решение по иску Первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи об оспаривании действий и решений органа местного самоуправления - Администрации г. Сочи



                                                                                               К делу №2-3316/11                                                                                                             

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

       13 июля 2011 года

Судья Центрального районного суда гор. Сочи Краснодарского края Афонькина А.И.

При секретаре Аветян Н.Л.

С участием помощника прокурора города Сочи Окунева С.А.

Представителя Администрации города Сочи по доверенности Невдах Т.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края, прокурора города Сочи об оспаривании действий и решений органа местного самоуправления - Администрации города Сочи

УСТАНОВИЛ :

    Первый заместитель прокурора Краснодарского края, прокурор города Сочи обратился в суд с заявлением об оспаривании действий и решений органа местного самоуправления - Администрации города Сочи. Просит признать незаконным пункт 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи», которым определены полномочия рабочей группы по выявлению лиц, проживающих в жилых помещениях при отсутствии правовых оснований.

    Отменить пункт 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи», которым определены полномочия рабочей группы по выявлению лиц, проживающих жилых помещениях при отсутствии правовых оснований. Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой города Сочи в ходе проверки законности правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, установлено, что распоряжением Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи» утверждено положение о рабочей группе по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи -приложение № 2. Пунктом 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р к функциям рабочей группы отнесено комиссионное обследование (в составе не менее трех членов рабочей группы), с составлением соответствующего акта, жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи на предмет выявления лиц, проживающих в жилых помещениях при отсутствии правовых оснований.

Данное распоряжение Главы города Сочи в указанной части, по мнению прокурора города Сочи, противоречит действующему законодательству, вследствие чего подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 131- ФЗ перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Вместе с тем, выявление лиц, проживающих в жилых помещениях, при отсутствии правовых оснований, не относится к вопросам местного значения.

Таким образом, п. 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р, в нарушение требований Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Жилищного кодекса Российской Федерации содержит не предусмотренные действующим законодательством полномочия органов местного самоуправления.

Согласно статье 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена неприкосновенность жилища.

Частью 3 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Вместе с тем, предусмотренные п. 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р полномочия рабочей группы по обследованию жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи нарушают не только право на неприкосновенность жилища, но и право на неприкосновенность частной жизни, поскольку проникновение в жилище напрямую связано с частной жизнью лиц, проживающих в нем.

Таким образом, указанные положения распоряжения Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р нарушают требования федерального законодательства, вследствие чего, подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.

04.04.2011 прокуратурой города Сочи в адрес главы города Сочи принесен протест на распоряжения Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р.

Согласно ответу администрации г. Сочи от 19.04.2011 № 3119/01-02-25 в удовлетворении протеста прокурора г. Сочи отказано.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявление поддерживал по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Администрации города Сочи просила в удовлетворении заявления отказать, считает, что поскольку они являются собственниками жилых помещений, то, осуществляя права владения, пользования и распоряжения в отношении имущества, входящего в состав муниципальной казны, а также контроля за его использованием, имеют право комиссионно обследовать жилые помещения в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи на предмет выявления лиц, проживающих в жилых помещениях при отсутствии правовых оснований. При этом ничьи права они не нарушают.

Рассмотрев заявление, выслушав лиц, участвующих в деле, суд в удовлетворении заявления отказывает по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 8 Устава муниципального образования город-курорт Сочи к вопросам местного значения отнесено, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Сочи.

В силу статьи 44 Устава муниципального образования город-курорт Сочи к полномочиям администрации города Сочи в области жилищных отношений относится и осуществление учета муниципального жилищного фонда и контроль за его использованием и сохранностью.

В рамках указанных полномочий издано распоряжение администрации города Сочи от 10 марта 2011 года № 60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи».

