Дело № 2-1872/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Сочи ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд г. Сочи в составе: председательствующего судьи Ващенко Н.П., при секретаре Коржемановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Стародуб И.В., Стародуб Г.В. о принудительном изъятии земельного участка для нужд олимпийского строительства и встречному иску Стародуб И.В., Стародуб Г.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Агенство поддержки бизнеса» и Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 об признании недостоверным отчета об оценке, признании действий повлекшими уменьшение величины стоимости и величины убытков, УСТАНОВИЛ: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в суд с иском к Стародуб И.В., Стародуб Г.В. о принудительном изъятии земельного участка с кадастровым номером № площадью 540 кв.м. по ул.<адрес> г.Сочи с расположенными на нем объектами недвижимого имущества-здания мастерской пл.295 кв.м., принадлежащего Стародуб Г.В. на праве собственности, и квартиры №2 пл.17.0 кв.м., принадлежащей Стародуб И.В. на праве собственности, для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, и выплате компенсации в пользу Стародуб Г.В. суммы в размере 8 318 260 рублей, в пользу Стародуб И.В. 75 622 рубля путем перечисления денежных средств на расчетный счет ответчиков, либо путем перечисления вышеуказанных сумм на депозит суда. Заявленные требования истец мотивировал тем, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 540 кв.м. по <адрес> и расположенными на нем объектами недвижимого имущества попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль г.Сочи «Дублер Курортного проспекта» от 172 км. федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р.Псахо) до начала обхода г.Сочи ПКО (р.Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул.Земляничной до Курортного проспекта (проектные работы и изыскательские работы, строительство), согласно Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.08.2010г. №778\г «Об изъятии земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» и Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010г. №1213Р «Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения». Ответственным исполнителем по указанному объекту является ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального Дорожного Агентства». Размер денежных сумм, подлежащих выплате ответчикам в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд в целях олимпийского строительства (величина убытков), установлен соглашениями, от подписания которых ответчики отказались, не согласившись с величиной предусмотренных соглашением выплат. Размер убытков, подлежащих возмещению Стародуб Г.В., Стародуб И.В., в связи с прекращением права аренды земельного участка, подлежащего изъятию, принадлежащего Стародуб Г.В. на праве аренды, размер выкупной цены объектов недвижимого имущества, размер прочих убытков, подлежащих возмещению Стародуб Г.В., Стародуб И.В., определен на основании Отчета об оценке от 07.12.2010г. №61\О-363\11-2010, подготовленного ООО «Агентство поддержки бизнеса». Стародуб И.В., Стародуб Г.В. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Агентство поддержки бизнеса» и Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 с требованиями о признании недостоверными отчета об оценке № 61 / 0 -363/11-2010 «Об определении рыночной стоимости права аренды Стародуб Г.В. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 540 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, ул. <адрес>, с возведенными на нем зданием мастерской, литер Б, Б1, общей площадью 295 кв.м., принадлежащим на праве собственности Стародуб Г.В., квартирой № 2, общей площадью 17 кв.м., принадлежащей на праве собственности Стародуб И.В. и иными правомерно возведенными объектами недвижимого имущества и сооружениями, расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. <адрес>, выполненного ООО «Агентство поддержки бизнеса» по заявке Департамента КК по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр 2014 года и предоставленными ими же сведениями об изымаемых объектах, о признании действий Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года в части предоставления недостоверных сведений в задание оценочной организацией - ООО «Агентством поддержки бизнеса», повлекших уменьшение величины стоимости размера рыночной стоимости и величины убытков, понесенных Стародуб Г. В. и Стародуб И. В. в связи с изъятием земельный участок с кадастровым номером № площадью 540 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, ул. <адрес> с возведенными на нем зданием мастерской, литер Б, Б1, общей площадью 295 кв.м., принадлежащим на праве собственности Стародуб Г,В., квартирой № 2, общей площадью 17 кв.м., принадлежащей на праве собственности Стародуб И.В, в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, незаконными. В обоснование своих требований Стародуб Г.В., Стародуб И.В. указали на недостоверность отчета № 61 / 0 -363/11-2010 «Об определении рыночной стоимости права аренды Стародуб Г.В. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 540 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с возведенными на нем зданием мастерской, литер Б, Б1, общей площадью 295 кв.м., принадлежащим на праве собственности Стародуб Г,В., квартирой № 2, общей площадью 17 кв.м., принадлежащей на праве собственности Стародуб И.В. и иными правомерно возведенными объектами недвижимого имущества и сооружениями, расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. <адрес>», выполненного ООО «Агентством поддержки бизнеса» по заявке Департамента КК по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр 2014 года, в силу его несоответствия нормам Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и стандартам оценки. В подтверждение заявленных требований предоставили отчет №13, №14, выполненный оценочной организацией ООО «Независимый оценщик», в соответствии с которыми величина убытков, подлежащих выплате, значительно превышает величину денежных сумм, указанных истцом-Депаратаментом по реализации полномочий при подготовке и проведении олимпийских игр 2014г., стоимость объектов недвижимости, расположенных на изымаемом участке, - здания мастерской пл.296,5 кв.м., принадлежащей Стародуб Г.В. на праве собственности составляет 20 880 000 рублей, стоимость квартиры №2 общей площадью 17.0 кв.м., в том числе, жилой площадью 10.2 кв.м., составляет 502 000 рубля, величина убытков составляет 867 870 рублей, В ходе судебного заседания Стародуб Г.В., Стародуб И.В. уточнили исковые требования и просили суд обязать ответчиков выплатить в пользу Стародуб Г. В.: -рыночную стоимость здания мастерской пл.295 кв.м., расположенного на земельном участке пл.540 кв.м., с кадастровым номером № по адресу:г.Сочи, Центральный район, ул.<адрес>, принадлежащей Стародуб Г.В. на праве собственности, изымаемой для государственных нужд в целях Олимпийского строительства, в размере 12 783 822 (двенадцать миллионов семьсот восемьдесят три тысячи восемьсот двадцать два) руб., -рыночную стоимость права аренды земельного участка пл.540 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, ул.