решение по иску прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО `Спорт-Инвест` о признании незаконными бездействия юридического лица в части непринятия мер, направленных на обеспечение безопасности объекта олимпийского строительства



РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г.Сочи                                    

30.06.2011 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к ООО "Спорт-Инвест" о признании незаконными бездействия юридического лица в части непринятия мер, направленных на обеспечение безопасности объекта олимпийского строительства,

установил:

Прокурор г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ООО "Спорт-Инвест" о признании незаконными бездействия юридического лица в части непринятия мер, направленных на обеспечение безопасности объекта олимпийского строительства.

В обоснование требований прокурор указывает, что прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов. ООО "Спорт-Инвест" реализует полномочия ответственного исполнителя по строительству объекта: "Российский международный олимпийский университет и многофункциональный гостинично-рекреационный комплекс (проектные и изыскательские работы, строительство): учебно-административный        корпус Российского международного олимпийского университета (1-й этап); гостинично-рекреационные корпуса в составе многофункционального гостинично-рекреационного комплекса, включающие 150 номеров категории 5 звезд и 200 номеров категории 4 звезды (2-й этап), (далее - "Российский международный олимпийский университет").

Как установлено проверкой организация охраны, обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности олимпийских объектов в период их строительства осуществляется ответственными исполнителями Программы.

Требования названных нормативных правовых актов ООО "Спорт Инвест" не выполняются.

Как установлено в ходе проверки, организация охраны указанного объекта не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям: отсутствуют указательные и предупредительные знаки, запретная зона, полоса отчуждения, тропа наряда вдоль ограждения, периметральная сигнализация, система охранного телевидения, площадка для осмотра транспорта, эстакада. Журнал учета автотранспорта, посетителей объекта не ведется. Специальное оборудование, позволяющее выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки радиационную, химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, на указанных объектах олимпийского строительства не применяется.

Прокуратурой края ООО "Спорт-Инвест" ранее, 03.12.2010 г., направлялось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности. Согласно представленному ООО "Спорт-Инвест" 14.12.2010 г. ответу, выявленные нарушения устранены.

Однако, как показала повторная проверка, при строительстве данного объекта выявленные нарушения продолжают иметь место.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

В судебном заседании представители третьего лица "ГК "Олимпстрой" исковые требования прокурора поддержали и просили их удовлетворить, нарушения обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности строящихся олимпийских объектов продолжают иметь место.

Представители ООО "Спорт-Инвест" иск не признали, при этом пояснили, что доводы прокурора соответствует действительности, и Общество не нарушало требования подпунктов "е", "з" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 г. №458.

Подпунктом "е" п.1 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 г. №458 предусмотрено, что организация охраны олимпийских объектов, не вошедших в перечень особо охраняемых олимпийских объектов, осуществляется ответственными исполнителями Программы за счет собственных средств.

Подпунктом "з" п.1 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 года № 458 предусмотрено, что обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности,        антитеррористической защищенности олимпийских объектов, не вошедших в перечень особо охраняемых олимпийских объектов, в период их строительства осуществляется ответственными исполнителями Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Приказом ФСБ РФ от 27.08.2009 г. №417, Объект не является особо охраняемым.

В целях обеспечения безопасности олимпийских объектов, не включенных в перечень особо охраняемых олимпийских объектов, и во исполнение постановления Правительства РФ от 01.06.2009 г. №458 "ГК "Олимпстрой" издан Приказ №593 от 26.10.2010 г. "Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, не включенных в перечень особо охраняемых олимпийских объектов", (далее по тексту -"Приказ").

Согласно п.4 Приказа "перечень мероприятий по обеспечению безопасности объекта и их масштаб выбирается ответственным исполнителем исходя из перечня потенциальных угроз объекту, функциональных особенностей объекта, его состава и местоположения в соответствии с нормативными и правовыми актами РФ, а также настоящей Методикой".

В соответствии с подпунктом 4.1. Приказа, минимальный перечень мероприятий по обеспечению безопасности на стационарных олимпийских объектах включает в себя: возведение временного ограждения строительных площадок объектов; организацию охраны объекта, в том числе осуществление пропускного режима въезда-выезда автотранспорта, входа-выхода персонала и посетителей, внутриобъектового режима;      контроль материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на строительные     площадки,     в     целях обеспечения их соответствия требованиям радиационной, химической и биологической безопасности взрывобезопасности, антитеррористической защищенности; монтаж временных технических средств охраны (в случае наличия специальных требований в задании на проектирование объекта), в том числе системы охранной сигнализации, системы охранного телевидения, кнопки тревожной сигнализации, охранного освещения.

