РЕШЕНИЕ г. Сочи 7 сентября 2011 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: судьи Ефанова В. А, при секретаре Кварацхелия Л.А. рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Яковлевой Г.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сочи о признании права на досрочную трудовую пенсию, УСТАНОВИЛ: Яковлева Г.С. обратилась в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сочи о признании отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в городе Сочи в назначении мне досрочной трудовой пенсии неправомерным, возложении обязанности на комиссию по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан засчитать в специальный северный стаж работы в районах Крайнего Севера периоды: 20.07.1995 г. по 10.08.1996 г., 21.08.1996 г. по 18.03.1998 г., возложении обязанности на Государственное учреждение - Управлением Пенсионного фонда РФ в Центральном районе г. Сочи Краснодарского края произвести досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом (надбавки) районного северного коэффициента с момента ее первоначального обращения в отдел назначения и перерасчета пенсий, т.е. с 2008 года. Исковые требования мотивированы следующим. Яковлева Г.С., 25.01.1958 года рождения, в 2008 году обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в г. Сочи с заявлением о назначении ей льготной трудовой пенсии по старости. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ г. Сочи, рассмотрела её заявление, поданное в 2008 году. Пенсионным фондом ей было отказано в получении трудовой пенсии по старости с учетом (надбавки) районного северного коэффициента, т.к. её календарный стаж работы в условиях Крайнего Севера составляет менее 15 календарных лет и была назначена только по достижению 50 лет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года «об утверждении правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» к периодам работы в районах Крайнего Севера производится суммирование работы в тяжелых условиях труда. В специальный северный стаж, дающий право на пользование всеми льготами для северян не включены следующие периоды работы: с 20.07.1995 г. по 10.08.1996 г., с 21.08.1996 г. по 18.03.1998 г. она была зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица Администрацией города Талнаха, и действительно в указанные выше периоды занималась предпринимательской деятельностью, в последующем по её заявлению 18.03.1998 г., 20.07.2006 г., свидетельства № 493 от 20.07.1995 г., №1299 от 21.08.1996 г. были аннулированы. Регистрационные дела индивидуальных предпринимателей были переданы в Инспекцию ФНС России по городу Норильску. До 01.01.2002 года в трудовой стаж индивидуальным предпринимателям могут быть зачислены только те периоды, за которые органы Пенсионного фонда располагают информацией налоговых органов. Справкой № 707 по состоянию на 14.10.2010 года выданной ИФНС России по г. Норильску Красноярского края сообщается, что налогоплательщик Бебошвили Г.С. - не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и т.д., подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. 18.03.2011 года она повторно обратилась Управление пенсионного фонда РФ в г. Сочи с заявлением о назначении ей льготной трудовой пенсии по старости, однако, письмом № ис-08/680 от 27.07.2011 года и ей также было отказано. Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан об отказе в назначении пенсии ограничивает права на социальное обеспечение. В судебном заседании истец Яковлева Г.С. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сочи по доверенности ФИО1 просил отказать в удовлетворении исковых требованиях Яковлевой Г.С. и предоставил письменные возражения. Заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела в их совокупности, суд пришел к выводу, что исковые требования Яковлевой Г.С. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст. 7), гарантируется каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности и т.д., в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодательства (ч.2 ст. 39). Предпринимательская деятельность представляет собой различные формы реализации права на труд, граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37) имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности. Общий специальный северный стаж образуется методом суммирования отдельных частей (отрезков, периодов) времени работы на Севере. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее - Закон от 17.12.2001 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 настоящего Федерального закона (55 лет), женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо 17 лет в приравненных к ним местностях. В соответствии со ст. 14 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами 1 группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Таким образом, законодательством установлено, что лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стаж работы для исчисления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется как в отношении лиц, работающих в районах Крайнего Севера, при этом минимальный или максимальный размер периода работы в районах Крайнего Севера данной нормой не установлен. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» перерасчет трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии) в сторону увеличения. Согласно заявления от 25.03.2008 года Яковлева Г.С., обратилась с заявлением 18.03.2011 года, в Управление пенсионного фонда РФ в г. Сочи о назначении ей льготной трудовой пенсии по старости, истице было отказано в получении трудовой пенсии по старости с учетом (надбавки) районного северного коэффициента, т.к. календарный стаж работы в условиях Крайнего Севера составляет менее 15 календарных лет и была назначена только по достижению 50 лет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года «об утверждении правил исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» к периодам работы в районах Крайнего Севера производится суммирование работы в тяжелых условиях труда. В специальный северный стаж, дающий право на пользование всеми льготами для северян не включены следующие периоды работы: с 20.07.1995 г. по 10.08.1996 г., с 21.08.1996 г. по 18.03.1998 г. истица была зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица Администрацией города Талнаха. Данный факт подтверждается письмом Администрации г. Норильска от 03.08.2010 года № 140-556 установлено, что Яковлева Г.С. ранее была зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица Администрацией г. Талнаха: свидетельство № 493 от 20.07.1995 г., и свидетельство №1299 от 21.08.1996 г. были аннулированы. Регистрационные дела индивидуального предпринимателя передано в Инспекцию ФНС России по городу Норильску. Справкой № 707 по состоянию на 14.10.2010 года выданной ИФНС России по г. Норильску Красноярского края установлено, что налогоплательщик Бебошвили Г.С. - не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и т.д., подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном порядке сведения, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, такие сведения могут быть получены, в частности, из письменных документов. Судом установлено, что в период с 20.07.1995 г. по 10.08.1996 г., и с 21.08.1996 г. по 18.03.1998 г. истица работала в условиях отнесенным к районам Крайнего Севера, ею полностью отработан указанный период, что подтверждается как пояснениями истицы, так и письменными доказательствами, не доверять сведениям, сообщенным истцом и письменным доказательствам, у суда оснований не имеется. В соответствии с Указом Президента РФ от 22.03.1994 N 577 «ОБ УТОЧНЕНИИ ПЕРЕЧНЯ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ» Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов отнесен к районам Крайнего Севера. В целях обеспечения правильного применения положения Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» дал следующие разъяснения: п. 9. «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)». Согласно ст. 28 ч.1 п.6 Закона № 173 трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В соответствии с пунктами 4,5 «Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочную пенсию по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 (далее Правила), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Суд считает, что пенсия истице должна быть назначена с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского края, то есть с 18.03.2011 года по следующим основаниям. Так, согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионноеобеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии. Вместе с тем в п.1 ст. 19 названного Закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. Судом установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского края Яковлева Г.С. имела право на указанную пенсию, однако при рассмотрении заявления о назначении досрочной трудовой пенсии, ответчик не принял во внимание Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 года № 11-П и необоснованно отказал ей в назначении указанной пенсии. Суд считает, что при обращении в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сочи Краснодарского края истица имела право на назначение досрочной трудовой пенсии, так необходимый стаж работы, в условиях Крайнего Севера дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Яковлевой Г.С. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Сочи о признании права на досрочную трудовую пенсию, удовлетворить в части. Признать отказ по рассмотрению вопроса реализации пенсионных прав в назначении Яковлевой Г.С. трудовой пенсии неправомерным. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сочи зачислить Яковлевой Г.С. в специальный стаж северный стаж работы в районах крайнего севера периоды: с 20.07.1995 года по 10.08.1996 года и с 21.08.1996 года по 18.03.1998 года. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сочи произвести В остальной части исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме, Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено 11.09.2011 года
Именем Российской Федерации
Яковлевой Г.С. досрочное назначение трудовой пенсии по
старости с учетом указанных периодов и с учетом соответствующих
коэффициентов с 18.03.2011 года.