Решение по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Дей Т.Н. об изъятии для федеральных нужд путем выкупа объекта недвижимого имущества



Страница из

дело 2-2972/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи

28.07.2011 г.           

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Дей Т.Н. об изъятии для федеральных нужд путем выкупа объекта недвижимого имущества - <адрес>

установил:

Истец - Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 год обратился в Центральный районный суд <адрес> с исковым заявлением об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа объект недвижимого имущества - <адрес>, находящуюся в собственности ответчика, посредством перечисления на его счет денежной суммы в размере 599076,91 рублей, обязав ответчика освободить объект недвижимого имущества.

В обоснование исковых требований истец указал, что п.п.3 п.1 Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 года № 1213-р в собственность Российской Федерации для федеральных нужд, изъяты жилые помещения, расположенные в <адрес>. Жилые помещения по данному адресу, указывает истец, попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательные работы, строительство)" в соответствии с Приказами Министерства Регионального развития РФ от 15.03.2010 года № 3-ОИ и от ДД.ММ.ГГГГ № 32-ОИ. Департаментом направлялось ответчику уведомление о принятом решении об изъятии, подготовлен проект соглашения с ним. Однако, указывает истец, ответчик до настоящего времени соглашение не подписал, предложения о внесении изменений в соглашение не представил. Нарушение ответчиком месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка ГК "Олимпстрой" в целях его дальнейшей передаче ОАО "Российские железные дороги" для строительства олимпийского объекта федерального значения.

Дей Т.Н. в рамках настоящего гражданского дела подала встречный иск к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о предоставлении жилого помещения не менее 42 кв.м и выплате компенсации.

В обоснование встречных исковых требований в заседании Дей Т.Н. указала, что в связи с тем, что им не подписано соглашение на получение денежной компенсации в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, по причине не соответствия указанной в соглашении выкупной цены действительной рыночной стоимости объектов недвижимости в Центральном районе города Сочи), Корпорацией был предложен перечень квартир для приобретения. Указывает, что совместно с ответчиком предприняты действия по подбору квартиры и выбрана <адрес>.

В судебном заседании представители истца Меличко Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, настаивали на их удовлетворении.

По встречному исковому заявлению представители ответчика - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года решение вопроса по существу относительно исковых требований оставили на усмотрение суда.

Участвующий в судебном заседании представитель третьего лица - ГК "Олимпстрой", по доверенности Николаева З.В. исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года поддержала, просил об их удовлетворении.

По встречному исковому заявление представитель ответчика - ГК "Олимпстрой" по доверенности Николаева З.В. исковые требования оставила на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - администрации города Сочи просил вынести решение на усмотрение суда, в назначенное судебное заседание не явился.

При этом лица, участвующие в деле в своих пояснениях не исключили возможность заключения трехстороннего соглашения о предоставлением равноценного жилого помещения в Центральном районе города Сочи взамен изымаемого.

Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации г.Сочи не усматривает нарушения прав несовершеннолетнего члена семьи собственника.

Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, представленные письменные доказательства, в их совокупности, находит исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года подлежащими частичному удовлетворению, встречные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Подпунктом 3 пункта 1 Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 года № 1213-р "Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийских объектов федерального значения" для федеральных нужд в собственность Российской Федерации изъяты жилые помещения, расположенные в <адрес>. Жилые помещения по данному адресу попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательные работы, строительство)" в соответствии с Приказами Министерства Регионального развития РФ от 15.03.2010 года № 3-ОИ и от 18.06.2010 года № 32-ОИ.

Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

Согласно п.32 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ОАО "Российские железные дороги".

В силу п.1.1. Положения о Департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 года № 497, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.

Согласно п.3.22 Положения, Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращении в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целя) размещения олимпийских объектов краевого значения.

В соответствии с п.18 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ от 01.12.2007 года "Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта" о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники земельных участков уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанного решения.

Как следует из материалов дела Департамент направил ответчику уведомление от 16.11.2010 года № 81-14124/10-05.1 о принятом решении об изъятии объекта недвижимого имущества.

Согласно п.21 ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием.

Материалами дела установлено, что ООО "КО-ИНВЕСТ" проведена оценка рыночной стоимости квартир, находящихся в многоквартирном <адрес>, расположенном по <адрес>, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, в том числе комнаты <адрес>, принадлежащей ответчику, а также убытков, причиненных изъятием.

Согласно отчету об оценке от февраля 2011 г. № 162/11, подготовленному ООО "КО-ИНВЕСТ", на который поступила положительная рецензия Рабочей группы Национального Совета по оценочной деятельности от 02.03.2011 года № РГИЗ-1993\11:

- рыночная стоимость квартиры, принадлежащей ответчику, составляет 125292 рублей:

- размер убытков, причинных ответчику изъятием квартиры, составляет 659549,91 рублей.

Факт принадлежности ответчику объекта недвижимого имущества подтверждается свидетельством о государственной регистрации права

В связи с этим, как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, Департаментом подготовлен проект соглашения с ответчиком

Пунктом 2 ст.2 соглашения предусмотрена выплата в размере 599076,91 рублей.

Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен 16.04.2011 года.

В соответствии с ч.1.1 ст.15.1 Федерального закона № 310-ФЗ при заключении соглашений, предусмотренных частью 25 статьи 15 указанного Федерального закона, по выбору граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, которые расположены на земельных участках, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов, взамен изымаемых жилых помещений им могут предоставляться другие жилые помещения в собственность с учетом особенностей, установленных статьей 15.1.

При этом при предоставлении гражданам взамен изымаемых объектов недвижимого имущества других объектов недвижимого имущества должны соблюдаться требования и особенности, предусмотренные статьями 15, 15.1 Федерального закона № 310-Ф3, относительно порядка предоставления и взаиморасчетов между сторонами.

При изъятии объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств Корпорации или полностью за счет средств других юридических лиц, Корпорацией на основании части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 310-ФЗ осуществляеторганизация строительства индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки и многоквартирных домов, а также объектов инженерной инфраструктуры, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории, и приобретениеиндивидуальных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных домах для предоставления гражданам взамен объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.

Таким образом, исходя из требований Федерального закона № 310-Ф3, граждане, у которых изымаются принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, вправе по своему выбору взамен изымаемых объектов недвижимого имущества: получить выкупную цену жилого помещения в размере, соответствующем отчету об оценке; получить другое жилое помещение, построенное либо приобретенное за счет средств Корпорации на основании части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ.

В целях реализации мероприятий в связи с изъятием жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого, в соответствии с требованиями ч.24 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ Департаменту необходимо подготовить проект соглашения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения на основании отчетов об оценке изымаемого имущества и предоставляемого согласно ч.27 ст.15 Закона.

Между тем, как установлено в судебном заседании, следует из представленных письменных доказательств, стороны пришли к тому, что взамен изымаемой жилой площади предложена <адрес>.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 30.10.2007 года № 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" целью деятельности Корпорации является осуществление контрольных функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией (строительство), организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта.

Согласно п.п.1.1. п.3 ст.3 Федерального закона от 30.10.2007 года № 238-Ф3 ГК "Олимпстрой" для достижения целей своей деятельности, помимо прочих осуществляет функции по приобретению в собственность жилых помещений в многоквартирных жилых домах для их последующего предоставления гражданам взамен изымаемых в федеральную собственность для федеральных нужд земельных участков, расположенных на них индивидуальных жилых домов или жилых помещений в многоквартирных жилых домах.

Таким образом, суд считает, что достигнутые договоренности между сторонами правоотношений, а также ГК "Олдимпстрой" о предоставлении иного жилого помещения, взамен изымаемого, обоснованно направлено в том числе ГК "Олимпстрой" - организацию, уполномоченную от имени Российской Федерации на осуществление данных функций специальным федеральным законом.