Иных мер по обеспечению безопасности Объекта ни Приказ, ни действующее законодательство РФ не содержит, следовательно, требования прокурора по установке указательных и предупредительных знаков, наличию запретной зоны, полосы отчуждения, тропы наряда вдоль ограждения, площадки для осмотра транспорта, эстакады не соответствует законодательству РФ.

На территории строительства Объекта в настоящее время произведены следующие мероприятия по обеспечению безопасности: по периметру основной части участка возведено ограждение сплошного заполнения (забор) высотой 4 м, толщиной 12 см, со стороны Приморской набережной - временное ограждение из профнастила высотой 2 м. Ограждение по периметру территории объекта полностью препятствует проходу лиц и проезду транспорта на объект и с объекта, минуя КПП. Уязвимых мест для несанкционированного проникновения нет. В конце июня - начале июля со стороны Приморской набережной планируется установка ограждения высотой 4 м вместо ограждения из профнастила высотой 2 м; охрану объекта на договорной основе осуществляет ООО "ЧОО "Сокол" путем выставления 3 круглосуточных постов (с 01 октября по 31 мая - 3,5 круглосуточных постов). Все охранники лицензированы, имеют при себе установленную законодательством карточку частного охранника, обеспечены униформой. При несении службы используют спецсредство ПР-73, а также досмотровое оборудование: 1 комплект досмотровых зеркал на штанге "Взгляд-001А", 2 ручных металлодетектора "Сфинкс-611". Сотрудники охраны методике и тактике использования досмотрового оборудования обучены, обеспечены средствами связи. Проверка несения службы и инструктажи нарядов осуществляются регулярно. В наличии и ведется служебная документация в соответствии с методическими рекомендациями ГК "Олимпстрой".

Установлены система охранного телевидения: на основании договора, заключенного генеральным подрядчиком ООО "СТРОЙПРОФИ-ЮГ" с ООО "Телеком", на территории объекта установлены 5 шт. цифровых цветных видеокамер Infinity SRX-DDN540L. Изображение с камер выведено на монитор в помещении охраны на КПП №1. Хранение записи осуществляется на видеорегистраторе ВestDVR-1603Light NET-S.

На основании договора №59 от 22.02.11г. между 000 "СТРОЙПРОФИ-ЮГ" (Генподрядчик) и ФГУП "Охрана" установлена система тревожно-вызывной сигнализации на базе ППКОП "Норд" (1 стационарная кнопка и 2 носимых радиобрелока), с подключением к ПЦН МОВО при УВД г. Сочи. Учетный номер объекта - 1705.

Установлена система охранного освещения: 23 шт. навесных светильника на внешней стороне периметрального ограждения, 4 шт. навесных светильника на внутренней стороне ограждения, а также 29 шт. прожекторов, полностью освещающих строительную площадку.

Между ООО "СТРОЙПРОФИ-ЮГ" и ООО ЧОП "Ветеран" заключен договор № 11.89 от 01.06.2011 г. на установку на Объекте периметральной охранной сигнализации;

Установлен пропускной и внутриобъектовый режимы. На объекте введена в действие согласованная 25.01.2011 г. Департаментом охраны ГК "Олимпстрой" Инструкция по пропускному и внутриобъектовому режимам. Пропуск персонала и транспорта осуществляется через КПП по пропускам установленного образца.

Осуществляется досмотр автотранспорта, работников и посетителей, в том числе с использованием досмотрового оборудования (досмотровое зеркало на штанге с фонарем "Взгляд-001A", ручные металлодетекторы "Сфинкс-611ПРО");

Несмотря на необоснованные требования Прокурора об обустройстве "тропы наряда", для патрулирования периметра Объекта, вдоль существующего ограждения с внутренней стороны имеются приспособленные под "тропу наряда" свободные и незагроможденные линейные участки.

Приобретен дозиметр-радиометр ИРД-02, с использованием которого, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" проводятся проверки радиационного фона всех поступающих на территорию объекта материалов, оборудования и конструкций, с обязательным внесением результатов измерений в Журнал входного контроля.

Обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности Объекта, осуществляется в рамках действующей на основании ст.53 ГрК РФ системы входного контроля, регулируемой Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010г. № 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", а также ГОСТ 24297-87 "Входной контроль продукции. Основные положения".

В целях исполнения Постановления Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 792 "О порядке организации перевозок грузов в целях строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта" получена аккредитация подрядной организации в АЛО "Транспортная дирекция олимпийских игр";

На Объекте установлены предупреждающие и указательные знаки: в соответствии со ст.12 ФЗ "О частной охранной и детективной деятельности в РФ" на ограждении перед КПП №1 имеется предупреждающий текст о действии на объекте пропускного режима и условиях данного режима; текстовый знак "Посторонним вход запрещен", знаки дорожного движения в соответствии с согласованным с ОГИБДД УВД г.Сочи Проектом организации дорожного движения; графическая план-схема пожарной защиты; знаки пожарной и технической безопасности, предписывающие, указательные и эвакуационные знаки в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Метода испытания".

Вместе с тем, выполнить необоснованные требования Прокурора по обустройству "запретной зоны" и "полосы отчуждения" не представляется возможным, так как вплотную за ограждением Объекта со стороны <адрес> и <адрес> находятся тротуары и проезжие части дорог на земельных участках, являющихся муниципальной собственностью, а со стороны <адрес> и <адрес> за ограждением находятся земельные участки, здания и сооружения, являющиеся частной собственностью.

В настоящее время мероприятий по обеспечению безопасности строящегося олимпийского объекта, предусмотренные Приказом и законодательством Российской Федерации, Обществом выполнены в полном объеме.

Ответчик также указывает, что ранее проводилась проверка и при повторной проверке обнаружена нарушения, однако по результатам проверки, проведенной в декабре 2010 г. органами прокуратуры представление №2/53-16-12/201/3221 от 03.12.2010 г. об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности Объекта рассмотрено, все указанные нарушения незамедлительно полностью устранены Обществом.

Утверждение Прокурора о том, что при строительстве Объекта выявленные нарушения продолжают иметь место необоснованно, так как нарушения, указанные в представлении и в акте комиссионного обследования "ГК "Олимпстрой" от 19.04.2011 г. №286, не совпадают.

На объекте имеется и ведется служебная документация: журнал учета посетителей, журнал учета автотранспорта, ввоза (вывоза) материальных ценностей, журнал выдачи Охраной разовых пропусков, журнал инструктажей и проверок несения службы, книга приема и сдачи дежурства и др. В наличии имеется и иная документация в соответствии с утвержденным ГК "Олимпстрой" Перечнем необходимой документации, на КПП олимпийских объектов.

Акт комиссионного обследования ГК "Олимпстрой" от 19.04.2011 г. №286 уполномоченными сотрудниками ООО "Спорт-Инвест" или ООО "Юниверсити Плаза" не рассматривался и не подписывался, в адрес данных компаний не поступал, чем нарушены требования п.п. 3.6, 3.7 "Методики мониторинга состояния охраны олимпийских объектов, не включенных в перечень особо охраняемых олимпийских объектов", утвержденной Приказом ГК "Олимстрой" № 593 от 26.10.2010 г. "Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, не включенных в перечень особо охраняемых олимпийских объектов".

Так как данный акт составлен с существенными нарушениями вышеуказанной Методики, его нельзя принимать как доказательство наличия в действиях или бездействиях Общества нарушений требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящегося олимпийского объекта.

Изучив позиции сторон, материалы дела и представленные документы, суд не находит оснований для отказа в иске.

В соответствии с ч.2.1 ст.10 Федерального закона от 01.12.2007 №310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период организации Олимпийских игр и Паралимпийских игр обеспечение безопасности осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

В соответствии с п.20 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. №991, ООО "Спорт-Инвест" реализует полномочия ответственного исполнителя по строительству объекта: "Российский международный олимпийский университет и многофункциональный гостинично-рекреационный комплекс (проектные и изыскательские работы, строительство): учебно-административный корпус Российского международного олимпийского университета (1-й этап); гостинично-рекреационные корпуса в составе многофункционального гостинично-рекреационного комплекса, включающие 150 номеров категории 5 звезд и 200 номеров категории 4 звезды (2-й этап), (далее - "Российский международный олимпийский университет").

В соответствии с пп. "е", "з" п.1 Постановления Правительства РФ от 01.06.2009 г. №458 "Об обеспечении безопасности олимпийских объектов, предусмотренных Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, в период их строительства", организация охраны, обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности олимпийских объектов в период их строительства осуществляется ответственными исполнителями Программы.

