решение по иску Кукса И.Ю, к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



к делу № 2-3921\2011

                                     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Сочи                                                                                                                  25 августа 2011 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Тайгибова Р.Т.,

при секретаре судебного заседания Горшковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Кукса И.Ю, к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,

УСТАНОВИЛ:

Кукса И.Ю. обратилась в Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края с исковым заявлением о признании за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, обязав ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности концертмейстера во Дворце пионеров, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях аккомпаниатора и педагога дополнительного образования МОУ «Центр внешкольной работы и детского творчества города Сочи», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период ухода за ребенком, назначив пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование исковых требований истец указала, что Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола ) по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - управления пенсионного фонда в городе Сочи ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, не включены периоды работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности концертмейстера во Дворце пионеров; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях аккомпаниатора и педагога дополнительного образования МОУ «Центр внешкольной работы и детского творчества города Сочи», так как наименование должности не предусмотрено Списками профессий и должностей работников народного образования, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 и Постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ период ухода за детьми после ДД.ММ.ГГГГ, на основании Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».

Считая решение комиссии неправомерным, Кукса И.Ю. обратилась в суд.

В судебном заседании Кукса И.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представители ответчика - Государственного учрежденияУправления пенсионного фонда РФ в Центральном районе города Сочи, по доверенности Щербина Н.Ю. и Коротаев С.П., в судебном заседании исковые требования не признали, полностью поддержав позицию, изложенную в решении комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Сочи. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.        

Выслушав доводы и возражения сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует ч.2 ст.39 Конституции РФ, законодатель определяет и порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч.1 ст.15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм.

Согласно ст.ст.1,2 Трудового Кодекса РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ - основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ним отношений, признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, равенство прав и возможностей работников.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

        В целях обеспечения правильного применения положения Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» п. 9 указал, что «В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал)».

Как видно из записей трудовой книжки Кукса И.Ю., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она работает в муниципальном образовательном бюджетном учреждении дополнительного образования детей - Центре внешкольной работы города Сочи. Принята концертмейстером.

С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность аккомпаниатора и с ДД.ММ.ГГГГ стала совмещать должность руководителя кружка.

Работая в должности концертмейстера (аккомпаниатора) выполняла должностные обязанности: проводила индивидуальные и групповые занятия с обучающимися образовательного учреждения; формировала у обучающихся исполнительские навыки, способствовала развитию у них художественного вкуса, расширению музыкально-образных представлений и воспитанию творческой индивидуальности; принимала участие в проведении учебно-воспитательной работы, т.е. осуществляла педагогическую деятельность.

Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16.05.1985 года № 94, установлены ставки заработной платы (должностные оклады) учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, в том числе концертмейстерам, аккомпаниаторам. Пунктом 5 приложения № 6 к Инструкции предусмотрено: «в стаж педагогической работы отдельных категорий педагогических работников учреждений просвещения засчитывается: концертмейстерам и аккомпаниаторам учреждений просвещения в стаж работы по специальности кроме работы в указанных должностях, - время работы в качестве преподавателей специальных дисциплин в высших и средних специальных учебных заведениях, дирижеров и артистов соответствующего жанра, хормейстеров, художественных руководителей, режиссеров, преподавателей музыкальных школ, а также учителей пения и музыки в общеобразовательных школах, музыкальных руководителей».

Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 года № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» по согласования с Министерством труда Российской Федерации (Постановление Минтруда России от 17.08.1995 года № 46), Приказом Министерства образования РФ и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31.08.1995 года № 463/1268, утверждены тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования. В соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками наименование должности «руководитель кружка» в образовательных учреждениях была изменена на должность «педагог дополнительного образования» с сохранением нормы часов педагогической нагрузки за ставку заработной платы и продолжительностью очередного отпуска.

В трудовой книжке истца ДД.ММ.ГГГГ произведена запись о переименовании должности «руководитель кружка» на должность «педагог дополнительного образования». В настоящее время Кукса И.Ю. работает в должности педагога дополнительного образования и продолжает совмещать должность аккомпаниатора.

          В соответствии с положением ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет.

         Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, Закон не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами и названиями образовательных учреждений.

         В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на назначение досрочной пенсии имеют лица, не менее 25 лет осуществляющие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Статья 43 (часть 1) Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование.

Данное конституционное право, как и свобода выбора образовательного учреждения обеспечиваются, в частности, вытекающими из статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав педагогов в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки педагогических кадров (статья 43, часть 5, Конституции Российской Федерации).

В основе международно - правовых стандартов в сфере образования и труда учителей также лежат равенство всех перед законом (статья 26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий преподавательского персонала (ст.ст.9,13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Реализуя эти принципы, статья 132 Рекомендации ЮНЕСКО о положении учителей от 05.10.1966 года прямо указывает, что пенсионные права, полученные учителями на службе в системе каких-либо органов просвещения в стране, сохраняются при переводе на службу в любую другую систему в той же стране.

Закон Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно - правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций (статья 11.1).

Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно - правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (п.5 ст.55).

В силу статей 4 (ч.2) и 15 (ч.ч.1,4) Конституции Российской Федерации правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции Российской Федерации и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (ч.1,3 ст.115 Конституции Российской Федерации).

Следовательно, отказывая в назначении пенсии Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Сочи не учел, что федеральное законодательство не установило ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, и досрочная трудовая пенсия по старости назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждений, с которыми истица состоит в трудовых отношениях.

Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд учитывает, что в соответствии со ст.167 Кодекса законов о труде, в редакции Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», действующего в спорный период, отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                               РЕШИЛ:

Исковое заявление Кукса И.Ю, к Государственному учреждению Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи о признании права на досрочную трудовую пенсию - удовлетворить частично.

Признать за Кукса И.Ю, право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать комиссию по назначению пенсии Управления Пенсионного фонда РФ в городе Сочи засчитать Кукса И.Ю, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности концертмейстера во Дворце пионеров, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях аккомпаниатора и педагога дополнительного образования МОУ «Центр внешкольной работы и детского творчества города Сочи».

Обязать Государственное учреждение Управления пенсионного фонда РФ в городе Сочи назначить Кукса И.Ю, досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части исковых требований отказать.

          Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение 10 дней со дня составления его мотивированной части.

Председательствующий судья                                                                         Р.Т.Тайгибов

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 30.08.2011 года

-32300: transport error - HTTP status code was not 200