По своей правовой природе соглашение в порядке ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ является гражданско-правовой сделкой, заключение которой осуществляется по правилам, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом № 310-ФЗ.

Применительно к настоящему спору вручение соглашения является в силу ч.1 ст.435 Гражданского кодекса РФ офертой, то есть предложением, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим сделку в случае принятия предложения акцептантом.

Соглашение подписано как Департаментом, так и Корпорацией, то есть органами, которые действуют в отношениях от имени Российской Федерации.

В то же время предъявление требования в адрес уполномоченного органа заявления о предоставлении вместо денежной компенсации иного жилого помещения, соразмерного изымаемому, согласно ст.443 Гражданского кодекса РФ является акцептом на иных условиях или новой офертой.

С учётом правил п.1.1. ст.15.1 Федерального закона № 310-ФЗ поданное предложение уполномоченному органу оферта является для него обязательнойв силу публичного характера деятельности Корпорации, подчинённого нормам Федерального закона № 310-ФЗ.

В судебном заседании ГК "Олимпстрой" подтвердил свою готовность по рассмотрению вопроса о приобретении для нее <адрес>.

Судом учитывается, что при предоставлении гражданам взамен изымаемых объектов недвижимого имущества других объектов недвижимого имущества должны соблюдаться требования и особенности, предусмотренные ст.ст.15, 15.1 Федерального закона № 310-ФЗ, относительно порядка предоставления и взаиморасчетов между сторонами.

Предоставление Корпорацией квартиры осуществляется путем заключения трехстороннего соглашения, предусматривающего предоставление взамен изымаемых жилых помещений иных жилых помещений в соответствии с условиями указанного соглашения.

В силу части 31.1 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ в случае, если на день принятия судом решения об изъятии жилого помещения в целях размещения олимпийского объекта строительство жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого, не завершено, гражданин подлежит переселению в жилое помещение маневренного фонда, формируемого в порядке, установленном частью 4.1 настоящей статьи.

Постановлением Главы администрации города Сочи от 06.05.2009 года № 159 сформирован маневренный фонд в жилом <адрес>.

Таким образом, действующее законодательство не исключает осуществления изъятия у ответчицы принадлежащей ей комнаты <адрес>, посредством предоставления ей иного жилья в многоквартирном доме взамен изымаемой квартиры, в том числе с условием проживания в жилом помещении маневренного фонда до момента возникновения у ГК "Олимпстрой" юридической и фактический возможности предоставить ей в собственность иное жилье.

В соответствии с п.31 ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение не заключено в течение месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества.

Пунктом 33 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ от 01.12.2007 года "Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта" установлено, что решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного,руководствуясь ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Дей Т.Н. об изъятии для федеральных нужд путем выкупа объекта недвижимого имущества - <адрес> - удовлетворить частично.

Изъять для федеральных нужд объект недвижимого имущества - <адрес>, принадлежащую на праве собственности Дей Т.Н..

Обязать Дей Т.Н. освободить объект недвижимого имущества - <адрес>, от иных лиц и от движимого имущества.

В остальной части исковых требований отказать.

Встречное исковое заявление Дей Т.Н. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ГК "Олимпстрой" о передаче в собственность жилого помещения взамен изымаемого -удовлетворить.

Признать за Дей Т.Н. право требования приобретения квартиры взамен изымаемой.

Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, Государственную корпорацию по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта заключить с Дей Т.Н. трехстороннее соглашение с предоставлением равноценного жилого помещения в Центральном районе города Сочи взамен изымаемого.

Прекратить право собственности Дей Т.Н. на <адрес>.

В соответствии с п.33 ст.15 Федерального закона №310-ФЗ от 01.12.2007 г. "Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта" решение в части изъятия объекта недвижимого имущества привести к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме.

мотивированное решение составлено 02.08.2011 г.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200