К делу № 2-4545/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ город Сочи Центральный районный суд города Сочи в составе: председательствующего Ващенко Н.П. при секретаре Коржемановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Первого заместителя прокурора Краснодарского края-прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании пункта 2.1 Приложения №2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 года №60-р, УСТАНОВИЛ: Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд города Сочи с заявлением о признании незаконным пункта 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи», которым определены полномочия рабочей группы по выявлению лиц, проживающих жилых помещениях при отсутствии правовых оснований, просил также отменить пункт 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи», которым определены полномочия рабочей группы по выявлению лиц, проживающих в жилых помещениях, при отсутствии правовых оснований. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Сочи в ходе проверки законности правовых актов, издаваемых органами местного самоуправления, установлено, что распоряжением Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи» утверждено положение о рабочей группе по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи -приложение № 2. Пунктом 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р к функциям рабочей группы отнесено комиссионное обследование (в составе не менее трех членов рабочей группы), с составлением соответствующего акта, жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи на предмет выявления лиц, проживающих в жилых помещениях, при отсутствии правовых оснований. Данное распоряжение Главы города Сочи в указанной части противоречит действующему законодательству, вследствие чего подлежит приведению в соответствии с действующим законодательством РФ. Решением Центрального районного суда города Сочи от 13.07.2011 года в удовлетворении заявленных требований первого заместителя прокурора Краснодарского края- прокурора города Сочи отказано. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.08.2011 года удовлетворено кассационное представление помощника прокурора города Сочи Окунева С.А., решение суда от13.07.2011 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд. В судебном заседании помощник прокурора города Сочи Брацлавская О.В. заявленные требования поддержала и мотивировала их тем, что выявление лиц, проживающих в жилых помещениях, при отсутствии правовых оснований, не относится к вопросам местного значения, следовательно, пункт 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р, в нарушение требований Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Жилищного кодекса Российской Федерации, содержит не предусмотренные действующим законодательством полномочия органов местного самоуправления. Более того, предусмотренные п. 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р полномочия рабочей группы по обследованию жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи нарушают не только право на неприкосновенность жилища, но и право на неприкосновенность частной жизни, поскольку проникновение в жилище напрямую связано с частной жизнью лиц, проживающих в нем, указанные положения распоряжения Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р нарушают требования федерального законодательства, вследствие чего, подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством РФ. Представитель ответчика в лице администрации города Сочи, Бунина Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что нарушений действующего законодательства со стороны администрации города Сочи не допущено. Администрация г. Сочи таким образом сберегает принадлежащее ей имущество - дома социального жилищного фонда, Кроме того из смысла п.2.1 приложения № 2 к распоряжению Главы г. Сочи следует, что без волеизъявления лиц, проживающих в муниципальном жилищном фонде города Сочи, никто самовольно в жилище не заходит. Заслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего. Согласно статье 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена неприкосновенность жилища, в частности, части 3 статьи 3 Жилищного кодекса РФ, установлено, что проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая. В силу статьи 44 Устава МО город-курорт Сочи к полномочиям администрации города Сочи в области жилищных отношений относится осуществление учета муниципального жилищного фонда и контроль за его использованием и сохранностью. Администрацией города Сочи 10 марта 2011 года, в целях осуществления сохранности и учета жилых помещений, находящихся в ее собственности, издано распоряжение №60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи». Согласно пункту 2.1 Приложения №2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 №60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда г.Сочи», рабочая группа осуществляет комиссионное обследование (в составе не менее трех участников), с составлением соответствующего акта, жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи на предмет выявления лиц, проживающих в жилых помещениях, при отсутствии правовых оснований. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В то же время, реализация своих прав органом муниципальной власти не должна нарушать прав иных лиц. Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Таким образом, предусмотренные оспариваемым пунктом 2.1 Приложения №2 полномочия рабочей группы по обследованию жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи нарушают требования федерального законодательства, поскольку обследование жилого помещения предполагает, для его реализации, проникновение в жилище и указанной нормой не определено согласование с гражданами законно проживающими в данных помещениях. Ссылка представителя администрации города Сочи на смысловую нагрузку оспариваемого пункта Приложения № 2 к Распоряжению Главы города Сочи суд находит не состоятельной. С учетом изложенных обстоятельств, оспариваемым прокурором города Сочи пунктом 2.1 Приложения №2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 года №60-р, гражданам (неопределенному кругу лиц) созданы препятствия, которые повлекут нарушение их гражданских прав и свобод, а потому требуют судебного пресечения. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199,254 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Первого заместителя прокурора Краснодарского края-прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании пункта 2.1 Приложения №2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 года №60-р, признать обоснованным. Признать незаконным пункт 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи», которым определены полномочия рабочей группы по выявлению лиц, проживающих жилых помещениях при отсутствии правовых оснований. Отменить пункт 2.1 Приложения № 2 к распоряжению Главы города Сочи от 10.03.2011 № 60-р «О создании рабочей группы по контролю за использованием и сохранностью жилых помещений в специализированных жилых домах системы социального обслуживания населения муниципального жилищного фонда города Сочи», которым определены полномочия рабочей группы по выявлению лиц, проживающих жилых помещениях при отсутствии правовых оснований. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней. Председательствующий: Н.П. Ващенко Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ года