06 сентября 2011 г. г. Сочи Центральный суд г. Сочи в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре Севидовой Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хостинского района города Сочи о признании незаконными действий администрации г.Сочи по выдаче ООО «Арт Шоу» разрешения на строительство и признании выданного разрешения на строительство недействующим, УСТАНОВИЛ: Прокурор Хостинского района города Сочи оспорил в суд разрешение № от 25.11.2008 г. на строительство рекреационного объекта по <адрес> Хостинского района г.Сочи, выданное ООО «Арт Шоу». В судебном заседании заместитель прокурора Хостинского района города Сочи Сидорук К.К. поддержал заявленные требования и мотивировал их тем, что проведенной прокуратурой Хостинского района города Сочи проверкой объектов строительства на территории береговой полосы Черного моря установлено, что 25.11.2008 г. администрацией г.Сочи выдано ООО «Арт Шоу» разрешение № на строительство рекреационного объекта сроком действия до 15.12.2009 г., на основании которого ООО «Арт Шоу» ведутся строительные работы на береговой полосе моря в районе <адрес> в непосредственной близости от уреза воды с применением буровой техники. Заместителем Главы г.Сочи срок действия указанного разрешения на строительство продлен до 01.08.2012 г. работы по строительству объекта были начаты застройщиком в январе 2011 года. Полагает, что разрешение на строительство выдано с нарушением требований Градостроительного кодекса РФ. Согласно ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. В силу ч.7 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган заявление с приложением документов, перечень которых установлен ГрК РФ, в том числе и положительным заключением государственной и экологической экспертизы проектной документации. В соответствие с ч. 6 ст. 49 ГрК РФ не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий. В связи с изложенным, государственная экспертиза и государственная экологическая экспертиза проектной документации являются разными видами экспертиз. Во исполнение Указа Президента РФ от 06.07.1994 г. №1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" и в соответствии с Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 №591-р "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" принят "Перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение", в который включены курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, в том числе г.Сочи. Согласно ст.11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Таким образом, проведение государственной экологической экспертизы проектной документации строительства рекреационного объекта на берегу Черного моря является обязательным требованием природоохранного и градостроительного законодательства РФ. В нарушение указанных требований закона администрацией г.Сочи выдано ООО «Арт Шоу» разрешение на строительство. В соответствии со ст.16 ФЗ 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», п.12 «Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 №1425, на территории первой зоны санитарной (горно-санитарной) охраны, в которую входит территория земельного участка, на котором осуществляет строительство ООО «Арт Шоу», запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. Размещение объектов иного назначения (жилых домов, коттеджей, ресторанов, кафе, рекреационных объектов и т.д.) в первой зоне санитарной охраны курорта федерального значения Сочи законодательством запрещено. Довод заинтересованных лиц об отсутствии необходимости проводить государственную экспертизу проектной документации спорного строящегося объекта в связи с требованием п. 4 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ является необоснованным, т.к. данная норма права регламентирует проведение государственной экспертизы проектной документации объекта, а не государственной экологической экспертизы. Не согласен с доводом заинтересованных лиц о том, что отсутствует необходимость проведения государственной экологической экспертизы проектной документации спорного объекта в связи с тем, что строительство производится на земельном участке с категорией земель «земли населенных пунктов», а не «земли особо охраняемых территорий и объектов». Согласно имеющимся в деле распоряжению филиала ТУ ФАУГИ по КК в г. Сочи о предоставлении указанного земельного участка в аренду, договору аренды земельного участка, чертежу градостроительного плана земельного участка и другим материалам, данный земельный участок расположен в первой зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения г. Сочи, отнесенного к особо охраняемым природным территориям. Учитывая изложенное, категория земель «особо охраняемых территорий и объектов», регламентированные Земельным кодексом РФ, и статус земель особо охраняемых природных территорий, регламентированный соответствующим законодательством, имеют разные правовые статусы. Доказательством изложенному является то, что земельный участок, на котором осуществлены строительные работы, находится в границах первой зоны санитарной охраны курорта, утвержденной приказом Минздрава РСФСР от 21.10.1969 № 297 «Об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны Сочинского курорта». Данный факт подтверждается, в том числе, ответом департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи от 11.09.2011 № и выкопировкой с дежурной карты города. Таким образом, указанный земельный участок по целевому назначению относится к землям населенных пунктов, одновременно находясь в первой зоне санитарной охраны курорта, тем самым являясь в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» особо охраняемой природной территорией. ГрК РФ обязывает проводить государственную экологическую экспертизу проектной документации именно тех объектов капитального строительства, возведение которых планируется проводить на особо охраняемых природных территориях, а не на земельных участках с категорией земель «земли особо охраняемых территорий и объектов». Требование о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации вышеуказанной категории объектов введено действующим законодательством до выдачи оспариваемого разрешения на строительство, в связи с чем доводы заинтересованных лиц о том, что документы, послужившие основанием для выдачи оспариваемого разрешения на строительство, сданы в администрацию г. Сочи до вступления в силу требований о проведении государственной экологической экспертизы необоснованны. Полагает, что необоснован и довод заинтересованных лиц о законности выдачи разрешения на строительства спорного объекта в связи с наличием согласования данных работ с Сочинским представительством ТУ Росимущества по КК. Данное письменное согласование не относится к исчерпывающему перечню документов необходимых для выдачи разрешения на строительство, установленного статьей 51 ГрК РФ. Более того, прокурором оспаривается не законность и достоверность такого согласования, а правомерность выдачи разрешения на строительство. По этим основаниям просит признать незаконным разрешение № от 25.11.2008 г. на строительство рекреационного объекта по <адрес> Хостинского района г.