Требования названных нормативных правовых актов ООО "Спорт-Инвест" не выполняются.

Как установлено проверкой, организация охраны указанного объекта не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям: отсутствуют указательные и предупредительные знаки, запретная зона, полоса отчуждения, тропа наряда вдоль ограждения, периметральная сигнализация, система охранного телевидения, площадка для осмотра транспорта, эстакада. Журнал учета автотранспорта, посетителей объекта не ведется.                 

Специальное оборудование, позволяющее выявить в материалах, оборудовании и конструкциях, поставляемых на строительные площадки радиационную, химическую, биологическую угрозу, взрывчатые вещества, а также предотвратить возможный провоз (пронос) отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, на указанных объектах олимпийского строительства не применяется.

Прокуратурой края в адрес ООО "Спорт Инвест" ранее, 03.12.2010 г., направлялось представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности. Согласно представленному ООО "Спорт-Инвест" 14.12.2010 г. ответу, выявленные нарушения были устранены.

Однако, как показала повторная проверка, при строительстве данного объекта выявленные нарушения продолжают иметь место. Данное обстоятельство подтверждается актом комиссионного обследования "ГК "Олимпстрой" от 19.04.2011 г. №286.

При этом суд обращает внимание, что в судебном разбирательстве установлены факт нерегулярность заполнения представленных ответчиком журналов учета пропускного режима граждан, автотранспорта, контроля качества получаемых материалов, а также отсутствие необходимого оборудования по контролю качества материалов, оборудования по требованиям их безопасности, периметральная система видеонаблюдения находится в стадии монтажа, указательные и предупреждающие знаки не в полном объеме доступны к обозрению третьими лицами.

Ссылка ответчика на недопустимость признания судом выводов прокурорской проверки строящегося объекта, ввиду его несоответствия "Методике мониторинга состояния охраны олимпийских объектов...", утвержденной Приказом "ГК "Олимпстрой", несостоятельны, поскольку положения о соблюдении данной методики не применяются к отношениям, связанным с осуществлением прокурором полномочий прокурорского надзора на основании Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 "О Прокуратуре РФ".

Невыполнение ООО "Спорт-Инвест" требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности строящегося олимпийского объекта свидетельствует об отсутствии ведомственного контроля со стороны руководства предприятия, не обеспечивает системности и комплексного использования специальных и иных мер противодействия терроризму; минимизации последствий проявления терроризма, сотрудничества государства с организациями в противодействии терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма, что заложено в принципах противодействия терроризму, предусмотренных п.п. 5,6,7,12 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

На основании вышеуказанных нормативных актов и установленных судом обстоятельств спора суд находит нарушения при определении ответственным исполнителем критериев соблюдения безопасности и антитеррористической защищенности строящегося олимпийского объекта, в том числе несоблюдение нормативных актов, регулирующих данные критерии, в чем видится принятие ответственным исполнителем своевольных, самовластных решений вместо тесного взаимодействия с Корпорацией, осуществляющей контрольные функции, предусмотренные Федеральным законом от 30.10.2007 №238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию г.Сочи как горноклиматического курорта".

Суд, учитывая все изложенное в совокупности, приходит к выводу, что доводы истца нашли свое подтверждение в судебном разбирательстве, в связи с чем исковые требования в полном объеме подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие ООО "Спорт-Инвест", выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства "Российский международный олимпийский университет и многофункциональный гостинично-рекреационный комплекс (проектные и изыскательские работы, строительство): учебно-административный комплекс Российского международного олимпийского университета (1-ый этап), гостинично-рекреационный корпуса в составе многофункционального гостично-рекреационного комплекса, включающие 150 номеров категории 5 звезд и 200 номеров категории 4 звезды (2-ой этап).

Обязать ООО "Спорт-Инвест" принять меры, направленные на обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности объекта олимпийского строительства "Российский международный олимпийский университет и многофункциональный гостинично-рекреационный комплекс (проектные и изыскательские работы, строительство): учебно-административный комплекс Российского международного олимпийского университета (1-ый этап), гостинично-рекреационный корпуса в составе многофункционального гостично-рекреационного комплекса, включающие 150 номеров категории 5 звезд и 200 номеров категории 4 звезды (2-ой этап)

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 05.07.2011 г.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200