к делу № 2-3853\2011 Именем Российской Федерации город Сочи 22 августа 2011 года Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Тайгибова Р.Т. при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по заявлению Сорокиной Евдокии Ивановны о признании недействительным Постановление Главы города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включение в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны», УСТАНОВИЛ: Сорокина Е.И. обратилась в Центральный районный суд города Сочи с заявлением о признании недействительным Постановление Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе во включение в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны». В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом Великой Отечественной войны. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 07.05.2008 года № 714, определено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Также указывает, что положения порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006 года № 808, определяют правила предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность категориям граждан, перечисленным в пунктах 2-3 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Указывает, что обратилась с заявлением в орган местного самоуправления о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран Великой Отечественной войны. По результатам рассмотрения заявления, полученное ДД.ММ.ГГГГ, о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, внесении в списки граждан отдельных категорий Постановлением Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, ей отказано во включение в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны», в список граждан отдельной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считая данный отказ необоснованным заявитель обратилась в суд. В судебном заседании представитель заявителя, по доверенности Казилова В.С., заявленные требования поддержала в полном объеме, в уточнение требований просила суд об обязании администрацию города Сочи включить Сорокину Е.И. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны». Настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель заинтересованного лица - администрации города Сочи, по доверенности Тимофеев А.А., в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил суду, что заявителем не представлены документы, подтверждающие ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, а также сославшись на ст.53 Жилищного кодекса РФ пояснил, что не истек срок - пять лет, когда гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении и принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просил в удовлетворении требований отказать. Выслушав доводы и возражения сторон, изучив письменные материалы дела, представленные доказательства, в их совокупности, суд находит требования Сорокиной Е.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, Сорокина Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны, инвалид 1 группы. Указом Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» от 07.05.2008 года № 714, определено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Положения порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.09.2006 года № 808, определяют правила предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность категориям граждан, перечисленным в пунктах 2-3 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах». В соответствии со ст.ст.14, 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам и ветеранам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. В силу ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны. Согласно ч.7 ст.52 Жилищного кодекса РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Статьей 2 Закона Краснодарского края от 29.12.2008 года № 1655-КЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведется органами местного самоуправления. Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании п.п.2,3 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ Сорокиной Е.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в список «Инвалиды Великой Отечественной войны». Кроме того, в уведомлении о результатах рассмотрения жилищного вопроса, данном начальником отдела по ведению учета граждан отдельных категорий Департамента городского хозяйства администрации города Сочи, указано, что Сорокина Е.И. являлась собственником <адрес> общей площадью 27,2 кв.м, в том числе жилой площадью 22,3 кв.м по <адрес>, которую она продала в 2006 году. Согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий. Однако, суд считает, что с данными выводами органа местного самоуправления - администрации города Сочи, согласиться нельзя. Так, Сорокина Е.И., являлась собственником <адрес>, общей площадью 27,2 кв.м, в том числе жилой площадью 22,3 кв.м по переулку <адрес>, которую продала в 2006 году, договор купли продажи жилого дома и передачи права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, умысла у Сорокиной Е.И. на ухудшение своих жилищных условий не было, Согласно Определению Конституционного суда РФ от 19.04.2007 года от № 258-0-0, по смыслу ст.53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, ели гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных При этом применение ст.53 Жилищного кодекса РФ и развивающих её подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст. 10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Также необходимо учитывать Указ Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Сорокина Е.И. является инвалидом Великой Отечественной войны I группы, имеет многочисленные благодарности, поздравления от Президента Российской Федерации, награжденная орденами и медалями. Статьями 7 и 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, Федеральным Конституционным законам, другим федеральным законом и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации. В силу ст.13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждане и юридических лиц может быть признании судом недействительным. В соответствии со ст.3 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, а также действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Согласно ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, согласно ст.255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Статьей 258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Сорокиной Е.И. о признании недействительным Постановление Главы города Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе во включение в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны» удовлетворить. Признать недействительным Постановление Главы города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет Сорокину Е.И. и включение в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны». Обязать администрацию города Сочи принять на учет и включить Сорокину Е.И. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории «Инвалиды Великой Отечественной войны». Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части. Председательствующий судья Р.Т. Тайгибов Мотивированное решение составлено и подписано судьей 26.08.2011 года.
условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.