Решение по иску прокурора Центрального района г.Сочи в интересах Российской Федерации к администрации г.Сочи, администрации Центрального района г.Сочи, Кульбаеву С.В. о признании недействительным постановления органа местного самоуправлен



стр. из

дело 2-3028/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г.Сочи                                    

27.07.2011 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г.Сочи в интересах Российской Федерации к администрации г.Сочи, администрации Центрального района г.Сочи, Кульбаеву С.В. о признании недействительным постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка на условиях аренды, признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности ничтожной сделки,

установил:

Прокурор Центрального района г.Сочи обратился в суд с заявлением к администрации г.Сочи, администрации Центрального района г.Сочи и Кульбаеву СВ. о признании недействительным постановления главы администрации Центрального района г.Сочи от 19.11.2007 г. №089 "О предоставлении Кульбаеву СВ. в аренду на 5 лет земельного участка в квартале жилой застройки по <адрес> для индивидуального жилищного строительства", признании недействительным заключенного между муниципальным образованием город-курорт Сочи и Кульбаевым СВ. договора аренды №493000013 от 25.12.2007 г. указанного земельного участка с кадастровым номером и применении последствий недействительности ничтожной сделки. В обоснование своих требований прокурор указал, распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 24.05.2010 г. №380-р в целях размещения олимпийского объекта федерального значения указанный земельный участок изъят путем прекращения права аренды Кульбаева СВ. Спорный земельный участок располагается во второй зоне округа горносанитарной охраны города-курорта Сочи, относится к землям особо охраняемых природных территорий и является федеральной собственностью. Считает, что администрация Центрального района г.Сочи не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком, являющимся федеральной собственностью.

В судебном заседании прокурор Савченко В.Н. исковые требования поддержал в полном объеме, уточнил, что при применении последствий недействительности сделки земельный участок подлежит возврату в муниципальную собственность, просил суд их удовлетворить.

Представитель Кульбаева С.В. - адвокат в порядке ст.50 ГПК РФ Еремян М.Л. просила суд принять законное решение.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации г.Сочи, администрации Центрального района г.Сочи Круглов К.М. исковые требования не признал, просила суд в удовлетворении требований отказать.

Представитель третьего лица ГК "Олимпстрой" Исламова Д.М., представитель ФГЦ ДСД "Черноморье", представитель Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 г. Лазарев А.В. подержали требования прокурора, просили суд заявленные требования удовлетворить.

Представители третьих лиц - Управления Росеестра по Краснодарскому краю, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по краснодарскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, что не является препятствием к рассмотрению дела по правилам ст.167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы лиц, участвующих в деле, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Как усматривается из материалов гражданского дела, постановлением главы администрации Центрального района г.Сочи №089 от 19 ноября 2007 г. Кульбаеву СВ. предоставлен для индивидуального жилищного строительства в аренду на 5 лет, сроком до 19 декабря 2012 г., земельный участок площадью 615 кв.м с кадастровым номером по <адрес> во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, категория земель - земли населенных пунктов. 25 декабря 2007 г. между Кульбаевым СВ. и администрацией Центрального района г.Сочи заключен договор аренды данного земельного участка.

Суд делает вывод, что спорный земельный участок предоставлен органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи из состава земель, относящихся к федеральной собственности на момент его предоставления и заключения договора аренды, и не в пределах предоставленной ему компетенции, в связи с чем находит правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст.17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Согласно п.6 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (в редакции от 04.12.2006 г. №201-ФЗ, действовавшей на момент заключения первой сделки).

На основании ст.3 Федерального закона №26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно ст.4 указанного Федерального закона Правительство РФ устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона.

Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 г. №591-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994 г. №1470 "О природных ресурсах Черного и Азовского морей", федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

На основании Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

В соответствии с Приложением к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. №3020-1 "Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности": охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение (п.2).

Таким образом, земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения - в границах санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения, являются федеральной собственностью в силу Федерального закона "Об особо охраняемых территориях".

Как следует из договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , а также кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок площадью 615 кв.м с кадастровым номером расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта.

Согласно п.2 ст.11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления не осуществляется управление земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Положения ст.13 ГК РФ предусматривают, что для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и как следствие нарушение интересов субъекта права, в данном случае Российской Федерации.

В силу ч.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с ч.1 ст.209 Гражданского кодекса РФ право распоряжения имуществом принадлежит собственнику.

На основании вышеизложенных положений закона, земельный участок находился в федеральной собственности на момент заключения сделки, то есть на момент его предоставления и заключения договора аренды, и предоставлен органом местного самоуправления муниципального образования город-курорт Сочи из состава земель, не относящихся к муниципальной собственности.

В связи с этим судом сделан вывод о том, что сделку (договор аренды) по распоряжению спорными земельными участками в силу ст.168 Гражданского кодекса РФ также следует считать недействительной (ничтожной) как противоречащую ст.209, ст.218 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем она не может служить основанием для перехода права аренды к арендатору.

Между тем, в настоящий момент, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2008 г. №244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" спорный земельный участок относится к муниципальной собственности.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать постановление главы администрации Центрального района г.Сочи от 19.11.2007 г. №089 "О предоставлении Кульбавеву С.В. в аренду на 5 лет земельного участка в квартале жилой застройки по <адрес> для индивидуального жилищного строительства" недействительным.

Признать недействительным (ничтожным) заключенный 25.12.2007 г. между муниципальным образованием город-курорт Сочи и Кульбаевым С.В. договор аренды №493000013 от 25.12.2007 г. земельного участка площадью 615 кв.м с кадастровым номером из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, участок .

Применить последствия недействительности сделки, обязав Кульбаева С.В. возвратить земельный участок площадью 615 кв.м с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, участок в муниципальную собственность.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней со дня составления решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.08.2011 г.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200