<адрес>, принадлежащего Стародуб Г.В. на праве аренды, изымаемого для государственных нужд в целях Олимпийского строительства, в размере 4 641 754 (четыре миллиона шестьсот сорок одна тысяча семьсот пятьдесят четыре) руб., - рыночную стоимость правомерно возведенных объектов недвижимого имущества, принадлежащего Стародуб Г. В. на праве собственности, расположенных на земельном участке пл.540 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу:г.Сочи, Центральный район, ул<адрес>, принадлежащего Стародуб Г.В. на праве аренды, изымаемого для государственных нужд в целях Олимпийского строительства, в размере 1 847 353 (один миллион восемьсот сорок семь тысяч триста пятьдесят три) руб., -рыночную стоимость квартиры общей площадью 17.0 кв.м., расположенной по адресу г.Сочи, ул.<адрес> принадлежащей Стародуб И. В. на праве собственности, изымаемой для государственных нужд в целях Олимпийского строительства, сумму в размере 1054 204 (один миллион пятьдесят четыре тысячи двести четыре ) рублей, -величину убытков, причиненных Стародуб Г. В. и Стародуб И. В. в результате изъятия в целях размещения олимпийских объектов краевого значения земельного участка площадью 540 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, ул.<адрес> и расположенных на нем объектов недвижимого имущества в виде здания мастерской пл.295 кв.м., принадлежащего Стародуб Г.В. и квартиры общей пл.17.0 кв.м., принадлежащей на праве собственности Стародуб И.В., сумму в размере 2 330 302 (два миллиона триста тридцать тысяч триста два) рублей, и перечислить вышеуказанные суммы на счет получателя № в филиале «Южный» закрытого акционерного общества «Райфайзенбанк», 350015.г.Краснодар, ул.Северная,дом 311\1 кор.счет № в ГРКЦ ГУ банка России по Краснодарскому краю, БИК 040349556, ИНН 7744000302, в течение семи дней. В судебном заседании представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 настаивал на удовлетворении исковых требований, в обоснование которых пояснил следующее. В соответствии с п.1.2 Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.08.2010г. №778\г «Об изъятии земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» и п.6 Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010г. №1213Р «Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» принадлежащий Стародуб Г.В. на праве аренды земельный участок пл.540 кв.м. с кадастровым номером № по <адрес> в Центральном районе г.Сочи изымается путем прекращения права аренды, а расположенные на данном земельном участке объект недвижимого имущества, здание мастерской и квартира, находящейся в собственности Стародуб Г.В. и Стародуб И.В., изымается путем выкупа. Истцом были подготовлены проекты соглашений в связи с изъятием недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, который был направлен ответчикам, от подписания которых ответчики отказались, что подтверждается протоколами от 14.01.2011г. В связи с не заключением названного соглашения истец обратился в Центральный райсуд г.Сочи на основании действующего законодательства. В соответствии с частью 31 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ«Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае, если соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков, предназначенных для размещения олимпийских объектов федерального значения, и лиц, которым находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для размещения олимпийских объектов федерального значения земельные участки предоставлены на праве аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования, а также прав на расположенные на них объекты недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества. Проектом соглашения, заключаемого в связи с изъятием объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта, предоставленного ответчикам, определен размер выкупной цены указанного выше объекта недвижимого имущества. Денежная сумма, подлежащая выплате Стародуб Г.В. в качестве выкупной цены, определена в соответствии с отчетом об оценке № 61 / 0 -363/11-2010 «Об определении рыночной стоимости права аренды Стародуб Г.В. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 540 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, ул. <адрес>, с возведенными на нем зданием мастерской, литер Б, Б1, общей площадью 295 кв.м., принадлежащим на праве собственности Стародуб Г.В., квартирой № 2, общей площадью 17 кв.м., принадлежащей на праве собственности Стародуб И.В. и иными правомерно возведенными объектами недвижимого имущества и сооружениями, расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. <адрес> выполненный ООО «Агентством поддержки бизнеса», составляет: - рыночная стоимость здания мастерской общей площадью 296,5 кв.м. 5080627 (пять миллионов восемьдесят тысяч шетьсот двадцать семь)руб., -размер убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права аренды Стародуб Г.В. на изымаемый земельный участок составляет 2 285 169 (два миллиона двести восемьдесят пять тысяч сто шестьдесят девять) рублей, -размер прочих убытков, причиненных Стародуб Г.В., составляет 952 464 (девятьсот пятьдесят две тысячи двадцать семь) рублей, итого, 8318260 рублей. Денежная сумма, подлежащая выплате Стародуб И.В. в качестве выкупной квартиры №2 общей площадью 17.0 кв.м., в том числе, жилой п. 10,2 кв.м. составляет 75 622 (семьдесят пять тысяч шестьсот двадцать два) рубля. В удовлетворении исковых требований Стародуб И.В., Стародуб Г.В. представитель Департамента просил отказать, в обоснование представив суду письменные пояснения. Ответчик Стародуб Г.В. в судебное заседание не явился. Интересы Стародуб Г.В. по доверенности представляла Стародуб И.В., которая, явившись в судебное заседание, исковые требования в части изъятия земельного участка для федеральных нужд в целях олимпийского строительства признала, а в удовлетворении требований истца в части выплаты денежных сумм в размере 8318260 рублей в пользу Стародуб Г.В., 75 622 (семьдесят пять тысяч шестьсот двадцать два) рублей в пользу Стародуб И.В., просила отказать. Стародуб И.В. настаивала на удовлетворении заявленных ею требований и просила суд: -признать недостоверным отчет об оценке № 61 / 0 -363/11-2010 «Об определении рыночной стоимости права аренды Стародуб Г.В. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 540 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, ул. <адрес>, с возведенными на нем зданием мастерской, литер Б, Б1, общей площадью 295 кв.м., принадлежащим на праве собственности Стародуб Г,В., квартирой № 2, общей площадью 17 кв.м., принадлежащей на праве собственности Стародуб И.В. и иными правомерно возведенными объектами недвижимого имущества и сооружениями, расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. <адрес> выполненного ООО «Агентство поддержки бизнеса» по заявке Департамента КК по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр 2014 года и предоставленными ими же сведениями об изымаемых объектах, - признать незаконными действия Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года в части предоставления недостоверных сведений в задание оценочной организацией - ООО «Агентством поддержки бизнеса», повлекших уменьшение величины стоимости размера рыночной стоимости и величины убытков, понесенных Стародуб Г.В. и Стародуб И.В. в связи с изъятием земельный участок с кадастровым номером № площадью 540 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, ул. <адрес>, с возведенными на нем зданием мастерской, литер Б, Б1, общей площадью 295 кв.м., принадлежащим на праве собственности Стародуб Г,В., квартирой № 2, общей площадью 17 кв.м., принадлежащей на праве собственности Стародуб И.В, в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, незаконными, - выплатить в пользу Стародуб Г.В. рыночную стоимость здания мастерской пл.295 кв.м., расположенного на земельном участке пл.540 кв.м., с кадастровым номером № по адресу:г.Сочи, Центральный район, <адрес> принадлежащей Стародуб Г.В. на праве собственности, изымаемой для государственных нужд в целях Олимпийского строительства, в размере 12 783 822 (двенадцать миллионов семьсот восемьдесят три тысячи восемьсот двадцать два) руб., -рыночную стоимость права аренды земельного участка пл.540 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, ул.<адрес>, принадлежащего Стародуб Г. В. на праве аренды, изымаемого для государственных нужд в целях Олимпийского строительства, в размере 4 641 754 (четыре миллиона шестьсот сорок одна тысяча семьсот пятьдесят четыре) руб., рыночную стоимость правомерно возведенных объектов недвижимого имущества, принадлежащего Стародуб Г. В. на праве собственности, расположенных на земельном участке пл.540 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, <адрес>, принадлежащего Стародуб Г. В. на праве аренды, изымаемого для государственных нужд в целях Олимпийского строительства, в размере 1 847 353 (один миллион восемьсот сорок семь тысяч триста пятьдесят три) руб., -выплатить Стародуб И.В. денежную сумму в размере рыночной стоимости квартиры общей площадью 17.0 кв.м., расположенной по адресу г.Сочи, ул.<адрес> принадлежащей Стародуб И.В. на праве собственности, изымаемой для государственных нужд в целях Олимпийского строительства, 1054 204 (один миллион пятьдесят четыре тысячи двести четыре ) рублей, -величину убытков, причиненных Стародуб Г.В. и Стародуб И. В. в результате изъятия в целях размещения олимпийских объектов краевого значения земельного участка площадью 540 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г.Сочи, Центральный район, ул.<адрес>, и расположенных на нем объектов недвижимого имущества в виде здания мастерской пл.295 кв.м., принадлежащего Стародуб Г.В. и квартиры общей пл.17.0 кв.м., принадлежащей на праве собственности Стародуб И.В., сумму в размере 2 330 302 (два миллиона триста тридцать тысяч триста два) рублей, и перечислить вышеуказанные суммы на счет получателя № в филиале «Южный» закрытого акционерного общества «Райфайзенбанк», 350015.г.Краснодар, ул.Северная,дом 311\1 кор.счет № в ГРКЦ ГУ банка России по Краснодарскому краю, БИК 040349556, ИНН 7744000302, в течение семи дней. В обоснование своих требований Стародуб И.В. пояснила, Стародуб Г.В. и Стародуб И.В., являются собственниками недвижимого имущества расположенного по адресу: <адрес>, а именно в собственности Стародуб Г.В. находится здание мастерской пл. 295 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 13 февраля 2004 года. В собственности Стародуб И.В. находится квартира общей площадью 17,0 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 18 февраля 2004 года. Земельный участок, на котором располагаются вышеуказанные объекты принадлежат Стародуб Г.В. на праве аренды, что подтверждается договором аренды земельного участка № 04-24/228С от 03 июля 2006 года, прошедшим государственную регистрацию. Распоряжением Главы администрации КК от 16 августа 2010 года № 778/г «Об изъятии земельный участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» и Распоряжения главы администрации КК от 13 ноября 2010 года № 1213Р, вышеуказанные объекты недвижимости подлежат изъятию для государственных нужд. Департаментом КК по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр 2014 года в нарушении требований п. 18 ст. 15 ФЗ № 310 в адрес Стародуб Г.В., Стародуб И.В. не направлено уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка и выкупа расположенных на нем объектах недвижимости. Из судебного письма с копиями материалов гражданского дела, в том числе с копией искового заявления им стало известно о том, что Департамент КК по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года подал иск в суд к заявителям о принудительном изъятии вышеуказанного недвижимого имущества и выплате компенсации на имя Стародуб Г.В. 8 318 260 рублей и выплате компенсации на имя Стародуб И.В. 75 622 рубля. В основу заявленных требований положен отчет № 61 / 0 -363/11-2010 «Об определении рыночной стоимости права аренды Стародуб Г.В. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 540 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с возведенными на нем зданием мастерской, литер Б, Б1, общей площадью 295 кв.м., принадлежащим на праве собственности Стародуб Г,В., квартирой № 2, общей площадью 17 кв.м., принадлежащей на праве собственности Стародуб И.В. и иными правомерно возведенными объектами недвижимого имущества и сооружениями, расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. <адрес>» выполненный ООО «Агентством поддержки бизнеса» по заявке Департамента КК по реализации полномочий при подготовке Олимпийских игр 2014 года и предоставленными ими же сведениями об изымаемых объектах. При этом, компенсационная сумма образована в результате незаконных действий Департамента, выразившихся в предоставлении недостоверных данных отраженных в задании на оценку, несоответствующих Законодательству РФ, а также действий ответчика при подготовке к проведению мероприятий, связанных с процедурой, предваряющей оценку имущества истцов. Стародуб И.В., Стародуб Г.В. полагают, что в самом отчете об оценке от № 61/0 -363/11-2010 в части определения выкупной цены и размера убытков, подлежащих возмещению истцам в связи с изъятием земельного участка, содержатся недостоверные данные, связанные с нарушением законодательства, которые заключаются в следующем. В соответствии со ст. 10 ГК РФ, пределы осуществления гражданских прав не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Ответчиком намеренно, либо в силу халатного отношения к должностным обязанностям его работников, производятся действия направленные на уменьшение (занижение) полагающихся последнему выплат, создаются препятствия в предоставлении и изучении необходимых документов. Сама оценка проведена с грубейшими нарушениями, которые выразились в следующем. Осмотр помещений оценщиком произведен в нарушение п. 18 разд. IV ФСО №1 (Оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой дляпроведения оценки объекта оценки). Оценщиком не изучены количественные и качественные характеристики объекта оценки, не собрана информация, существенная для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки. В то же время в соответствии с п.6 разд. II ФСО №1 итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. В соответствии с п.19 разд. IV ФСО №1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Информация, использованная оценщиком, не является достаточной и достоверной, поскольку привела к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки и к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. На основании ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке. В соответствии с имеющимися на рынке предложениями, обоснованно было применение сравнительного подхода к оценке, как отражающего наиболее вероятную стоимость объекта, что оценщиками не было выполнено. Представитель третьего лица ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального Дорожного Агентства» представил отзыв на исковое заявление Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке олимпийских игр 2014г., исковое заявление Стародуб И.В., Стародуб Г.В., исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке олимпийских игр 2014г.,поддержал в полном объеме, в удовлетворении исковых требований Стародуб И.В., Стародуб Г.В. просил отказать. Представитель ответчика ООО «Агентство поддержки бизнеса в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Стародуб И.В., Стародуб Г.В. не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, проанализировав и оценив все в совокупности, пришел к выводу, что исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке олимпийских игр 2014г. в части принудительного изъятия земельного участка для государственных нужд в целях олимпийского строительства, обоснованными и подлежащими удовлетворению, в части требований о выплате Стародуб Г.В., Стародуб И.В. компенсационных выплат в размере 8 318 260 рублей, в пользу Стародуб И.В. 75 622 рубля путем перечисления денежных средств на расчетный счет ответчиков, либо путем перечисления вышеуказанных сумм на депозит суда, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Исковые требования Стародуб И.В., Стародуб Г.В. в части компенсационных выплат за изымаемое недвижимое имущество подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Как усматривается из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204001:21 площадью 540 кв.м. по ул.<адрес>, г.Сочи и расположенными на нем объектами недвижимого имущества попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Центральная автомагистраль г.Сочи «Дублер Курортного проспекта» от 172 км. федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р.Псахо) до начала обхода г.Сочи ПКО (р.Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул.Земляничной до Курортного проспекта (проектные работы и изыскательские работы, строительство). Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон №310-ФЗ, Олимпийский закон) установлено, что в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов. Пунктом 6 вышеназванной статьи Олимпийского закона Российская Федерация передала Краснодарскому краю осуществление в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года полномочий по изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе подготовку и принятие решений об изъятии земельных участков в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, уведомление об этом лиц, у которых изымаются участки, подготовку и заключение соглашение в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, обращение в суд с иском об изъятии земельных участков для названных целей. Пунктом 1.1 постановления главы администрации Краснодарского края от 05.06.2008 №497 уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр "32014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края, определен департамент, истец по настоящему делу. Распоряжением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 16.08.2010г. №778\г «Об изъятии земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» и Распоряжением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010г. №1213Р «Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения» в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым № площадью 540 кв.м. по ул.<адрес>, г.Сочи и расположенные на нем объекты недвижимого имущества-здание мастерской, литер Б,Б1, площадью 296,5 кв.м., принадлежащее на праве собственности Стародуб Г.В., и квартира №2, общей площадь. 17.0 кв.м., в том числе, жилой площадью10.2 кв.м., принадлежащая на праве собственности Стародуб И.В. Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством (статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации). Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок (статья 281 кодекса). В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Олимпийского закона Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд. О принятом решении, об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники земельных участков уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанного решения (пункт 18 статьи 15 Закона). 18.08.2010г. Стародуб Г.В., 16.11.2010г. Стародуб И.В. уведомлены Департаментом о принятом решении в соответствии с пунктом 18 ст. 15 Олимпийского закона, об изъятии для федеральных нужд путем прекращения права аренды на земельный участок, принадлежащий на праве аренды Стародуб Г.В, в собственность Российской Федерации путем выкупа расположенных на нем объектов недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности Стародуб И.В., Стародуб Г.В. 14.01.2011г. Стародуб Г.В. было направлено соглашение без номера, без даты с указанием денежных сумм, подлежащих выплате Стародуб Г.В.- 8 318 260 рублей, в которую истцом была включена рыночная стоимость здания мастерской общей площадью 296,5 кв.м. в размере 5080627 (пять миллионов восемьдесят тысяч шестьсот двадцать семь)руб., размер убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права аренды Стародуб Г.В. на изымаемый земельный участок 2 285 169 (два миллиона двести восемьдесят пять тысяч сто шестьдесят девять) рублей, размер причиненных убытков Стародуб Г.В. в виде упущенной выгоды-569805 рублей, убытки, связанные с перебазированием и хранением движимого имущества в размере 380659 рублей. Выкупная цена, указанная в соглашении, была уменьшена Департаментом, на сумму рыночной стоимости навеса Г1 в размере 605 522 рубля и на сумму в размере 691960 рублей, то есть, убытков, связанных с изъятием объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в надлежащем порядке. 14.01.2011г. Стародуб И.В. было направлено соглашение без номера, без даты, с указанием выкупной денежной суммы в размере 75 622 рубля., (семьдесят пять тысяч шестьсот двадцать два рубля) в которую включена рыночная стоимость квартиры №2 общей площадью 17.0 кв.м., в том числе, жилой площадью 10.2 кв.м., принадлежащей Стародуб И.