г.Сочи 10.06.2011 г. Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Качур С.В., при секретаре судебного заседания Горбенко К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дердеряна Н.В, об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, установил: Дердерян Н.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, мотивируя свое обращение тем, что ему в соответствии с Постановлением администрации Лазаревского района г. Сочи от 19.04.1995 г. № 283/3, предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок №3, площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: г Сочи, Лазаревский район, п. Волконка, ул.Курская. 13.12.2010 г., в целях надлежащего оформления правоудостоверяющих документов, на указанный земельный участок, он обратился с заявлением к директору Департамента имущественных отношений администрации г.Сочи с просьбой подготовить договор аренды принадлежащего мне участка. Заявитель со ссылкой на ст.12 Закона "О порядке рассмотрения обращений граждан", определяющей, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, указывает, что до настоящего времени, никаких действий по рассмотрению его обращения со стороны структурных подразделений администрации г.Сочи не последовало и считает, что указанное обстоятельство существенно нарушает его право на получение ответа при обращении в орган местного самоуправления, а также на заключение договора аренды земельного участка, в связи с чем просит суд признать бездействие департамента имущественных администрации г.Сочи незаконным и необоснованным и обязать департамент имущественных отношений администрации г.Сочи заключить с ним договор аренды земельного участка. Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель администрации г.Сочи пояснил, что заявителем пропущен срок давности обжалования действий органа местного самоуправления, требования необоснованны, считает, что они не подлежат удовлетворению. Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению. Суду представлено Постановление администрации Лазаревского района г. Сочи от 19.04.1995 г. № 283/3, согласно которому Дердеряну Н.В. предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок №, площадью 800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый номер 23:49:0112002:136, зарегистрирован на праве собственности за правообладателем администрацией г.Сочи, запись регисрации № от ДД.ММ.ГГГГ 13.12.2010 г. Дердерян Н.В. обратился с заявлением к директору Департамента имущественных отношений администрации г.Сочи с просьбой подготовить договор аренды принадлежащего мне участка, однако до настоящего времени действий со стороны администрации г.Сочи не последовало. Исходя из положений ч.1 ст.4 и ч.1 ст.256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Рассматривая вопрос о пропуске сроков, суд пришел к выводу о том, что по вопросу заключения договора аренды земельного участка заявителю не представлен ответ до настоящего времени и заявитель инициировал обращение в суд об оспаривании бездействия 02.06.2011 г., возникшие в связи с оспариванием бездействия правоотношения носят длящийся характер, а потому истечение трехмесячного срока нельзя определить временем. Таким образом, данный срок им не пропущен. На основании Гражданского кодекса РФ, Закона от 14.11.2002 г. №161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в целях обеспечения информационной открытости деятельности отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации г.Сочи, повышения качества и доступности предоставляемых ими муниципальных услуг (исполняемых ими муниципальных функций), Постановления Правительства РФ от 11.11.2005 г. №679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)", Постановления Главы администрации Краснодарского края от 17.12.2009 г. №1141 "О размещении сведений о государственных и муниципальных услугах (функциях), предоставляемых (исполняемых) исполнительными органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, в федеральной государственной информационной системе "Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" и о реестре государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края" администрацией г.Сочи Постановлением от 26.03.2010 №327 утвержден "Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг)". В соответствии с Постановлением администрации г.Сочи от 26.03.2010 г. №327 администрацией г.Сочи Постановлением от 21.07.2010 №938 утвержден "административный регламент исполнения муниципальной услуги "Заключение договора аренды земельного участка, в том числе на новый срок" Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи", который определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги по заключению договора аренды земельного участка, в том числе на новый срок (далее - муниципальная услуга). Пункт 2.1.1 данного административного регламента устанавливает порядок информирования о ходе предоставления муниципальной услуги: - информирование о ходе предоставления муниципальной услуги осуществляется работниками департамента при личном контакте с заявителями, с использованием средств Интернет, почтовой, телефонной связи, посредством электронной почты; - информация о приостановлении предоставления муниципальной услуги или об отказе в ее предоставлении направляется заявителю заказным письмом и дублируется по телефону или электронной почте, указанным в заявлении (при наличии соответствующих данных в заявлении); - информация о сроке завершения оформления документов и возможности их получения заявителю сообщается при подаче документов и при возобновлении предоставления муниципальной услуги после ее приостановления, а в случае сокращения срока - по указанному в заявлении телефону и/или электронной почте; - в любое время с момента приема документов заявитель имеет право на получение сведений о прохождении процедур по предоставлению муниципальной услуги при помощи телефона, средств Интернета, электронной почты, или посредством личного посещения департамента, а пункт 2.2 определяет общий срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 дней, в случае направления запроса о рыночной оценке размера арендной платы, руководитель департамента, продлевает срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока рассмотрения гражданина направившего обращение. Согласно ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Администрация г.Сочи не представила доказательств уважительности причин нарушения сроков рассмотрения обращения Дердеряна Н.В. В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Между тем, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ч.2 ст.11 Земельного кодекса РФ), в связи с чем суд, рассматривая заявление в порядке главы 25 ГПК РФ, считает необходимым обязать Департамент имущественных отношений администрации г.Сочи рассмотреть обращение Дердеряна Н.В. о подготовке договора аренды земельного участка. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: признать незаконным и необоснованным бездействие департамента имущественных отношений администрации г.Сочи в части несоблюдения сроков при предоставлении муниципальной услуги по заключению договора аренды земельного участка, в том числе на новый срок. департаменту имущественных отношений администрации г.Сочи рассмотреть обращение Дердеряна Н.В, о подготовке договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 800 кв.м, расположенного в <адрес> в соответствии с Постановление администрации г.Сочи от 21.07.2010 №938. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 15.06.2011 г. Председательствующий: