К делу №2-3465/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 июля 2011 года Судья Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края Афонькина А.И., при секретаре Аветян Н.А. с участием прокурора - помощника прокурора города Сочи Окунева С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к МУП гор.Сочи «Сочиавтотранс» о признании незаконным бездействия и устранении допущенных нарушений УСТАНОВИЛ : Прокурор города Сочи обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП гор.Сочи «Сочиавтотранс» о признании незаконным бездействия и устранении допущенных нарушений. Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой города Сочи совместно со службой в г. Сочи Управления ФСБ Российской Федерации по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности на объектах. В ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки Сочинского автовокзала (МУП «Сочиавтотранс») по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований безопасности при эксплуатации данного объекта транспортной инфраструктуры. Так, отсутствовал приказ о назначении должностного лица, отвечающего за обеспечение транспортной безопасности. Кроме того, не проведено категорирование объекта, отсутствует план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - План). Согласно п. 5 Порядка, План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства. Для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка Плана для группы транспортных средств. Пунктом 6 Порядка определено, что План представляется в компетентный орган в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном, третий на электронном носителе. Решение об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом). В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности, являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Сочи в адрес директора МУП Сочи «Сочиавтотранс» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Однако в настоящее время, по истечении более чем трех месяцев МУП «Сочиавтотранс» План не разработан и не утвержден. Более того, в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Сочи совместно со службой в г. Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю проверки антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры г.Сочи, установлено, что МУП «Сочиавтотранс» не соблюдаются требования антитеррористической защищенности. В связи с чем прокурор города Сочи просит признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия города Сочи «Сочиавтотранс» (юридический адрес: <адрес>), выразившееся в неисполнении указанных в исковом заявлении требований федерального законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму. Обязать муниципальное унитарное предприятие города Сочи «Сочиавтотранс» (юридический адрес: <адрес>) устранить допущенные нарушения, в том числе разработать и сдать на утверждение в компетентный орган план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, заявление поддерживал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель МУП гор.Сочи «Сочиавтотранс» исковые требования прокурора признал частично, пояснив, что согласно п.1 ст.9 Закона РФ «О транспортной безопасности» и п.3 «Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности инфраструктуры транспортных средств» (утв. Приказом Минтранса РФ №34 от 11 февраля 2010 года), данный план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости. До проведения оценки результатов уязвимости возможность разработки и разработки плана транспортной безопасности законодательством РФ не предусмотрена. Пунктом 5 «Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (утв. Приказом Минтранса РФ №87 от 12.04.2010 года) на проведение данной оценки установлен месячный срок. 08 февраля 2011 года Приказом №42 Минтранса РФ были утверждены «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства». Пунктом 5.8. Раздела 5 «Субъект транспортной инфраструктуры обязан» предусмотрено: «Разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течении трех месяцев и реализовать его в течении шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры». Возможности сокращения в отношении МУП «Сочиавтоттранс» данных сроков законодательством РФ так же не предусмотрено. Изложенные выше правовые нормы в установленном порядке недействительными не признавались, а следовательно, их положения (включая сроки на реализацию плана транспортной безопасности объекта) обязательны в ходе осуществления правоприменительной деятельности. Представленные в ходе досудебной подготовки в материалы настоящего дела доказательства прямо свидетельствуют, что ДД.ММ.ГГГГ на предприятии издан Приказ №37 «О назначении ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности». Этим лицом назначен гл. инженер Баранов А.В. Данное обстоятельство прямо свидетельствует, что исковые требования в части обязания назначения ответственного за транспортную безопасность лица МУП «Сочи-автотранс» уже выполнены. Исх. №732/06 от 05 марта 2011 года на имя Руководителя департамента по транспорту Краснодарского края были направлены сведения для присвоения автовокзалу МУП «Сочиавтотранс» соответствующей категории. Приказом Федерального дорожного агентства от 09.06.2011 г. №117 «О присвоении категории объектам транспортной инфраструктуры» Автовокзалу МУП «Сочиавтотранс» была присвоена третья категория и он внесен в соответствующий реестр. Данное обстоятельство подтверждается прилагаемым Уведомлением (вх.№541 от 04.07.2011г.). 12 июля 2011 года МУП «Сочиавтотранс» обратилось в Краснодарский филиал ФГУП (УВО Минтранса РФ) на предмет производства оценки уязвимости автовокзала «Сочи» (исх. №1148/06 от 12.07.2011 года). По состоянию на 21 июля 2011 года, материалы о завершении данной оценки от ФГУП (У В О Минтранса РФ) на предприятие не поступили. Данное обстоятельство прямо препятствует началу разработки и утверждению плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры-Автовокзала «Сочи». Причина- возможность начала разработки и утверждения плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры до завершения оценки и получения ее результатов законодательством РФ не предусмотрена, а начало разработки такого плана п. 1 ст.9 закона РФ «О транспортной безопасности», Приказами Минтранса РФ №34 от 11.02.2010 г. И №42 от 08.02.2011 года прямо поставлено в зависимость от факта завершения оценки уязвимости данного объекта. Таким образом, приступить к разработке и утверждению данного плана, а именно сейчас, МУП «Сочиавтотранс» не вправе в силу требований законодательства РФ и сможет приступить к нему сразу после получения от соответствующего уполномоченного органа результатов оценки уязвимости., а именно- не раньше 13 августа 2011 года. При этом п.5.8. Приказа Минтранса РФ №42 от 08.02.2011 года на разработку и утверждение планов транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Автовокзала «Сочи» предприятию предоставлен трехмесячный срок. Учитывая, что заявленные исковые требования являются в настоящее время невыполнимыми в силу ограничений законодательства РФ, они не учитывают гарантий, предоставленных предприятию законодательством РФ и влекут безусловную обязанность Краснодарского филиала ФГУП (У В О Минтранса РФ) провести оценку безопасности автовокзала «Сочи», просят вынести Решение с учетом данного обстоятельства. Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения сторон, их доводы и возражения, суд удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям. Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной в ДД.ММ.ГГГГ проверки Сочинского автовокзала (МУП «Сочиавтотранс») по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения требований безопасности при эксплуатации данного объекта транспортной инфраструктуры. Так, в нарушение подпункта 3 пункта 4 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», зарегистрированного в Минюсте РФ 24.03.2010 за № 16708 (далее - Порядок), отсутствовал приказ о назначении должностного лица, отвечающего за обеспечение транспортной безопасности. Кроме того, в нарушение ст.ст. 5, 6, 9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» в МУП «Сочиавтотранс» на момент проверки не проведена оценка уязвимости объекта, не проведено категорирование объекта, отсутствовал план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - План). ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Сочи в адрес директора МУП Сочи «Сочиавтотранс» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности на объектах транспортной инфраструктуры. Только после этого 02 марта 2011 года был издан приказ о назначении ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности, этим лицом назначен главный инженер Баранов А.В. Однако по настоящее время, по истечении более чем трех месяцев МУП «Сочиавтотрансом» не разработан и не утвержден План. Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что у них недавно назначен новый руководитель, и что после представления прокуратуры они выполняют все требования, предусмотренные законом и что исковые требования являются в настоящее время невыполнимыми в силу ограничений законодательства РФ, - поскольку Федеральный закон №16 «О транспортной безопасности» принят 09.02.2007 и с этого времени ответчик бездействовал. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Частью 2 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что к основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», в число основных принципов противодействия терроризму входят: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма. В силу п. 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются, в том числе, деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на уничтожение предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности. Пунктом 40 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определено, что в целях обеспечения государственной и общественной безопасности: реализуется Национальный план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности. Деятельность МУП «Сочиавтотранс» по эксплуатации указанного объекта транспортной инфраструктуры связана с обслуживанием и обеспечением безопасности большого и постоянно меняющегося, то есть неопределенного круга лиц, в связи с чем Сочинский автовокзал является объектом террористической устремленности. Вместе с тем, в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Сочи совместно со службой в г. Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю проверки антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры г.Сочи, установлено, что МУП «Сочиавтотранс» не соблюдаются требования антитеррористической защищенности. Так, сотрудниками службы в г. Сочи УФСБ России по Краснодарскому краю заложен муляж взрывного устройства, который в течение 28 минут не был обнаружен сотрудниками правоохранительных органов и работниками вокзала. Ход эксперимента фиксировался видеозаписью. Установлено, что на автовокзале имеется видеонаблюдение кассового зала и периметра привокзальной площади, однако в момент закладки муляжа взрывного устройства в мониторной отсутствовали сотрудники милиции. Однако, статьей 2 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» определено, что к основным принципам обеспечения безопасности в Российской Федерации относится приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности. В то же время, указанные выше нарушения в МУП «Сочиавтотранс» противоречат основным принципам противодействия терроризму, установленным федеральным законодательством, а также требованиями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», не способствуют обеспечению безопасности при эксплуатации объекта транспортной безопасности и создают предпосылки к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью неограниченного круга лиц. В связи с изложенным, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Исковые требований Прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к МУП гор.Сочи «Сочиавтотранс» о признании незаконным бездействия и устранении допущенных нарушений - удовлетворить. Признать незаконным бездействие муниципального унитарного предприятия города Сочи «Сочиавтотранс» (юридический адрес: <адрес>), выразившееся в неисполнении требований федерального законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности и противодействии терроризму. Обязать муниципальное унитарное предприятие города Сочи «Сочиавтотранс» (юридический адрес: <адрес>) устранить допущенные нарушения, в том числе разработать и сдать на утверждение в компетентный орган план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Мотивированное решение в соответствии со ст.199 ГПК РФ составлено 28 июля 2011 года. Решение может быть обжаловано в 10 дней в Краснодарский краевой суд со дня составления решения в окончательной форме. Судья - А.И. Афонькина