В. на праве собственности и в размере 74 622 рубля и убытки в размере 1000 рублей. Судом установлено, что соглашение содержит все условия, указанные в пункте 25 статьи 15 Закона. Согласно пункту 3.21 положения Департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпи йских игр 2014 года, Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращению в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. Такое обращение допускается в случае, если собственником недвижимого имущества с уполномоченным органом не подписано соглашение в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального назначения. На дату рассмотрения дела соглашение сторонами не подписано, земельный участок находится в фактическом владении общества, строительство олимпийского объекта не ведется. Пунктом 33.2 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон №310-ФЗ, Олимпийский закон) установлено, что в этом случае судом выносится решение об изъятии земельного участка и о предоставлении денежной компенсации, предусмотренной частью 25 этой же статьи. Из смысла Олимпийского закона следует, что при изъятии имущества производится прекращение права на него. Поскольку решение об изъятии недвижимого имущества общества принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры такого изъятия, основание изъятия соответствует закону ответчиком не оспорено, в Центральный райсуд г.Сочи за изъятием строений обратилось уполномоченное лицо, требования которого в части изъятия подлежат удовлетворению. Согласно пункту 33 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон №310-ФЗ, Олимпийский закон) решение суда об изъятии земельных участков в целях размещения олимпийских объектов подлежит немедленному исполнению. В части отказа требований Департамента о выплате ответчикам суммы компенсационных выплат, предусмотренных соглашение, суд считает, что данные требования не подлежат удовлетворению, а требования Стародуб Г.В., Стародуб И.В. подлежат частично удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с частью 21 статьи 15 федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 310-ФЗ) для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края в лице департамента КК по реализации полномочий при подготовке олимпийских игр 2014г. заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием. На основании договора на проведение оценки №2010\О-363 от 20.08.2010г. и дополнительного соглашения №1 к нему от 19.11.2010г., заключенного во исполнение части 21 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ, обществом с ограниченной ответственностью «Агентство поддержки бизнеса» проведена оценка изымаемых у Стародуб Г.В., Стародуб И.В. Во исполнение условий договора ООО «Агентство поддержки бизнеса» подготовлен отчет № 61 / 0 -363/11-2010 «Об определении рыночной стоимости права аренды Стародуб Г.В. на земельный участок с кадастровым номером № площадью 540 кв.м., расположенный по адресу: г. Сочи, ул. <адрес>, с возведенными на нем зданием мастерской, литер Б, Б1, общей площадью 295 кв.м., принадлежащим на праве собственности Стародуб Г.В., квартирой № 2, общей площадью 17 кв.м., принадлежащей на праве собственности Стародуб И.В. и иными правомерно возведенными объектами недвижимого имущества и сооружениями, расположенными по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. <адрес>», в котором оценщиком определен размер рыночной стоимости изымаемого объекта недвижимого имущества и убытков, подлежащих возмещению правообладателю. Согласно отчету об оценке № 61 / 0 -363/11-2010 - рыночная стоимость здания мастерской общей площадью 296,5 кв.м. составляет 5080627 (пять миллионов восемьдесят тысяч шестьсот двадцать семь)руб., -размер убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права аренды Стародуб Г.В. на изымаемый земельный участок составляет 2 285 169 (два миллиона двести восемьдесят пять тысяч сто шестьдесят девять) рублей, -рыночная стоимость иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества и сооружений (навес Г1), расположенных на изымаемом земельном участке составляет 605 522 рубля, -размер причиненных Стародуб Г.В. убытков составляет 691960 (шестьсот девяносто одна тысяча девятьсот шестьдесят) рублей, -размер упущенной выгоды, причиненной Стародуб Г.В. составляет 569 805 (пятьсот шестьдесят девять тысяч восемьсот пять) рублей, -размер убытков причиненных Стародуб Г.В., связанных с перевозкой и хранением движимого имущества, составил 380 659 (триста восемьдесят тысяч шестьсот пятьдесят девять) рублей, -размер убытков связанных с уплатой государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на вновь приобретенный объект недвижимости Стародуб Г.В., составил 2000 (две тысячи) рублей, -рыночная стоимость квартиры №2 общей площадью 17.0 кв.м., в том числе, жилой п. 10,2 кв.м. составляет 74 622 (семьдесят четыре тысячи шестьсот двадцать два) рубля, -размер убытков, причиненных Стародуб И.В. составляет 1000 (одну тысячу) рублей. В соглашении, проект которого был направлен Стародуб Г.В., департаментом КК был указан размер убытков, подлежащих возмещению Стародуб Г.В., в размере рыночной стоимости здания мастерской общей площадью 296,5 кв.м., что составляет 5080627 (пять миллионов восемьдесят тысяч шестьсот двадцать семь) руб., размере убытков, подлежащих возмещению в связи с прекращением права аренды Стародуб Г.В. на изымаемый земельный участок, что составляет 2 285 169 (два миллиона двести восемьдесят пять тысяч сто шестьдесят девять) рублей, размере прочих убытков, что составляет 952 464 (девятьсот пятьдесят две тысячи четыреста шестьдесят четыре) рубля. В судебном заседании представитель Департамента пояснил, что из состава убытков, причиненных Стародуб Г.В. изъятием земельного участка, была исключена величина убытков в размере 691960 рублей, связанная с изъятием объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в установленном законом порядке (забор1, забор 2, мощение, ворота, забор 3, септик) и рыночная стоимость иных правомерно возведенных объектов недвижимого имущества и сооружений (навес Г1), расположенных на изымаемом земельном участке в размере 605 522 рубля в силу отсутствия у ответчиков правоустанавливающих документов на данные объекты недвижимого имущества. Представитель Департамента пояснил свою позицию тем, что объекты недвижимого имущества, право на которые не зарегистрировано, принадлежат собственнику земельного участка - муниципальному образованию город-курорт Сочи, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.05.2010г., представленной в материалы дела Департаментом. Представитель, обосновывая свою позицию также пояснил, что в соответствии с ч. 21 ст. 15 Федерального закона № 310-ФЗ выкупной цены изымаемых объектов недвижимого имущества определяется в соответствии с отчетом об оценке, подготовленным оценщиком на основании договора. В соответствии с частью 22.1 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ«Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указанная в части 21 настоящей статьи оценка производится на указанный администрацией Краснодарского края в задании на оценку день, который не может более чем на шесть месяцев предшествовать дню, когда правообладателю изымаемых объектов недвижимого имущества была предоставлена возможность ознакомления с проектом соглашения в порядке, предусмотренном частью 24 настоящей статьи. Кроме того, частью 26 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»выкупная цена земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием, предусмотренные соглашением, заключаемым в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта, не могут превышать размеры, определенные в отчете об указанной в части 21 настоящей статьи оценке. Стародуб И.В. в ходе судебного разбирательства пояснила, что возражает против предложенных истцом условий изъятия земельного участка, в части сумм, подлежащих выплате, поскольку считает, что отчет об оценке № 61 / 0 -363/11-2010, выполненный ООО «Агентство поддержки бизнеса» по заданию Департамента не соответствует федеральным стандартам оценки и Федеральному закону об оценочной деятельности» №135-ФЗ, не является достоверным и не может являться основанием для начисления суммы убытков, которые несут собственники изымаемого имущества по следующим основаниям: Отчет выполнен ответчиком-ООО «Агентство поддержки бизнеса» в нарушение ФЗ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки., при оценке имущества, подлежащего изъятию, оценщик немотивированно отказался от сравнительного подхода к оценке имущества, что привело к значительном уменьшению рыночной стоимости объекта оценки. В нарушение п. 18 разд. IV ФСО №1, согласно которому Оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой дляпроведения оценки объекта оценки), осмотр изымаемого объекта производило лицо, - Цой А.Р., полномочия которого на проведение осмотра и подписания акта не подтверждены допустимыми доказательствами и отсутствуют в материалах дела. В структуре отчета данное лицо не указано, как лицо, привлеченное к сбору информации. В результате чего оценщиками, не присутствующими при осмотре изымаемых объектов, искажены качественные характеристики объекта оценки, влияющие на величину рыночной стоимости изымаемого объекта, не собрана информация, существенная для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки. Ответчиком нарушен п.19 разд. IV ФСО №1 согласно которой используемая при проведении оценки информация должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности, информация, использованная оценщиком, не является достаточной и достоверной, что поскольку привела к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки и к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Из пояснений представителя Департамента следует, что сведения о качественном состоянии объекта оценщики взяли со слов Цой А.Р., данных технического паспорта, фотоматериалов. Оценщиком, давшему заключение по оценке изымаемого имущества, не произведен в нарушение п. 18 разд. IV ФСО №1 сбор и анализ информации, необходимой дляпроведения оценки объекта оценки, не изучены количественные и качественные характеристики объекта оценки, не собрана информация, существенная для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки. Применяя затратный подход к оценке объектов недвижимости оценщики использовали 4 индекса со ссылкой на справочники сборники укрупненных показателей ООО «Ко-Инвест», но ответчиком не предоставлена информация об источнике получения индексов перерасчета стоимости в рамках затратного подхода. В материалах дела отсутствует договор на использование данной информации ООО «Агентство поддержки бизнеса», либо источник информации о стоимости использованные аналогов.. При определении величины убытков, ответчик ООО «Агентство поддержки бизнеса» не определил типичные убытки, в которые включаются демонтаж и последующий монтаж оборудования, услуги по упаковке имущества, услуги грузчиков, а учтены только услуги по доставке имущества, хотя согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В нарушение п.21 ФСО-1, оценщик в отсутствие достоверной информации, позволяющей оценщику прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы, сделал необоснованный вывод о величине рыночной стоимости права аренды принадлежащего Стародуб Г.В. на праве аренды. Оценщики необоснованно в нарушение п.20 ФСО-1, согласно которому оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода, отказались от применения сравнительного и доходного подходов при оценке здания мастерской и квартиры №2, принадлежащей ответчикам на праве собственности и не привели мотивированного отказа от применения данного подхода, установленный законом. В результате незаконных действий ответчика была значительно занижена рыночная объектов недвижимости, принадлежащих Стародуб Г.В., Стародуб И.В. на праве собственности, рыночная стоимость права аренды земельного участка, подлежащего изъятию, не определен размер убытков в полном объеме. Для проверки вышеуказанных доводов судом по делу проведена судебная оценочная экспертиза. Определением Центрального райсуда от 14.05.2011г. по настоящему гражданскому делу была назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой было поручено ООО НПП «ЮрИнСтрой». Из поступившего в суде заключения экспертов №162\16.1 от 27.05.2011г., а также из пояснений представителя Депаратамента и специалиста отдела по оценке Департамента, суд установил, что указанное заключение является противоречивым, недостаточно ясным и полным, и не содержат исчерпывающих ответов на поставленные вопросы, что дает основания сомневаться в его правильности. При таких обстоятельствах возникли объективные сомнения в правильности и обоснованности данного экспертами ООО НПП «ЮрИнСтрой» заключения, поэтому указанное заключение суд не может принять в качестве надлежащего доказательства. Определением Центрального райсуда г.Сочи от 08.06.2011г. по настоящему гражданскому делу назначена повторная экспертиза, производство которой поручено ООО «Центр экономических и инженерных экспертиз «Стандарт», на недостатки которого представитель истца обратил внимание суда. В деле имеется пояснение Департамента КК по реализации полномочий при подготовке олимпийских игр 2014г., в котором указано, что при проведении расчетов эксперт применил программу ЭВМ, но не представил лицензию на предмет действующего лицензионного соглашения, а проверить данные расчеты Департамент не имеет возможности. Кроме того, представителю Департамента не ясно, каким образом при расчете рыночной стоимости изымаемого имущества сравнительным подходом экспертом применен индекс в отношении использованных экспертом аналогов мастерской и квартиры, которые, по мнению представителя департамента, не являются аналогичными изымаемому имуществу. В судебном заседании эксперт Корнейчук А.