Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Сочи 20 июля 2011 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Тайгибова Р.Т., при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края гражданское дело по исковому заявлению Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Тараненко С.Е. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа объекта недвижимого имущества и встречному исковому заявлению Тараненко С.Е. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ГК «Олимпстрой» о передаче в собственность жилого помещения взамен изымаемого, УСТАНОВИЛ: Истец - Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 год обратился в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа объект недвижимого имущества - квартиру № 1 общей площадью 23,1 кв.м, расположенную в <адрес>, находящуюся в собственности ответчицы, посредством перечисления на ее счет денежную сумму в размере 1440521 рубль 57 копеек, обязав Тараненко С.Е. освободить объект недвижимого имущества. В обоснование исковых требований истец указал, что п.п.3 п.1 Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 года № 1213-р в собственность Российской Федерации для федеральных нужд, изъяты жилые помещения, расположенные в доме № 64 по ул.Войкова Центрального района города Сочи. Жилые помещения по данному адресу, указывает истец, попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательные работы, строительство)» в соответствии с Приказами Министерства Регионального развития РФ от 15.03.2010 года № 3-ОИ и от 18.06.2010 года № 32-ОИ. Департаментом направлялось Тараненко С.Е. уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №.1 о принятом решении об изъятии, подготовлен проект соглашения с ней. Однако, указывает истец, ответчица до настоящего времени соглашение не подписала, предложения о внесении изменений в соглашение не представила. Нарушение Тараненко С.Е. месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка ГК «Олимпстрой» в целях его дальнейшей передаче ОАО «Российские железные дороги» для строительства олимпийского объекта федерального значения. Тараненко С.Е. обратилась в Центральный районный суд города Сочи со встречными исковыми требованиями к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ГК «Олимпстрой» о признании права требования приобретения квартиры взамен изымаемой, обязании ответчика заключить с ней трехстороннее соглашение с предоставлением равноценного жилого помещения в Центральном районе города Сочи взамен изымаемого. В обоснование встречных исковых требований Тараненко С.Е. указала, что в связи с тем, что ею не подписано соглашение на получение денежной компенсации в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, по причине не соответствия указанной в соглашении выкупной цены действительной рыночной стоимости объектов недвижимости в Центральном районе города Сочи), Корпорацией был предложен перечень квартир для приобретения. Однако, считает истица, ни одна из предложенных квартир не соответствует ее требованиям, поскольку все они находятся в состоянии, требующем ремонта, что не дает возможности сразу переехать в них. Указывает, что ею были предприняты действия по самостоятельному подбору квартиры и выбрана <адрес>, общей площадью 31,4 кв.м в <адрес>. В судебном заседании представители истца, по доверенности Меличко Н.В. и Лазарев А.В., исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, настаивали на их удовлетворении. По встречному исковому заявлению представители ответчика - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, по доверенности Меличко Н.В и Лазарев А.В. решение вопроса по существу относительно исковых требований Тараненко С.Е. оставили на усмотрение суда. Представитель ответчицы Тараненко С.Е., по доверенности Устян Р.Б., в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив суду, что в настоящее время Тараненко С.Е. в адрес ГК «Олимпстрой» передано обращение о рассмотрении вопроса о приобретении <адрес> и передачи ее в собственность взамен изымаемого. По встречному исковому заявлению представитель истца Устян Р.Б., исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на удовлетворении исковых требований. Участвующий в судебном заседании представитель третьего лица - ГК «Олимпстрой», по доверенности Ямбогло А.П., исковые требования поддержал, просил об их удовлетворении. По встречному исковому заявление представитель ответчика - ГК «Олимпстрой», по доверенности Ямбогло А.П., исковые требования оставил на усмотрение суда. Представитель третьего лица - администрации города Сочи, в назначенное судебное заседание не явился, в обращенном суду заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, представленные письменные доказательства, в их совокупности, находит исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года подлежащими частичному удовлетворению, встречные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Подпунктом 3 пункта 1 Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 года № 1213-р «Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийских объектов федерального значения» для федеральных нужд в собственность Российской Федерации изъяты жилые помещения, расположенные в доме № 64 по ул.Войкова Центрального района города Сочи. Жилые помещения по данному адресу попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательные работы, строительство)» в соответствии с Приказами Министерства Регионального развития РФ от 15.03.2010 года № 3-ОИ и от 18.06.2010 года № 32-ОИ. Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. Согласно п.32 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ОАО «Российские железные дороги». В силу п.1.1. Положения о Департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 года № 497, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. Согласно п.3.22 Положения, Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращении в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целя) размещения олимпийских объектов краевого значения. В соответствии с п.18 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ от 01.12.2007 года «Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта» о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники земельных участков уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанного решения. Как следует из материалов дела, Департамент направил ответчице уведомление от 16.11.2010 года № 81-14123/10-05.1 о принятом решении об изъятии объекта недвижимого имущества. Согласно п.21 ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием. Материалами дела установлено, что ООО «КО-ИНВЕСТ» проведена оценка рыночной стоимости квартир, находящихся в многоквартирном <адрес>, расположенном по <адрес>, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, в том числе <адрес>, принадлежащей Тараненко С.Е. а также убытков, причиненных изъятием. Согласно отчету об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленному ООО «КО-ИНВЕСТ», на который поступила положительная рецензия Рабочей группы Национального Совета по оценочной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ № №: - рыночная стоимость квартиры, принадлежащей Тараненко С.Е., составляет 304533 рублей: - размер убытков, причинных Тараненко С.Е. изъятием квартиры, составляет 1135988 рублей 57 копеек. Факт принадлежности Тараненко С.Е. квартиры № 1 подтверждается договором дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Сочинском БТИ за № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, Департаментом подготовлен проект соглашения с Тараненко С.Е. Пунктом 2 ст.2 соглашения Тараненко С.Е. предусмотрена выплата в размере 1440521 рубль 57 копеек. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен Тараненко С.Е. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой о получении, сделанной в протоколе вручения проектов соглашения правообладателю, у которого в целях строительства олимпийских объектов подлежит изъятию земельный участок и (или) расположенные на нем иные объекты недвижимости. В соответствии с ч.1.1 ст.15.1 Федерального закона № 310-ФЗ при заключении соглашений, предусмотренных частью 25 статьи 15 указанного Федерального закона, по выбору граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, которые расположены на земельных участках, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов, взамен изымаемых жилых помещений им могут предоставляться другие жилые помещения в собственность с учетом особенностей, установленных статьей 15.1. При этом при предоставлении гражданам взамен изымаемых объектов недвижимого имущества других объектов недвижимого имущества должны соблюдаться требования и особенности, предусмотренные статьями 15, 15.1 Федерального закона № 310-Ф3, относительно порядка предоставления и взаиморасчетов между сторонами. При изъятии объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств Корпорации или полностью за счет средств других юридических лиц, Корпорацией на основании части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 310-ФЗ осуществляеторганизация строительства индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки и многоквартирных домов, а также объектов инженерной инфраструктуры, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории, и приобретениеиндивидуальных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных домах для предоставления гражданам взамен объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. Таким образом, исходя из требований Федерального закона № 310-Ф3, граждане, у которых изымаются принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, вправе по своему выбору взамен изымаемых объектов недвижимого имущества: получить выкупную цену жилого помещения в размере, соответствующем отчету об оценке; получить другое жилое помещение, построенное либо приобретенное за счет средств Корпорации на основании части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ. В целях реализации мероприятий в связи с изъятием жилого помещения у Тараненко С.Е. путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого, в соответствии с требованиями ч.24 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ Департаменту необходимо подготовить проект соглашения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения на основании отчетов об оценке изымаемого имущества и предоставляемого согласно ч.27 ст.15 Закона. Между тем, как установлено в судебном заседании, следует из представленных письменных доказательств, до истечения месячного срока ознакомления с проектом соглашения, Тараненко С.Е. в установленном законом порядке, подала в уполномоченный орган - ГК «Олимпстрой» заявление о предоставлении ей иного жилого помещения, соразмерного изымаемому, которое должно соответствовать изымаемой площади, необходимой для проживания всех членов семьи, отвечать предъявляемым к жилым помещениям в многоквартирных жилых домах техническим, санитарно-техническим, санитарно-эпидемиологическим требованиям. При этом Тараненко С.Е. был предложен конкретный вариант предоставления - <адрес>. В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 30.10.2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» целью деятельности Корпорации является осуществление контрольных функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией (строительство), организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта. Согласно п.