к делу № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 5 июля 2011 года г. Сочи Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующий судья Ефанов В.А. при секретаре судебного заседания Касаеве Б.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Базыль В.Г. об изъятии для федеральных нужд недвижимого имущества <адрес>, УСТАНОВИЛ: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года обратился в суд с иском к Базыль В.Г. об изъятии для федеральных нужд недвижимого имущества. В обоснование заявленных исковых требований в иске истец указал, что распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р принято решение об изъятии для федеральных нужд жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования г. Сочи, физических лиц и юридических лиц, расположенные по адресу: <адрес>. Объекты недвижимости по указанному адресу подпадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством второго железнодорожного пути на участке Сочи-Адлер-Веселое в соответствии с приказами Министерства регионального развития РФ ДД.ММ.ГГГГ №-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» (проектные и изыскательские работы, строительство)» и от ДД.ММ.ГГГГ №-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)». Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 310-ФЗ) Российская Федерация с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. Согласно пункту 32 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является открытое акционерное общество «Российские железные дороги». В силу пункта 1.1 положения о департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - положение о Департаменте), департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочии Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте Департамент обращается в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам. В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - Департамент) направил Базыль В.Г. уведомление о принятом решении, об изъятии от ДД.ММ.ГГГГ №.1. На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ обществом с ограниченной ответственностью «КО-ИНВЕСТ» проведена оценка рыночной стоимости, в частности, <адрес>, находящейся по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Базыль В.Г., а также размера убытков, причиненных изъятием. Факт принадлежности <адрес> на праве собственности Базыль В.Г. подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, выполненному ООО «КО-ИНВЕСТ»: - рыночная стоимость <адрес>, принадлежащей на праве собственности Базыль В.Г., составляет 319 454 рублей; - размер убытков, причиненных Базыль В.Г. изъятием, составляет 1 134 358 рублей 58 копеек. С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения с Базыль В.Г., пунктом 2 раздела 2 которого предусмотрена выплата денежных средств в размера 1 453 812 руб. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения был вручен Базыль В.Г., что подтверждается ее подписью в протоколе вручения проекта соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени соглашение Базыль В.Г. не подписано. Согласно пункту 31 статьи 15 Закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение, заключаемое в связи с изъятием, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества. Неподписание Базыль В.Г. в течение месячного срока соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка, препятствует предоставлению земельного участка Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта в целях его передачи ОАО «РЖД». В связи с этим Департамент был должен обратиться в суд с иском об изъятии в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом вопрос об условиях изъятия объекта недвижимого имущества у ответчиков может быть разрешен с учетом следующих норм Закона № 310-ФЗ. В соответствии с частью 1.1 статьи 15.1 Закона № 310-ФЗ при заключении соглашений, предусмотренных частью 25 статьи 15 указанного Федерального закона, по выбору граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, которые расположены на земельных участках, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов, взамен изымаемых жилых помещений им могут предоставляться другие жилые помещения в собственность с учетом особенностей, установленных статьей 15.1. Согласно части 2 статьи 15.1 Закона № 310-ФЗ организация строительства указанных в части 1.1 настоящей статьи жилых домов блокированной застройки и многоквартирных домов, а также объектов инженерной инфраструктуры, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории, и приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для предоставления гражданам взамен объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, осуществляются Корпорацией в случае изъята» земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств Корпорации или полностью за счет средств других юридических лиц. В силу части 31.1 статьи 15 Закона № 310-ФЗ в случае, если на день принятая судом решения об изъятии жилого помещения в целях размещения олимпийского объекта строительство жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого, не завершено, гражданин подлежит переселению в жилоепомещение маневренного фонда, формируемого в порядке, установленном частью 4.1 настоящей статьи. Постановлением главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № сформирован маневренный фонд в жилом <адрес>. Таким образом, действующее законодательство не исключает осуществления изъятия у ответчицы принадлежащей ей квартиры посредством предоставления ей иного жилого помещения в многоквартирном доме взамен изымаемой квартиры, в том числе, с условием проживания в жилом помещении (жилых помещениях) маневренного фонда до момента возникновения у ГК «Олимпстрой» юридической и фактической возможности предоставить ей в собственность иное жилое помещение. В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований, однако пояснил, что между департаментом и ответчиком подписано соглашение об изъятии спорного имущества, указанное соглашение проходит государственную регистрацию, следовательно, принудительное изъятие не требуется. Представитель ГК «Олимпстрой» в судебном заседании просил вынести решение на усмотрение суда. Представитель администрации г. Сочи представил в суд заявление, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствии, исковые требования удовлетворить. Базыль В.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что она уже до судебного заседания подписала соглашение в связи с изъятием недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, и сдала соглашение для государственной регистрации в соответствующий орган, поэтому фактически отсутствует предмет спора. Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям. Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р принято решение об изъятии для федеральных нужд жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования г. Сочи, физических лиц и юридических лиц, расположенные по адресу: <адрес>. Объекты недвижимости по указанному адресу подпадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством второго железнодорожного пути на участке Сочи-Адлер-Веселое в соответствии с приказами Министерства регионального развития РФ ДД.ММ.ГГГГ №-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» (проектные и изыскательские работы, строительство)» и от ДД.ММ.ГГГГ №-ОИ «Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство)». Согласно части 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 310-ФЗ) Российская Федерация с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; - обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. Согласно пункту 32 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является открытое акционерное общество «Российские железные дороги». В силу пункта 1.1 положения о департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - положение о Департаменте), департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочии Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте Департамент обращается в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального и краевого значения и развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам. В соответствии с требованиями пункта 18 статьи 15 Закона № 310-ФЗ департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - Департамент) направил Базыль В.Г. уведомление о принятом решении, об изъятии от ДД.ММ.ГГГГ №.1. На основании пункта 21 статьи 15 Закона № 310-ФЗ обществом с ограниченной ответственностью «КО-ИНВЕСТ» проведена оценка рыночной стоимости, в частности, <адрес>, находящейся по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Базыль В.Г., а также размера убытков, причиненных изъятием. Факт принадлежности <адрес> на праве собственности Базыль В.Г. подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, выполненному ООО «КО-ИНВЕСТ»: - рыночная стоимость <адрес>, принадлежащей на праве собственности Базыль В.Г., составляет 319 454 рублей; - размер убытков, причиненных Базыль В.Г. изъятием, составляет 1 134 358 рублей 58 копеек. С учетом изложенного, в связи с изъятием недвижимого имущества Департаментом подготовлен проект соглашения с Базыль В.Г., пунктом 2 раздела 2 которого предусмотрена выплата денежных средств в размера 1 453 812 руб. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения был вручен Базыль В.Г., что подтверждается ее подписью в протоколе вручения проекта соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Однако в судебном заседании ответчик представил суду копию расписок в получении документов на государственную регистрацию, из которых следует, что соглашения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, а именно <адрес>, подписано Базыль В.Г., сдано на государственную регистрацию. По указанному соглашению предметом соглашения является передача Базыль В.Г. в собственность РФ для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения <адрес>. При таких обстоятельствах фактически отсутствует спор между сторонами, так как сторонами в добровольном порядке до вынесения решения суда подписано соглашение, в котором указано, что Базыль В.Г. передает в собственность РФ для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения <адрес>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении искового заявления Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Базыль В.Г. об изъятии для федеральных нужд недвижимого имущества <адрес>, отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья 1