Решение по исковому заявлению Захаровой Л.В. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочную трудовую пенсию



к делу № 2-3327\2011

                                     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи                                                                                                                  04 августа 2011 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Карибове В.И.,

с участием истца Захаровой Л.В.,

представителей ответчика Умрихина А.В., Коротаева С.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Захаровой Л.В. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Захарова Л.В. обратилась в Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края с исковым заявлением о признании за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязав ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы с 01.09.1987 года по 27.08.1988 года, с 01.09.1988 года по 28.02.1990 года, с 07.10.1992 года по 30.04.1993 года, с 01.05.1993 года по 31.08.1993 года, с 01.01.2001 года по настоящее время, назначив пенсию с 05.03.2010 года.

В обоснование исковых требований истец указала, что Решением комиссии от 21.04.2010 года (выписка из протокола №15/96) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - управления пенсионного фонда в городе Сочи ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, не включены периоды работы: с 01.09.1987 года по 27.08.1988 года и с 01.09.1988 года по 28.02.1990 года в должности аккомпаниатора в детской спортивной школе № 5, так как наименование должности не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 и Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781; с 07.10.1992 года по 30.04.1993 года -период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет; с 01.05.1993 года по 31.08.1993 года - период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; с 01.01.2001 года по 05.03.2010 годав должности преподавателя по классу фортепиано в МОУ ДОД Детской музыкальной школе № 2, так как на 01.01.2001 года не имеется 16 лет 8 месяцев стажа по осуществлению педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей, что не соответствует Постановлению № 781 от 29.10.2002 года.

Считая решение комиссии неправомерным, Захарова Л.В. обратилась в суд.

В судебном заседании Захарова Л.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представители ответчика - Государственного учрежденияУправления пенсионного фонда РФ в Центральном районе города Сочи, по доверенности Умрихин А.В. и Коротаев С.П., в судебном заседании исковые требования не признали, полностью поддержав позицию, изложенную в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Сочи. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.        

Выслушав доводы и возражения сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Согласно ст.ст.1,2 Трудового Кодекса РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ - основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений, признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, равенство прав и возможностей работников.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

        В целях обеспечения правильного применения положения Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» п. 9 указал, что «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал)».

Как видно из записей трудовой книжки Захаровой Л.В., с 01.09.1981 года она начала работать преподавателем фортепиано до 26.08.1986 года в Дагомысской детской музыкальной школе, с 10.09.1986 года по 11.08.1987 года работала в детских яслях № 80 музыкальным руководителем.

При этом, характер ее деятельности на данном месте работы по сравнению с яслями и детской музыкальной школой не изменился. По характеру деятельности должность аккомпаниатора является педагогической деятельностью с детьми в детских спортивных школах и функциональные обязанности истицы не отличались от характера и детского учреждения, которые включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

С 01.09.1988 года по 28.02.1990 года Захарова Л.В. работала концертмейстером в детской музыкальной школе. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 детские музыкальные школы внесены в утвержденный список педагогических учреждений.

В период времени 07.10.1992 года по 30.04.1993 года Захарова Л.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком. Дата рождения ребенка - 31.10.1991 год.

До вступления в законную силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В период нахождения в отпуске по уходу за ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 01.12.1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы повсеместно увеличилась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Учитывая, что статьи 6 (ч.2),15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

01.01.2001 года Захарова Л.В. поступила на работу в МОУ ДОД Детская музыкальная школа № 2 на должность преподавателя по классу фортепиано, где и продолжает работать по настоящее время, что подтверждается представленными письменными доказательствами.

За периоды работы истицы в детских образовательных учреждениях вся ее деятельность была непосредственно связана с обучением и воспитанием детей дошкольного и младшего школьного возраста. В соответствии с должностной инструкцией обучала детей музыке. Успешно проходила аттестацию по занимаемой должности, присвоена вторая квалификационная категория (приказ № 17 от 18.04.2008 года).

Таким образом, работа истицы по занимаемым должностям непосредственно была связана с обучением и воспитанием детей. Выполняла в полном объеме норму часов за ставку заработной платы - 18 часов в неделю.

          В соответствии с положением ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 года №3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

         Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами и названиями образовательных учреждений.

         В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на назначение досрочной пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Статья 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование.

Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения обеспечиваются, в частности, вытекающими из статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров (статья 43, часть 5, Конституции Российской Федерации).

В основе международно - правовых стандартов в сфере образования и труда учителей также лежат равенство всех перед законом (статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала (ст.ст.9,13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Реализуя эти принципы, статья 132 Рекомендации ЮНЕСКО о положении учителей от 05.10.1966 года прямо указывает, что пенсионные права, полученные учителями на службе в системе каких-либо органов просвещения в стране, сохраняются при переводе на службу в любую другую систему в той же стране.

Закон Российской Федерации "Об образовании" предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно - правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций (статья 11.1).

Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (п.5 ст.55).

В силу статей 4 (ч.2) и 15 (ч.ч.1,4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (ч.1,3 ст.115 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, отказывая в назначении пенсии Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи не учел, что федеральное законодательство не установило ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, и досрочная трудовая пенсия по старости назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений, с которыми истица состоит в трудовых отношениях.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, период с 01.05.1993 года по 31.08.1993 года - период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, суд учитывает, что в соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                               РЕШИЛ:

Исковое заявление Захаровой Л.В. к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочную трудовую пенсию - удовлетворить частично.

Признать за Захаровой Л.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать комиссию по назначению пенсии Управления Пенсионного фонда РФ в городе Сочи засчитать Захаровой Л.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы: 01.09.1987 года по 27.08.1988 года в должности аккомпаниатора в детской спортивной школе № 5; 01.09.1988 года по 28.02.1990 года в должности концертмейстера в детской музыкальной школе; 07.10.1992 года по 30.04.1993 года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет; 01.01.2001 года по 05.03.2010 года в должности преподавателя по классу фортепиано в МОУ ДОД Детской музыкальной школе № 2.

Трудовую пенсию назначить с момента обращения, с 05.03.2010 года.

В остальной части исковых требований отказать.

       Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части.

Председательствующий судья                                                                             С.В.Качур

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 09.08.2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200