Ю. дал пояснения, представил суду договор 07\07-09\11 на услуги по предоставлению программного продукта от 07.07.2009г., заключенный между ООО «Интер-Стандарт», передавшим комплект программных продуктов и ООО «Центра экономических и правовых экспертиз «Стандарт», принявшего комплект программных продуктов, а также лицензионное соглашение на использование авторского права и акты приема-передачи от 07.07.2009г. (2 экз.), при этом пояснил, что в соответствии со ст.14 закона РФ от 23.09.1992г. №3523-1«О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» использование программы для ЭВМ или базы данных третьими лицами осуществляется на основании договора с правообладателем. Эксперт также пояснил суду, что при ответе на вопросы, указанные в определении суда, эксперт применил сравнительный подход для определения рыночной стоимости изымаемого имущества, что обусловлено высоким спросом и предложением на рынке вторичного жилья г.Сочи, в том числе, в центре г.Сочи. При выборе аналогов им была использована база аналогов, рекомендованная Национальным Советом по оценочной деятельности РФ, МР, а также сведения агентств недвижимости г.Сочи по ценам предложений и сделок аналогов недвижимого имущества, согласно которым минимальная стоимость 1 кв.м. ветхого аварийного жилья в центре г.Сочи, где расположено изымаемое имущество, составляет 50000 рублей, максимальная стоимость 1 кв.м. старого ветхого фонда в центре г.Сочи достигает 150000 рублей, что обусловлено высокой стоимостью земельных участков в центре г.Сочи. Корректировка рыночной стоимости произведена посредством коррекционно-регресионного метода, применение которого установлено как стандартами оценки, так и МР, выбор любого метода в рамках каждого подхода выбирает сам оценщик. Данный метод был применен оценщиком, поскольку именно он исключает субъективизм в применении корректирующих коэффициентов. Эксперт также пояснил, что аналоги соответствуют изымаемому имуществу, поскольку были подобраны аналоги многоцелевых помещений, каковым является здание мастерской, что подтвердил специалист отдела оценки, присутствовавший при осмотре объекта и предоставивший фотоматериалы объекта. При расчете рыночной стоимости квартиры экспертом в конечном счете были взяты два аналога в центре г.Сочи, с указанием источника получения указанной информации. При определении рыночной стоимости права аренды изымаемого земельного участка с разрешенным видом использования, согласно пояснениям эксперта, следует учитывать, что данная рыночная стоимость в два раза ниже стоимости права аренды земельных участков с разрешенным видом использования под ИЖС, от выводов в части определения рыночной стоимости навеса литер Г эксперт в судебном заседании отказался. Экспертное заключение №0.192, выполненное экспертом Корнейчук А.Ю., суд не достаточно обоснованным. Вместе с тем, суд принимает выводы эксперта по вопросу определения рыночной стоимости здания мастерской в размере 12 783 822 (двенадцать миллионов семьсот восемьдесят три тысячи восемьсот двадцать два) руб. При определении суммы убытков, подлежащих возмещению Стародуб Г.В. в связи с прекращением права аренды Стародуб Г.В. на изымаемый земельный участок составляет 2 285 169 (два миллиона двести восемьдесят пять тысяч сто шестьдесят девять) рублей. Суд, учитывая доводы эксперта и сведения о стоимости 1 кв.м. в ветхом жилом фонде в центре г.Сочи, полагает, что Стародуб И.В. подлежит выплате рыночная стоимость квартиры №2, общей площадью 17.0 кв.м., в том числе, жилой площадью 10.8 кв.м., исходя из минимальной стоимости 1 кв.м. размером 50000 (пятьдесят тысяч) рублей. Из совокупности вышеизложенного, исследовав и проанализировав доводы иска Стародуб Г.В., Стародуб И.В. суд приходит к следующим выводам. На основании ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора. Необходимым условием изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд является предварительное и равноценное возмещение. При этом под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу п.2, ст. 28 и п.4, ст.63 ЗК РФ включается рыночная стоимость изымаемого участка находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Пунктом 1 ст.63 ЗК РФ, предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, осуществляется после: -предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельный участок, равноценный земельный участок; - возмещение стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых участках; - возмещение в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды. К убыткам, причиненным изъятием для государственных или муниципальных нужд обладателю земельного участка, относятся стоимость водных источников (колодцев, прудов, скважин), стоимость плодово-ягодных насаждений, а также защитных и иных многолетних насаждений, исходя из оценки саженцев и затрат на посадку и выращивание их до начала плодоношения или смыкания крон. Законодатель определил, что плата за изымаемый земельный участок определяется соглашением с собственником, а при принудительном изъятии - решением суда. Согласно п. 25 ст. 15 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" "соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, должно содержать: - выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества находятся в частной собственности; - размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием; - рыночную стоимость земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества (если такое предоставление земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества предусмотрено соглашением). Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ. При этом определение рыночной стоимости земельных участков и расположенных на нем объектов недвижимости должно осуществляться оценщиками. Также рыночная стоимость участка устанавливается исходя из его наиболее эффективного использования, то есть наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, перспективы развития рынка, в котором расположен земельный участок. Суд установил, что земельный участок площадью 540 кв.м. с кадастровым номером № подлежащий изъятию для государственных нужд в целях олимпийского строительства, принадлежит на праве аренды Стародуб Г.В. на основании договора аренды земельного участка №04-24\228С от 03.07.2006г., зарегистрированного в установленном законом порядке, запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 23-23-50\051\2006-176 от 16.08.2006г. земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта, в экономико-планировочной зоне С-1-б, категория земель - земли поселений, разрешенное использование для эксплуатации мастерской. На данном земельном участке имеется здание мастерской литер Б,Б1 площадью 296,5 кв.м., право собственности на который зарегистрировано за Стародуб Г.В., в подтверждение чего правообладателю Стародуб Г.В. выдано свидетельство о государственной регистрации права от 13.02.2004г. серии №, запись в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № от 12.02.2004г. Здание мастерской по данным технического паспорта на 06.09.2010г. в своем составе имеет следующие строения и сооружения: литер Б-мастерская, литер Б1-цоколь, литер Г1-навес, забор 1, забор2, мощение, ворота, забор3, емкость (септик). Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, правомерно возведенные Стародуб Г.