Сочи, выданное ООО «Арт Шоу», и признать данное разрешение на строительство недействующим. В судебном заседании представитель заинтересованного лица - администрации г.Сочи по доверенности Бунина Е.А. возражала против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, чтостатья 7 Земельного кодекса РФ подразделяет земли в Российской Федерации по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Согласно части 2 данной статьи земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. В соответствии с частью 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ категория земель указывается, в том числе, в государственном кадастре недвижимости. В отношении земельного участка с кадастровым номером №, на котором разрешено строительство рекреационного объекта по <адрес> в Хостинском районе городе Сочи, осуществлен государственный кадастровый учет. Согласно данным государственного кадастра недвижимости, указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для эксплуатации существующих гидротехнических сооружений и размещения рекреационных объектов. Исходя из смысла части 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ на означенные земельные участки не распространяется правовой режим земель, отличных от земель населенных пунктов, в данном случае земель особо охраняемых территорий и объектов. Положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации требуется в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ, а именно: проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности. В соответствии с пунктом 2 статьи 49 ГрК РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности. Таким образом, при получении разрешения на строительство № от 25.11.2008 года не требовалось проведение государственной, а также государственной экологической экспертизы проектной документации, поскольку разрешение выдавалось на строительство объекта количеством этажей - 2, общей площадью 693 кв.м., а земельный участок с кадастровым номером №, на котором осуществляется строительство, согласно данным государственного кадастра недвижимости, не относится к землям особо охраняемых природных территорий. Кроме того, согласно письму от 06.11.2008 года № Сочинское представительство ТУ Росимущества по Краснодарскому краю не возражало против проведения берегоукрепительных работ по благоустройству набережной полосы и гидротехнических сооружений, а также проектирования с целью размещения рекреационных объектов, в установленном действующим законодательством порядке. По этим основаниям просила отказать в удовлетворении заявленных требований. В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ООО «Арт Шоу» возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал доводы администрации города Сочи, пояснил, что при получении оспариваемого разрешения на строительство ими были предоставлены все необходимые документы в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ. Указал, что работы ведутся согласно утвержденному проекту без нарушений норм законодательства в области градостроительной деятельности. В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ТУ Росимущества по Краснодарскому краю поддержал требования прокурора, пояснил, что право на выдачу разрешений на строительство на землях Российской Федерации в границах муниципального образования город-курорт Сочи предоставлено органу местного самоуправления - администрации г. Сочи. Выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как следует из материалов дела, распоряжением Филиала Территориального Управления Федерального агентства по Управлению Федеральным имуществом по Краснодарскому краю в г.Сочи от 19.10.2006 г. ООО «<адрес>» предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 8 411 кв.м., находящийся в границах земельного участка площадью 15 233 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный в первой зоне округа санитарной охраны курорта, в зоне курортных парков и других зеленых насаждений общего пользования по генплану г.Сочи, с категорией земель - земли поселений, находящийся <адрес> в Хостинском районе г.Сочи, для эксплуатации существующих гидротехнических сооружений и размещения рекреационных объектов. Согласно данному распоряжению указанный земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества - гидротехнические сооружения зарегистрированы на праве собственности за Российской Федерацией. 27.06.2007 г. на основании указанного распоряжения между Территориальным управлением Федерального агентства управления федеральным имуществом по Краснодарскому краю и ООО «<данные изъяты>» заключен договор аренды № земельного участка из земель населенных пунктов, расположенный в первой зоне округа санитарной охраны курорта с кадастровым номером № общей площадью 8411 кв.м., <адрес> в Хостинском районе г.Сочи, для эксплуатации существующих гидротехнических сооружений и размещения рекреационных объектов. Срок действия договора определен до 2055 г. 27.09.2007 г. между ООО «<данные изъяты>» и ООО «Арт Шоу» заключен договор субаренды указанного земельного участка и 01.09.2007 г. подписан акт приема-передачи в субаренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности. 25.11.2008 г. администрацией г.Сочи выдано ООО «Арт Шоу» разрешение № на строительство рекреационного объекта площадью застройки - 745,6 кв.м., общей площадью строения - 693 кв.м., этажностью - 2, на земельном участке площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером № <адрес> в Хостинском районе г.Сочи, сроком действия до 15.12.2009 г. На основании заявления ООО «Арт Шоу» изготовлен градостроительный план земельного участка, утвержденный Главным архитектором г.Сочи от 23.10.2008 г., и ООО «Сочиархпроект» выполнен проект реконструкции гидротехнических сооружений и размещения рекреационных объектов на указанном земельном участке. Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Сочи, рассмотрев представленный ООО «Арт Шоу» проект реконструкции, 14.11.2008 г. выдало заключение о том, что считает возможным дальнейшую реализацию проекта в установленном законом порядке. Согласно письму от 06.11.2008 года № Сочинское представительство ТУ Росимущества по Краснодарскому краю не возражало против проведения берегоукрепительных работ по благоустройству набережной полосы и гидротехнических сооружений, а также проектирования с целью размещения рекреационных объектов, в установленном действующим законодательством порядке. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по краснодарскому краю от 10.12.2009 г. № утвержден раздел земельного участка из земель населенных пунктов площадью 8411 кв.м. с кадастровым номером №, из которого было образовано несколько земельных участков в том, числе и земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером №. 07.05.2010 г. между Территориальным управлением Федерального агентства управления федеральным имуществом по Краснодарскому краю и ООО «<данные изъяты>» заключен договор аренды № земельного участка, находящегося в федеральной собственности, общей площадью 1200 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного <адрес> в Хостинском районе г.Сочи, для эксплуатации существующих гидротехнических сооружений и размещения рекреационных объектов. Срок действия договора определен до 01 марта 2055 г. 12.10.2010 г между ООО «<данные изъяты>» и ООО «Арт Шоу» подписан договор № уступки прав и обязанностей по договору аренды указанного земельного участка, находящегося в федеральной собственности. В ответ на заявление ООО «Арт Шоу» от 07.10.2009 г. Сочинский межрайонный отдел ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» предоставило ответ от 07.10.2009 г. о том, что в соответствии с п.4 ст.49 ГрК РФ отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности не подлежат государственной экспертизе. Так как в вышеуказанном объекте 2 надземных этажа и 1 подвальный этаж, общая площадь - 693 кв.м., экспертиза данного здания не проводится. В соответствии с ч. 15 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В силу пп.3 п.2 ст.8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности в документах государственного земельного кадастра. Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" под государственным кадастровым учетом земельных участков понимается описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Согласно данным кадастрового паспорта по состоянию на 07.10.2009 г. земельный участок с кадастровым номером №, предоставленный в аренду ООО «Арт Шоу», относятся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для эксплуатации существующих гидротехнических сооружений и размещения рекреационных объектов, расположен в первой зоне округа горно-санитарной охраны курорта. Положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации требуется в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, а именно проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами. Согласно оспариваемому разрешению на строительство № от 25.11.2008 г., ООО «Арт Шоу» разрешено строительство рекреационного объекта площадью застройки 745,6 кв.м, общей площадью строения 693 кв.м, этажностью - 2, на земельном участке площадью 1200 кв.м, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, по <адрес>. По смыслу указанных правовых норм разрешение вопроса об обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы зависит от места расположения предполагаемого к строительству объекта, его технических параметров и целевого предназначения, исключения объекта из перечня особо опасных, технически сложных или уникальных объектов. В соответствии с проектом реконструкции гидротехнических сооружений и размещения рекреационных объектов <адрес> Хостинского района г.Сочи, сведениями о технических параметрах, проектируемое здание состоит из двух уровней: общественной набережной и этажа с административными помещениями (этажностью - 2), общей площадью 693 кв.м., не предназначено для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, не относится к числу особо опасных, технически сложных или уникальных объектов, не требует декларирования безопасности объекта. В соответствии со ст.16 ФЗ 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологических чистых и рациональных технологий. Согласно п. 5 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 № 1425, в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите подлежат следующие природные ресурсы (объекты), в частности, акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей; пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе; Пунктом 12 указанного Положения установлено, что на территории первой зоны разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам. В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Судом установлено и признано сторонами, что на береговой полосе Черноморского побережья, находящийся <адрес> в Хостинском районе г.Сочи, и предоставленной ООО «Арт Шоу» на условиях аренды, не оборудован лечебный пляж и в соответствии вышеприведенными правовыми нормами на данной береговой полосе допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации, т.е. именно тех сооружений, на строительство которых и выдано оспариваемое разрешение. При установленных судом обстоятельствах, в силу ч. 6 ст. 49 ГрК РФ для строительства пляжных (рекреационных) сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации на береговой полосе Черноморского побережья, находящийся <адрес> в Хостинском районе г.Сочи и предоставленной ООО «Арт Шоу» на условиях аренды, не требуется предварительного проведения государственной экологической экспертизы проектной документации, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемое разрешение на строительство выдано в соответствии с требованиями закона и не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Согласно п.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления прокурора Хостинского района города Сочи о признании незаконными действий администрации г.Сочи по выдаче ООО «Арт Шоу» разрешения № от 25.11.2008 г. на строительство рекреационного объекта по <адрес> Хостинского района г.Сочи, и признании выданного разрешения на строительство недействительным - отказать. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней. Мотивированное решение составлено судом 08.09.2011 г. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: Согласовано Судья Курин Ю.В.