п.1.1. п.3 ст.3 Федерального закона от 30.10.2007 года № 238-Ф3 ГК «Олимпстрой» для достижения целей своей деятельности, помимо прочих осуществляет функции по приобретению в собственность жилых помещений в многоквартирных жилых домах для их последующего предоставления гражданам взамен изымаемых в федеральную собственность для федеральных нужд земельных участков, расположенных на них индивидуальных жилых домов или жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Таким образом, суд считает, что предложение Тараненко С.Е. о предоставлении иного жилого помещения, взамен изымаемого, обоснованно направлено в ГК «Олимпстрой» - организацию, уполномоченную от имени Российской Федерации на осуществление данных функций специальным федеральным законом. По своей правовой природе соглашение в порядке ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ является гражданско-правовой сделкой, заключение которой осуществляется по правилам, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом № 310-ФЗ. Применительно к настоящему спору вручение Тараненко С.Е. соглашения является в силу ч.1 ст.435 Гражданского кодекса РФ офертой, то есть предложением, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим сделку в случае принятия предложения акцептантом. Соглашение подписано как Департаментом, так и Корпорацией, то есть органами, которые действуют в отношениях с Тараненко С.Е. от имени Российской Федерации. В то же время направления Тараненко С.Е. в адрес уполномоченного органа заявления о предоставлении ей вместо денежной компенсации иного жилого помещения, соразмерного изымаемому, согласно ст.443 Гражданского кодекса РФ является акцептом на иных условиях или новой офертой. С учётом правил п.1.1. ст.15.1 Федерального закона № 310-ФЗ поданная Тараненко С.Е. уполномоченному органу оферта является для него обязательнойв силу публичного характера деятельности Корпорации, подчинённого нормам Федерального закона № 310-ФЗ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ГК «Олимпстрой» подтвердил Тараненко С.Е. свою готовность по рассмотрению вопроса о приобретении для нее <адрес>, при условии предоставления в Корпорацию полного пакета документов на приобретаемую квартиру и изымаемый объект недвижимого имущества. Судом учитывается, что при предоставлении гражданам взамен изымаемых объектов недвижимого имущества других объектов недвижимого имущества должны соблюдаться требования и особенности, предусмотренные ст.ст.15, 15.1 Федерального закона № 310-ФЗ, относительно порядка предоставления и взаиморасчетов между сторонами. Предоставление Корпорацией квартиры осуществляется путем заключения трехстороннего соглашения, предусматривающего предоставление Тараненко С.Е. взамен изымаемых жилых помещений иных жилых помещений в соответствии с условиями указанного соглашения. В силу части 31.1 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ в случае, если на день принятия судом решения об изъятии жилого помещения в целях размещения олимпийского объекта строительство жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого, не завершено, гражданин подлежит переселению в жилое помещение маневренного фонда, формируемого в порядке, установленном частью 4.1 настоящей статьи. Постановлением Главы администрации города Сочи от 06.05.2009 года № 159 сформирован маневренный фонд в жилом <адрес>. Таким образом, действующее законодательство не исключает осуществления изъятия у ответчицы принадлежащей ей <адрес>, посредством предоставления ей иного жилья в многоквартирном доме взамен изымаемой квартиры, в том числе с условием проживания в жилом помещении маневренного фонда до момента возникновения у ГК «Олимпстрой» юридической и фактический возможности предоставить ей в собственность иное жилье. В соответствии с п.31 ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение не заключено в течение месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества. Пунктом 33 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ от 01.12.2007 года «Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта» установлено, что решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов подлежит немедленному исполнению. На основании изложенного,руководствуясь ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Брегвадзе И.М. об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа объекта недвижимого имущества - удовлетворить частично. Изъять для федеральных нужд объект недвижимого имущества - квартиру № 1, общей площадью 23,1 кв.м, расположенную в <адрес>, принадлежащую на праве собственности Тараненко С.Е.. Обязать Тараненко С.Е. освободить объект недвижимого имущества - квартиру № 1, общей площадью 23,1 кв.м, расположенные в <адрес>, от иных лиц и от движимого имущества. В остальной части исковых требований отказать. Встречное исковое заявление Тараненко С.Е. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ГК «Олимпстрой» о передаче в собственность жилого помещения взамен изымаемого - удовлетворить. Признать за Тараненко С.Е. право требования приобретения квартиры взамен изымаемой. Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, Государственную корпорацию по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта заключить с Тараненко С.Е. трехстороннее соглашение с предоставлением равноценного жилого помещения в Центральном районе города Сочи взамен изымаемого. В соответствии с п.33 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ от 01.12.2007 года «Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта» решение в части изъятия объекта недвижимого имущества привести к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части. Председательствующий судья Р.Т.Тайгибов Мотивированное решение составлено и подписано судьей 25.07.2011 года.