К делу № 2-4574/11 Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ город Сочи Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего Ващенко Н.П. при секретаре Коржемановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оникиенко В.А. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи Краснодарского края» о понуждении засчитать время нахождения на военной службе в стаж по специальности врача скорой помощи, понуждении повторно определить право на назначении пенсии, УСТАНОВИЛ: Оникиенко В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Сочи о досрочном назначении трудовой пенсии по старости с 18.05.2010 года, включении в специальный стаж для права на досрочную пенсию периодов службы по контракту с 20.08.1980 года по 24.06.1982 года в Вооруженных силах СССР слушателем Военно-медицинского факультета при Горьковском медицинском институте; с 25.06.1982 года по 29.06.1983 года в Вооруженных силах СССР в должности начальника медицинской службы, начальника медицинского пункта 1051 отдельного учебного автомобильного батальона танковой дивизии КДВО. 18.05.2010 года Оникиенко В.А. обратился в пенсионный орган с письменным заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Центральном районе города Сочи от 14.02.2011 года ему было отказано в назначении досрочной пенсии, ввиду отсутствия требуемого специального стажа, так как требуется не менее 30 лет лечебной деятельности, а документально подтверждено 27 лет 02 месяца 00 дней. Основанием к отказу послужило то, что документально не подтверждены периоды работы истца: с 20.08.1980 года по 24.06.1982 года в Вооруженных силах СССР слушателем Военно-медицинского факультета при Горьковском медицинском институте; с 25.06.1982 года по 29.06.1983 года в Вооруженных силах СССР в должности начальника медицинской службы, начальника медицинского пункта 1051 отдельного учебного автомобильного батальона 27 учебной танковой дивизии КДВО, так как наименование должности и учреждения не предусмотрено Списками, утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 и от 22.10.2002 года № 781. Без указанных периодов работы стажа для назначения пенсии по старости досрочно, недостаточно. Считая, что его право на социальное обеспечение нарушено, Оникиенко В.А. и обратился в суд. В судебном заседании Оникиенко В.А. настаивал на заявленных требованиях, просил их удовлетворить в полном объеме, приводя доводы, изложенные в заявлении. Представитель пенсионного органа Щербина Н.Ю. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований Оникиенко В.А. и просил суд отказать истцу в их удовлетворении, ссылаясь на решение комиссии. Выслушав доводы сторон, исследовав и оценив в соответствии со статьей 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного ими доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Оникиенко В.А. по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Из трудовой книжки усматривается, что Оникиенко В.А. по профессии врач (л.д.7-11). В период с 20.08.1980 года по 03.08.1984 года проходил службу в рядах Советской Армии врачом. В настоящее время работает врачом скорой медицинской помощи (л.д.11). В соответствии с положениями пп.20 п.1 ст.27 федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, в наименовании должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии, указаны должности врачей-специалистов всех наименований. При этом в соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, в стаж работы на общих основаниях засчитывается также работа в должностях, указанных в Списке, в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года, в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года №464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 указанного Постановления. Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, также предусмотрены должности врачей-специалистов всех наименований. Кроме того, Правилами, утвержденными тем же Постановлением Правительства РФ, также предусмотрена возможность зачета в специальный стаж периода работы в должностях, указанных в Списке, в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности. В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 года №464 указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности. При этом согласно тексту Постановления от 06.09.1991 года №464 в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов. В соответствии с п. 29 гл.3 Руководства по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил РФ на мирное время, утвержденным приказом начальника Тыла заместителем Министра обороны РФ от 15.01.2001 года № 1, начальник медицинского пункта является командиром медицинской роты и отвечает за проведение лечебно-профилактических мероприятий и осуществление медицинского контроля за условиями жизнедеятельности личного состава полка, снабжение полка медицинской техникой и имуществом, состояние и работу всех функциональных подразделений медицинского пункта. Как установлено судом первой инстанции, истец в период с 20.08.1980 года по 03.08.1984 года проходил службу в рядах Советской Армии врачом, в частности, в период с 20.08.1980 года по 24.06.1982 года в Вооруженных силах СССР являлся слушателем Военно-медицинского факультета при Горьковском медицинском институте; с 25.06.1982 года по 29.06.1983 года в Вооруженных силах СССР занимал должность начальника медицинской службы, начальника медицинского пункта 1051 отдельного учебного автомобильного батальона 27 учебной танковой дивизии КДВО. Разрешая требования Оникиенко В.А. о включении в его специальный стаж оспариваемых периодов работы, суд пришел к выводу об их удовлетворении и включении в специальный стаж истца, поскольку установил, что выполняемые Оникиенко В.А. обязанности в указанные спорные периоды полностью отражают лечебную деятельность истца. Более того, отсутствие наименования должности и учреждения в Списках не может ограничивать право на назначение пенсии на льготных условиях. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики и условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по профессии, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждения, в котором он работал) суд считает, что заявленные Оникиенко В.А. требования подлежат удовлетворению, следовательно, оспариваемые периоды работы необходимо зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией и днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления. Таким образом, доводы представителя ответчика о том, что право на трудовую пенсию у Оникиенко В.А. возникнет с момента вступления в законную силу решения суда, необоснованны, и противоречат действующему законодательству, так как Оникиенко В.А., получив отказ о назначении трудовой пенсии, воспользовался своим конституционном правом на судебную защиту и его обращение в суд мотивировалось установлением конкретных обстоятельств, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии. Как установлено судом, Оникиенко В.А. обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Центральном районе города Сочи 18.05.2010 года. С учетом периода его работы, включенного пенсионным органом в специальный трудовой стаж, продолжительностью 27 лет 02 месяца 00 дней, и спорных периодов, засчитанных судом, на момент требования заявителя, то есть 18.05.2010 года, специальный стаж Оникиенко В.А. превышает необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с занятостью лечебной деятельностью по охране здоровья населения, то есть более 30 лет. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Оникиенко В.А. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сочи Краснодарского края» о понуждении засчитать время нахождения на военной службе в стаж по специальности врача скорой помощи, понуждении повторно определить право на назначении пенсии, удовлетворить. Признать за Оникиенко В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на досрочную пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения. Обязать комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи засчитать Оникиенко В.А. в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, периоды работы с 20.08.1980 года по 24.06.1982 года в Вооруженных силах СССР в качестве слушателя Военно-медицинского факультета при Горьковском медицинском институте; с 25.06.1982 года по 29.06.1983 года в Вооруженных силах СССР в должности начальника медицинской службы, начальника медицинского пункта 1051 отдельного учебного автомобильного батальона 27 учебной танковой дивизии КДВО. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского края назначить досрочную трудовую пенсию по старости Оникиенко Владимиру Анатольевичу с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи о назначении пенсии, то есть с 18.05.2010 года. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней. Председательствующий Н.П. Ващенко