Страница из дело 2-2980/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Сочи 28.07.2011 г. Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Качур С.В., при секретаре судебного заседания Горбенко К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Кошубяк Д.В. об изъятии для федеральных нужд путем выкупа объекта недвижимого имущества - <адрес> установил: Истец - Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 год обратился в Центральный районный суд г.Сочи с исковым заявлением об изъятии в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа объект недвижимого имущества - <адрес>, находящуюся в собственности ответчика, посредством перечисления на его счет денежной суммы в размере 1874313 рубль 42 копеек, обязав ответчика освободить объект недвижимого имущества. В обоснование исковых требований истец указал, что п.п.3 п.1 Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 года № 1213-р в собственность Российской Федерации для федеральных нужд, изъяты жилые помещения, расположенные в <адрес>. Жилые помещения по данному адресу, указывает истец, попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательные работы, строительство)" в соответствии с Приказами Министерства Регионального развития РФ от 15.03.2010 года № 3-ОИ и от 18.06.2010 года № 32-ОИ. Департаментом направлялось ответчику уведомление о принятом решении об изъятии, подготовлен проект соглашения с ним. Однако, указывает истец, ответчик до настоящего времени соглашение не подписал, предложения о внесении изменений в соглашение не представил. Нарушение ответчиком месячного срока на подписание соглашения в связи с изъятием недвижимого имущества препятствует предоставлению земельного участка ГК "Олимпстрой" в целях его дальнейшей передаче ОАО "Российские железные дороги" для строительства олимпийского объекта федерального значения. Кошубяк Д.В. в лице законного представителя Кошубяк В.А. в рамках настоящего гражданского дела подал встречный иск к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года о предоставлении конкретного жилого помещения <адрес> В обоснование встречных исковых требований в заседании законный представитель истца указал, что в связи с тем, что им не подписано соглашение на получение денежной компенсации в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения, по причине не соответствия указанной в соглашении выкупной цены действительной рыночной стоимости объектов недвижимости в Центральном районе города Сочи), Корпорацией был предложен перечень квартир для приобретения. Указывает, что совместно с ответчиком предприняты действия по подбору квартиры и выбрана <адрес>, в <адрес>. В судебном заседании представители истца Лазарев А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, настаивали на их удовлетворении. По встречному исковому заявлению представители ответчика - Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года решение вопроса по существу относительно исковых требований оставили на усмотрение суда. Участвующий в судебном заседании представитель третьего лица - ГК "Олимпстрой", по доверенности Николаева З.В. исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года поддержала, просил об их удовлетворении. По встречному исковому заявление представитель ответчика - ГК "Олимпстрой" по доверенности Никорлаева З.В. исковые требования оставила на усмотрение суда. Представитель третьего лица - администрации города Сочи, в назначенное судебное заседание не явился. При этом лица, участвующие в деле в своих пояснениях не исключили возможность заключения трехстороннего соглашения о предоставлением равноценного жилого помещения в Центральном районе города Сочи взамен изымаемого. Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации г.Сочи не усматривает нарушения прав несовершеннолетнего собственника. Суд, выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, представленные письменные доказательства, в их совокупности, находит исковые требования Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года подлежащими частичному удовлетворению, встречные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Подпунктом 3 пункта 1 Распоряжения Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010 года № 1213-р "Об изъятии объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийских объектов федерального значения" для федеральных нужд в собственность Российской Федерации изъяты жилые помещения, расположенные в <адрес>. Жилые помещения по данному адресу попадают в границы размещения олимпийского объекта федерального значения "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательные работы, строительство)" в соответствии с Приказами Министерства Регионального развития РФ от 15.03.2010 года № 3-ОИ и от 18.06.2010 года № 32-ОИ. Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия: подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения; обращение в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. Согласно п.32 Программы строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года № 991, ответственным исполнителем по указанному олимпийскому объекту является ОАО "Российские железные дороги". В силу п.1.1. Положения о Департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, утвержденного Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.06.2008 года № 497, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края. Согласно п.3.22 Положения, Департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращении в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков и (или расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целя) размещения олимпийских объектов краевого значения. В соответствии с п.18 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ от 01.12.2007 года "Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта" о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники земельных участков уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанного решения. Как следует из материалов дела Департамент направил ответчику уведомление от 16.11.2010 года № 81-14124/10-05.1 о принятом решении об изъятии объекта недвижимого имущества. Согласно п.21 ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям указанных объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием, после принятия решения об изъятии указанных объектов недвижимого имущества администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией заключает договор с оценщиком на проведение оценки указанных объектов недвижимого имущества и убытков, причиненных таким изъятием. Материалами дела установлено, что ООО "КО-ИНВЕСТ" проведена оценка рыночной стоимости квартир, находящихся в многоквартирном <адрес>, расположенном по <адрес>, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, в том числе <адрес>, принадлежащей ответчику, а также убытков, причиненных изъятием. Согласно отчету об оценке от февраля 2011 г. № 162/11, подготовленному ООО "КО-ИНВЕСТ", на который поступила положительная рецензия Рабочей группы Национального Совета по оценочной деятельности от 02.03.2011 года № РГИЗ-1993\11: - рыночная стоимость квартиры, принадлежащей ответчику, составляет 416535 рублей: - размер убытков, причинных ответчику изъятием квартиры, составляет 1457778,42 рублей. Факт принадлежности ответчику <адрес> подтверждается договором дарения квартиры от 16.05.1997 года, зарегистрированным в Сочинском БТИ за № 2401 от 16.05.1997 года. В связи с этим, как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, Департаментом подготовлен проект соглашения с ответчиком Пунктом 2 ст.2 соглашения предусмотрена выплата в размере 1874313,42 рубля. Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения вручен 06.04.2011 года. В соответствии с ч.1.1 ст.15.1 Федерального закона № 310-ФЗ при заключении соглашений, предусмотренных частью 25 статьи 15 указанного Федерального закона, по выбору граждан, являющихся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, которые расположены на земельных участках, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов, взамен изымаемых жилых помещений им могут предоставляться другие жилые помещения в собственность с учетом особенностей, установленных статьей 15.1. При этом при предоставлении гражданам взамен изымаемых объектов недвижимого имущества других объектов недвижимого имущества должны соблюдаться требования и особенности, предусмотренные статьями 15, 15.1 Федерального закона № 310-Ф3, относительно порядка предоставления и взаиморасчетов между сторонами. При изъятии объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств Корпорации или полностью за счет средств других юридических лиц, Корпорацией на основании части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 310-ФЗ осуществляеторганизация строительства индивидуальных жилых домов, жилых домов блокированной застройки и многоквартирных домов, а также объектов инженерной инфраструктуры, предусмотренных утвержденным проектом планировки территории, и приобретениеиндивидуальных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных домах для предоставления гражданам взамен объектов недвижимого имущества, изымаемых в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. Таким образом, исходя из требований Федерального закона № 310-Ф3, граждане, у которых изымаются принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, вправе по своему выбору взамен изымаемых объектов недвижимого имущества: получить выкупную цену жилого помещения в размере, соответствующем отчету об оценке; получить другое жилое помещение, построенное либо приобретенное за счет средств Корпорации на основании части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ. В целях реализации мероприятий в связи с изъятием жилого помещения путем предоставления иного жилого помещения взамен изымаемого, в соответствии с требованиями ч.24 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ Департаменту необходимо подготовить проект соглашения в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения на основании отчетов об оценке изымаемого имущества и предоставляемого согласно ч.27 ст.15 Закона. Между тем, как установлено в судебном заседании, следует из представленных письменных доказательств, стороны пришли к тому, что взамен изымаемой жилой площади предложена <адрес>. В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 30.10.2007 года № 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" целью деятельности Корпорации является осуществление контрольных функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, управленческих и иных общественно полезных функций, связанных с инженерными изысканиями при строительстве, с проектированием, со строительством и с реконструкцией (строительство), организацией эксплуатации объектов, необходимых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также для развития города Сочи как горноклиматического курорта. Согласно п.