее обращения за назначением данной пенсии. В судебном заседании представитель Управления пенсионного фонда РФ в г. Сочи заявленные требования не признал и пояснил, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в г. Сочи от 10.11.2011 г. № 5/41 истцу было отказано в назначении пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Общий трудовой стаж истца на момент обращения составил 28 лет 10 месяцев и 12 дней, специальный стаж для права на досрочную пенсию составил 19 лет 10 месяцев и 19 дней, поскольку из него исключен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя <данные изъяты>. Указанный период работы исключен комиссией в связи с тем, что наименование данного учреждения не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей до 01.11.1999 г. дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 г., Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г. и Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Кроме того, считает, что право у истца на досрочную пенсию возникает не с момента обращения в Управление пенсионного фонда РФ, а со дня возникновения права, т.е. с даты вступления решения суда в законную силу. Считает отказ комиссии по назначению пенсий Управления пенсионного фонда в г. Сочи законным и обоснованным. По этим основаниям просил в удовлетворении заявленных требований отказать. Заслушав доводы истца, возражения представителя Управления пенсионного фонда РФ в г. Сочи, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан об отказе в назначении пенсии № 5/41 от 10.02.2011 г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием у нее специального стажа требуемой продолжительности. Общий трудовой стаж истца на момент обращения составил 28 лет 10 месяцев 12 дней. Специальный стаж для права на досрочную пенсию составил 19 лет 10 месяцев 19 дней (при требуемом специальном стаже 25 лет). В стаж, дающий право на досрочную пенсию за выслугу лет, комиссией не включен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя <данные изъяты>, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., и период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ так как организацией не предоставлены коды льготной профессии. После предоставления сведений персонифицированного учета данный период буде включен в льготный стаж. Согласно представленной копии трудовой книжки истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и в исследуемый судом период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности воспитателя. С 1994 г. образовательное учреждение претерпело ряд реорганизаций и стало именоваться как <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Детский сад № реорганизован в <данные изъяты>, которая ДД.ММ.ГГГГ переименована в Образовательной учреждение Начальная школа - детский сад №. Однако проведенные реорганизации не затронули функциональные обязанности истца, все это время она выполняла одни и те же трудовые функции воспитателя при равных условиях труда. Учреждение, в котором все это время работала истец, продолжает реализовывать программы дошкольного образования, выполняет задачи, установленные в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008 г. Данные обстоятельства не оспаривались сторонами. Согласно ст. 80 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в редакции от 16 апреля 2001 года) пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается при выслуге не менее 25 лет. В соответствии со ст. 83 этого Закона списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации. В постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" (в редакции от 22 сентября 1993 года) предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Поскольку федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, отказ истцу в назначении пенсии является незаконным. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса либо названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Статья 11-1 Закона РФ «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций и др. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (пункт 5 статьи 55). Как следует из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 года № 310-О по запросу Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других учреждений для детей, не относящихся к государственным или муниципальным, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений. Довод ответчиков о том, что не может быть засчитан в специальный стаж истца период ее работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку наименование данного учреждения не предусмотрено Списком, утвержденным Правительством РФ № 781 от 29.10.2002 г., признается судом несостоятельным. Упомянутая норма постановления Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. сузила сферу действия ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», гласящей, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона, в частности лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Статья 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», во исполнение которой и было принято оспариваемое постановление, не содержит положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно-правовой формы и названия образовательного учреждения. Законодатель уполномочил Правительство Российской Федерации лишь на составление списков работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, не оговаривая при этом форму собственности или название образовательных учреждений для детей. Следовательно, оспариваемое предписание постановления, как нарушающее право граждан на пенсию в связи с педагогической деятельностью и не соответствующее закону, не может быть применено к данным правоотношениям. Данный вывод подтверждается положением ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (в редакции от 5 марта 2004 г.) о том, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами либо названиями образовательных учреждений. В силу п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы. Аналогичный вывод содержится и в решении Верховного суда РФ от 7 июня 2001 г. № ГКПИ 2001-875 по жалобе Сухановой Н.В. о признании частично недействительным (незаконным) абзаца первого пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей". Суд принимает во внимание, что истец работала в одной и той же должности воспитателя <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и в исследуемый судом период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ За данный период времени ее должностные (функциональные) обязанности не менялись, она не прерывала свои трудовые отношения с данным образовательным учреждением и занимаемая ею должность воспитателя оставалась неизменной. Вместе с тем, ответчик исключил из стажа работы истца, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности, лишь период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением наименования детского образовательного учреждения. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя МОУ «Учебно-воспитательный комплекс <данные изъяты> подлежит включению в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением ею педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении для детей. Довод ответчика о том, что право у истца на досрочную пенсию возникает не с момента обращения в Управление пенсионного фонда РФ, а со дня возникновения права, т.е. с даты вступления решения суда в законную силу, не соответствует требованиям закона. Статьей 19 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. Следовательно, если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в пенсионный орган гражданин имел право на указанную пенсию, однако в реализации данного права ему было отказано по независящим от него причинам (например, тождественность выполняемых истцом функций тем работам, которые дают право на пенсию, была установлена в ходе судебного разбирательства), то суд вправе удовлетворить требование истца о назначении ему трудовой пенсии по старости с момента первоначального обращения за указанной пенсией. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать право Нечипорук О.Н на досрочную пенсию и обязать комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного Фонда РФ в г. Сочи включить в специальный трудовой стаж Нечипорук О.Н, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением ею педагогической деятельности, период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя <данные изъяты>, и назначить последней пенсию со дня ее обращения за указанной пенсией, т.е. с 10.11.2010 г. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный суд г. Сочи в течение 10 дней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: Согласовано 08.07.2011 Судья Курин Ю.В.