В., навес литер Г1, забор 1, забор2, мощение, ворота, забор3, емкость (септик) истцами не представлены. В материалах дела имеется технический паспорт здания мастерской, согласно которому в состав здания кроме литера Б,Б1 входят литер Г1-навес, литер забор 1, забор 2, забор 3, ворота, септик, мощение. Литер Г1 непосредственно примыкает к литеру Б, Б1, конструктивно связан с основным зданием мастерской и землей, является объектом капитального строительства, на возведение которого согласно п.17 ст.51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство не требуется. Согласно ст.135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи. Литер Г1 предназначен для обслуживания здания мастерской, самостоятельного значения не имеет, связан со зданием мастерской единым хозяйственным назначением. Суд полагает, что при изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, расположенного на указанном земельном участке, изъятию подлежит здание мастерской в полном объеме, в том числе, сооружение литер Г1, прочно связанное с землей. Суд критически оценил выводы эксперта в части определения рыночной стоимости навеса литера Г1, которая была рассчитана экспертом на основании аналогов, но считает возможным применить выводы экспертного заключения № 61 / 0 -363/11-2010 по вопросу определения рыночной стоимости литера Г1 затратным подходом. Учитывая, что на возведение указанного правомерного строения, возведенного на правомерном земельном участке, принадлежащем Стародуб Г.В. на праве аренды в соответствии с условиями договора аренды, включенного в техническую документацию изымаемого объекта, суд полагает, что рыночная стоимость данного сооружения, литера Г1, определена ответчиком в размере 605 522 (шестьсот пять тысяч двадцать два) рубля, истцом величина рыночной стоимости в указанных оценщиком размерах не оспорена, в силу чего, суд полагает, что данная сумма подлежит взысканию в пользу Стародуб Г.В. Суд полагает, что Департаментом правомерно исключена из выкупной стоимости объекта стоимость улучшений, не являющихся объектами капитального строительства-забора1, забора 2, забора 3, септика и мощения, право на которые зарегистрировано не было. Суд установил, что оценщиком недостаточно четко разъяснен суду порядок расчетов в части определении рыночной стоимости здания мастерской и квартиры №2, но между тем полагает, что как и в части определения рыночной стоимости затратным подходом литера Г1, так и в части размера убытков, установленных отчетом по вопросу определения упущенной выгоды в размере 569 805 (пятьсот шестьдесят девять тысяч восемьсот пять) рублей, по вопросу убытков причиненных Стародуб Г.В., связанных с перевозкой и хранением движимого и недвижимого имущества в размере 380 659 (триста восемьдесят тысяч шестьсот пятьдесят девять ) рублей, размера убытков, связанных с уплатой госпошлины за государственную регистрацию права собственности на земельный участок и вновь приобретенный объект недвижимости, включен в соглашение, в размере 2000 рублей, не оспоренные истцом, подлежит взысканию в пользу Стародуб Г.В. Взысканию в пользу Стародуб Г.В., Стародуб И.В. подлежит сумма убытков в размере, установленном судом. Пунктом 33.2 статьи 15 Закона установлено, что в этом случае судом выносится решение об изъятии земельного участка и о предоставлении денежной компенсации, На основании изложенного и согласно стст.194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Изъять земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204001:21 площадью 540 кв.м. по <адрес> с расположенными на нем объектами недвижимого имущества-здания мастерской пл.295 кв.м., принадлежащего Стародуб Г.В. на праве собственности, и квартиры №2 пл.17.0 кв.м., принадлежащей Стародуб И.В. на праве собственности, для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения. Выплатить компенсацию в пользу Стародуб Г.В. в размере в размере - рыночной стоимости здания мастерской пл.296,5 кв.м., принадлежащего Стародуб Г.В. на праве собственности, расположенного на земельном участке пл.540 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: г.Сочи, Центральный район, ул.<адрес>, изымаемой для государственных нужд в целях Олимпийского строительства, в размере 12 783 822 (двенадцать миллионов семьсот восемьдесят три тысячи восемьсот двадцать два) руб., рыночной стоимости права аренды земельного участка пл.540 кв.м., с кадастровым номером № расположенного по адресу:г.Сочи, Центральный район, <адрес> принадлежащего Стародуб Г.В. на праве аренды, изымаемого для государственных нужд в целях Олимпийского строительства, в размере 2 320 877 (два миллиона триста двадцать тысяч восемьсот семьдесят семь) рублей, упущенная выгода в размере 569 805 (пятьсот шестьдесят девять тысяч восемьсот пять ) рублей, убытки причиненные Стародуб Г.В., связанные с перевозкой и хранением движимого и недвижимого имущества в размере 380 659 (триста восемьдесят тысяч шестьсот пятьдесят девять ) рублей, убытков, связанных с уплатой госпошлины за государственную регистрацию права собственности на земельный участок и вновь приобретенный объект недвижимости 3000 (три тысячи) рублей, рублей путем перечисления сумм размере 12 783 822 (двенадцать миллионов семьсот восемьдесят три тысячи восемьсот двадцать два) руб., 2 320 877 (два миллиона триста двадцать тысяч восемьсот семьдесят семь) рублей, 569 805 (пятьсот шестьдесят девять тысяч восемьсот пять ) рублей, 380659 (триста восемьдесят тысяч шестьсот пятьдесят девять ) рублей, 3000 (три тысячи) рублей на счет получателя № в филиале «Южный» закрытого акционерного общества «Райфайзенбанк», 350015.г.Краснодар, ул.Северная,дом 311\1 кор.счет № в ГРКЦ ГУ банка России по Краснодарскому краю, БИК 040349556, ИНН 7744000302, в течение семи дней. Выплатить компенсацию в пользу Стародуб И.В. в размере рыночной стоимости квартиры №2 общей площадью 17.0 кв.м., в том числе, жилой площадью 10.8 кв.м., принадлежащей Стародуб И.В. на праве собственности, расположенной на земельном участке пл.540 кв.м., с кадастровым номером № по адресу:г.Сочи, Центральный район, ул.<адрес>, изымаемой для государственных нужд в целях Олимпийского строительства, в размере 850000 (восемьсот пятьдесят тысяч) рублей путем перечисления с суммы в размере 850000 (восемьсот пятьдесят тысяч) рублей на счет получателя 40817810526000326506 в филиале «Южный» закрытого акционерного общества «Райфайзенбанк», 350015.г.Краснодар, ул.Северная, дом 311\1 кор.счет № в ГРКЦ ГУ банка России по Краснодарскому краю, БИК 040349556, ИНН 7744000302, в течение семи дней. Обязать Стародуб Г.В., Стародуб И.В. в трехдневный срок, со дня перечисления денежных средств, освободить земельный участок, объекты недвижимости расположенные по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, улица <адрес> В соответствии с п.33 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ от 01.12.2007 года «Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта» решение в части изъятия объекта недвижимого имущества привести к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней. Председательствующий судья Н.П. Ващенко