Так, согласно пункту 2.1 Положения о рабочей группе по контролю за
использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных
жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи, утвержденного распоряжением администрации города Сочи от 10 марта 2011 года № 60-р, рабочая группа осуществляет комиссионное обследование (в составе не менее трех участников), с составлением соответствующего акта, жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи на предмет выявления лиц, проживающих в жилых помещениях при отсутствии правовых оснований. Суд считает данный пункт постановления законным исходя из следующего.

В соответствии с частями 1 статей 130 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, в связи с чем, в силу положений Конституции Российской Федерации все субъекты имеют равные права в отношении своего имущества.

Указанная позиция также подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2006 года № 540-О «По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

К вопросам компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений ЖК РФ относит следующее:

1) учет муниципального жилищного фонда.

Компетенция органов самоуправления в этой части аналогична компетенции органов государственной власти субъекта Федерации, на которые возложены полномочия по учету соответствующего жилищного фонда. Орган местного самоуправления на своей территории должен вести различные виды учета муниципального жилищного фонда.

       К специализированному жилищному фонду согласно ст. 92 ЖК РФ относятся служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения и т.д.

На органах местного самоуправления, так же как и на органах государственной власти субъектов Федерации, лежит обязанность разработать порядок, т.е. процедуру, предоставления указанных жилых помещений.

Соответствующими нормативными актами органов местного самоуправления должны быть предусмотрены требования к оформлению решения органа местного самоуправления о предоставлении социального муниципального жилья гражданину, реквизитам такого решения, данным о предоставляемом жилом помещении, о его получателях и т.д.

К компетенции органов местного самоуправления могут быть отнесены и иные полномочия. Они могут быть предусмотрены не только ЖК РФ, но и иными федеральными законами, а также законами субъектов Федерации, которые должны быть направлены на реализацию конституционных положений о том, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).

Поскольку специализированные жилые помещения имеют целевое назначение, законодатель установил для органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и прочих ограничения в использовании этих помещений.

Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством РФ (часть 8 статьи 100 ЖК РФ).

Статья 100 ЖК РФ определяет понятие договора найма специализированного жилого помещения, устанавливает существенные условия договора, определяет права и обязанности сторон.

Таким образом, администрация города Сочи вправе осуществлять сохранность и учет жилых помещений, находящихся в ее собственности.

Доводы прокурора о том, что в случае смерти нанимателя жилого помещения специализированного жилого фонда Администрация города Сочи может запросить сведения в органах ЗАГСа, являются не состоятельными, поскольку частью 1 статьи 12 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» сведения записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, являются персональными данными, относятся к категории конфиденциальной информации, имеют ограниченный доступ и разглашению не подлежат.

Таким образом, Жилищный кодекс Российской Федерации четко разграничивает обязанности и права органа местного самоуправления в области учета, контроля и сохранности специализированного муниципального жилищного фонда.

Учитывая вышеизложенное, отсутствуют правовые основания полагать, что пункт 2.1 Положения о рабочей группе по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи, утвержденного распоряжением администрации города Сочи от 10 марта 2011 года №60-р противоречит требованиям действующего законодательства и подлежит отмене.

      Более того, исходя из содержания п.2.1 Приложения №2 к распоряжению Главы гор.Сочи следует, что в нем отсутствует указание на то, что члены рабочей группы вправе проникать в жилище помимо воли лиц, проживающих в жилых помещениях на законных основаниях. Данным пунктом четко определены полномочия рабочей группы: «контроль за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи по выявлению лиц, проживающих в жилых помещениях при отсутствии правовых оснований».

                        Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

      В удовлетворении заявления Первого заместителя прокурора Краснодарского края, прокурора города Сочи о признании незаконным пункта 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи», которым определены полномочия рабочей группы по выявлению лиц, проживающих жилых помещениях при отсутствии правовых оснований и отмене пункта 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи», которым определены полномочия рабочей группы по выявлению лиц, проживающих жилых помещениях при отсутствии правовых оснований - отказать.

      Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено 18 июня 2011 года.

      Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме.

                               Судья -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200