определение по иску администрации города Сочи к Мурадяну С.М., Мурадян М.О., Чолокяну К.М., Тополян З. А., Каракеян Г.С. о сносе самовольных построек



к делу № 2-2903/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об оставлении заявления без рассмотрения

город Сочи                                                                                                                25 июля 2011 года

           Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,

при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В.

рассмотрев в предварительном судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по исковому заявлению администрации города Сочи к Мурадяну С.М., Мурадян М.О., Чолокяну К.М., Тополян З.А., Каракеян Г.С. о сносе самовольных построек,

УСТАНОВИЛ:

Истец - администрация города Сочи обратилась в Центральный районный суд города Сочи с исковым заявлением, в котором просит обязать ответчиков за свой счет произвести снос самовольно возведенных построек, расположенных по <адрес>: литер «А1» - часть помещения площадью 5,4 кв.м, помещение площадью 3,5 кв.м; литер «А2» площадью 35,9 кв.м; литер «А3» площадью 86,4 кв.м; литер «А6» - часть помещения площадью 5,9 кв.м; литер «А7» площадью 4,5 кв.м; литер «Б» площадью 247,6 кв.м; литер «Д» площадью 83,3 кв.м; литер «Д», «Д1» площадью 2,4 кв.м.

В обоснование исковых требований истец указал, что Чолокяну К.М. принадлежит на праве собственности двухэтажный жилой дом (литер «Д»), общей площадью 58,4 кв.м, расположенный по <адрес>, Мурадян М.О. принадлежит на праве собственности двухэтажный жилой дом (литер «А»), общей площадью 134,6 кв.м, расположенный по <адрес>, Каракеян Г. С. принадлежит на праве общей долевой собственности (1/2) жилой дом (литер «К»), общей площадью 392,8 кв.м, расположенный по <адрес>, Мурадяну С.М. принадлежит на праве общей долевой собственности (1/2) жилой дом (литер «К»), общей площадью 392,8 кв.м, расположенный по <адрес>.

Согласно уведомлению управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, указывает истец, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по <адрес>. Данный земельный участок является муниципальной собственностью.

ДД.ММ.ГГГГ МУ «Земельная инспекция города Сочи» проведено обследование указанного земельного участка и установлено, что на данном земельном участке расположены самовольные строения: пристройка (литер «А2») общей площадью 35,9 кв.м; пристройка (литер «A3») общей площадью 86,4 кв.м; трехэтажный жилой дом (литер «Б») общей площадью 247,6 кв.м. Также указывает истец, что согласно кадастровому паспорту на жилой <адрес>: литер «А1» - часть помещения площадью 5,4 кв.м, помещение площадью 3,5 кв.м; литер «А2» площадью 35,9 кв.м; литер «A3» площадью 86,4 кв.м; литер «А6» - часть помещения площадью 5,9 кв.м; литер «А7» площадью 4,5 кв.м; литер «Б» площадью 247,6 кв.м; литер «Д» площадью 83,3 кв.м; литер «Д», «Д1» площадью 2,4 кв.м - самовольные постройки.

Суд, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, находит оставить исковое заявление без рассмотрения, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Чолокяну К.М. принадлежит на праве собственности двухэтажный жилой дом (литер «Д»), общей площадью 58,4 кв.м, расположенный по <адрес>, Мурадян М.О. принадлежит на праве собственности двухэтажный жилой дом (литер «А»), общей площадью 134,6 кв.м, расположенный по <адрес>, Каракеян Г. С. принадлежит на праве общей долевой собственности (1/2) жилой дом (литер «К»), общей площадью 392,8 кв.м, расположенный по <адрес>, Мурадяну С.М. принадлежит на праве общей долевой собственности (1/2) жилой дом (литер «К»), общей площадью 392,8 кв.м, расположенный по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.

В соответствии с уведомлением управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по <адрес>.

Пунктом 3 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривается, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Таким образом, земельный участок, расположенный по <адрес>, является муниципальной собственностью.

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ МУ «Земельная инспекция города Сочи» проведено обследование земельного участка, расположенного по <адрес> и установлено, что на данном земельном участке расположены самовольные строения: пристройка (литер «А2») общей площадью 35,9 кв.м; пристройка (литер «A3») общей площадью 86,4 кв.м; трехэтажный жилой дом (литер «Б») общей площадью 247,6 кв.м.

Согласно кадастровому паспорту на жилой <адрес>: литер «А1» - часть помещения площадью 5,4 кв.м, помещение площадью 3,5 кв.м; литер «А2» площадью 35,9 кв.м; литер «A3» площадью 86,4 кв.м; литер «А6» - часть помещения площадью 5,9 кв.м; литер «А7» площадью 4,5 кв.м; литер «Б» площадью 247,6 кв.м; литер «Д» площадью 83,3 кв.м; литер «Д», «Д1» площадью 2,4 кв.м - самовольные постройки.

В соответствии с ч.2 ст.51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Согласно ч.5 ст.51 Градостроительного кодекса РФ полномочия по выдаче разрешения на строительство принадлежат федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это соответствующих разрешений или с существенными нарушением градостроительных норм и правил является самовольной постройкой.

Согласно ч.2 ст.222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Аналогичная позиция содержится и в п.3 ст.25 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», в котором установлено, что за правонарушение, выраженное в возведении самовольной постройки, предусмотрена имущественная ответственность в виде сноса (полной разборки) самовольной постройки осуществившим ее лицом за его счет.

Частью 3 ст.76 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, осуществляется гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях или за их счет.

Статьей 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, то есть обязанности по доказыванию распределяются между сторонами на основании общего правила.

         Гражданско-процессуальный кодекс РФ предусматривает, что статья 56 рассматривается в контексте п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон.

При этом, истцом не определен собственник самовольно возведенных помещений, не указано, кому именно и сособственников принадлежат помещения литер «А1» - часть помещения площадью 5,4 кв.м, помещение площадью 3,5 кв.м; литер «А2» площадью 35,9 кв.м; литер «А3» площадью 86,4 кв.м; литер «А6» - часть помещения площадью 5,9 кв.м; литер «А7» площадью 4,5 кв.м; литер «Б» площадью 247,6 кв.м; литер «Д» площадью 83,3 кв.м; литер «Д», «Д1» площадью 2,4 кв.м, расположенные по <адрес>. Не располагают данными сведениями и сами ответчики. При данных обстоятельствах у суда не имеется возможности определить, кого из ответчиков обязывать сносить и какие сносить спорные самовольные постройки.

В соответствии с ч.1 ст.222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.

По смыслу указанного положения на истце лежит обязанность соблюдения определенной последовательности обращения за защитой, нарушение которой исключает в данный момент реализацию его права на судебную защиту вследствие несоблюдения условия о порядке рассмотрения спора.

При этом, оставление судом заявления без рассмотрения не означает, что гражданин лишается права на судебную защиту, - после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, гражданин вправе вновь возбудить в суде соответствующее дело. Кроме того, досудебный порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией государственной защиты прав и свобод, закрепленной статьей 45 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Он согласуется и с положением подпункта "б" пункта 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, должно устанавливаться компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.222, 224-225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Гражданское дело по исковому заявлению администрации города Сочи к Мурадяну С.М., Мурадян М.О., Чолокяну К.М., Тополян З.А., Каракеян Г.С. о сносе самовольных построек - оставить без рассмотрения.

Разъяснить, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.

Определение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня его вынесения.

          Председательствующий судья                                                  Р.Т. Тайгибов

-32300: transport error - HTTP status code was not 200