п.1.1. п.3 ст.3 Федерального закона от 30.10.2007 года № 238-Ф3 ГК "Олимпстрой" для достижения целей своей деятельности, помимо прочих осуществляет функции по приобретению в собственность жилых помещений в многоквартирных жилых домах для их последующего предоставления гражданам взамен изымаемых в федеральную собственность для федеральных нужд земельных участков, расположенных на них индивидуальных жилых домов или жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Таким образом, суд считает, что достигнутые договоренности между сторонами правоотношений, а также ГК "Олдимпстрой" о предоставлении иного жилого помещения, взамен изымаемого, обоснованно направлено в том числе ГК "Олимпстрой" - организацию, уполномоченную от имени Российской Федерации на осуществление данных функций специальным федеральным законом. По своей правовой природе соглашение в порядке ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ является гражданско-правовой сделкой, заключение которой осуществляется по правилам, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, с особенностями, установленными Федеральным законом № 310-ФЗ. Применительно к настоящему спору вручение соглашения является в силу ч.1 ст.435 Гражданского кодекса РФ офертой, то есть предложением, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим сделку в случае принятия предложения акцептантом. Соглашение подписано как Департаментом, так и Корпорацией, то есть органами, которые действуют в отношениях от имени Российской Федерации. В то же время предъявление требования в адрес уполномоченного органа заявления о предоставлении вместо денежной компенсации иного жилого помещения, соразмерного изымаемому, согласно ст.443 Гражданского кодекса РФ является акцептом на иных условиях или новой офертой. С учётом правил п.1.1. ст.15.1 Федерального закона № 310-ФЗ поданное предложение уполномоченному органу оферта является для него обязательнойв силу публичного характера деятельности Корпорации, подчинённого нормам Федерального закона № 310-ФЗ. В судебном заседании ГК "Олимпстрой" подтвердил свою готовность по рассмотрению вопроса о приобретении для нее <адрес>. Судом учитывается, что при предоставлении гражданам взамен изымаемых объектов недвижимого имущества других объектов недвижимого имущества должны соблюдаться требования и особенности, предусмотренные ст.ст.15, 15.1 Федерального закона № 310-ФЗ, относительно порядка предоставления и взаиморасчетов между сторонами. Предоставление Корпорацией квартиры осуществляется путем заключения трехстороннего соглашения, предусматривающего предоставление взамен изымаемых жилых помещений иных жилых помещений в соответствии с условиями указанного соглашения. В силу части 31.1 статьи 15 Федерального закона № 310-ФЗ в случае, если на день принятия судом решения об изъятии жилого помещения в целях размещения олимпийского объекта строительство жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого, не завершено, гражданин подлежит переселению в жилое помещение маневренного фонда, формируемого в порядке, установленном частью 4.1 настоящей статьи. Постановлением Главы администрации города Сочи от 06.05.2009 года № 159 сформирован маневренный фонд в жилом <адрес>. Таким образом, действующее законодательство не исключает осуществления изъятия у ответчицы принадлежащей ей <адрес>, посредством предоставления ей иного жилья в многоквартирном доме взамен изымаемой квартиры, в том числе с условием проживания в жилом помещении маневренного фонда до момента возникновения у ГК "Олимпстрой" юридической и фактический возможности предоставить ей в собственность иное жилье. В соответствии с п.31 ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ в случае, если соглашение не заключено в течение месяца со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества и об освобождении указанных объектов недвижимого имущества. Пунктом 33 ст.15 Федерального закона № 310-ФЗ от 01.12.2007 года "Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта" установлено, что решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов подлежит немедленному исполнению. На основании изложенного,руководствуясь ст.15 Федерального Закона № 310-ФЗ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года к Кошубяк Д.В. об изъятии для федеральных нужд путем выкупа объекта недвижимого имущества - <адрес> - удовлетворить частично. Изъять для федеральных нужд объект недвижимого имущества - <адрес>, принадлежащую на праве собственности Кошубяк Д.В.. Обязать Кошубяк Д.В. освободить объект недвижимого имущества - <адрес>, от иных лиц и от движимого имущества. В остальной части исковых требований отказать. Встречное исковое заявление Кошубяк Д.В. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, ГК "Олимпстрой" о передаче в собственность жилого помещения взамен изымаемого - удовлетворить. Признать за Кошубяк Д.В. право требования приобретения квартиры взамен изымаемой. Обязать Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, Государственную корпорацию по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта заключить с Кошубяк Д.В. трехстороннее соглашение с предоставлением равноценного жилого помещения в Центральном районе города Сочи взамен изымаемого. Прекратить право собственности Кошубяк Д.В. на <адрес> В соответствии с п.33 ст.15 Федерального закона №310-ФЗ от 01.12.2007 г. "Об организации и о проведении XXII Олимпийских Зимних Игр и XI Паралимпийских Зимних Игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта" решение в части изъятия объекта недвижимого имущества привести к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме. Мотивированное решение составлено 02.08.2011 г. Председательствующий