Решение Именем Российской Федерации 29 июля 2011 года город Сочи Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре судебного заседания Марабян Т. С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края гражданское дело по исковому заявлению администрации города Сочи в интересах муниципального образования город-курорт Сочи к Торомонян Ш.К. о признании договора купли-продажи земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права недействительными и аннулировании записи в едином государственном реестре установил: Администрация города Сочи в интересах муниципального образования город-курорт Сочи обратилась в Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края с исковым заявлением к Торомонян Ш.К. о признании договора купли-продажи земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права недействительными и аннулировании записи в едином государственном реестре. В обоснование заявленных требований истец указал, что в феврале 2011 года при участии в судебном заседании в другом гражданском процессе узнал, что администрация Центрального района г. Сочи в 2007 году предоставила в собственность Торомонян Ш.К. земельный участок площадью 2300 кв. м. для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, прокуратурой Центрального района г. Сочи был принесён протест от (Дата) (Номер) на постановление главы администрации Центрального района г. Сочи от 12.02.2007г. №89 «О предоставлении Торомонян Ш.К. в собственность за плату земельного участка при жилом доме (Адрес) в Центральном районе города-курорта Сочи для индивидуального жилищного строительства», который был удовлетворён администрацией Центрального района г. Сочи и постановление как противоречащее законодательству было отменено. Торомонян Ш.К. обжаловала в суд распоряжение администрация Центрального района г.Сочи от 01.02.2011г. №33-р. Решением Центрального районного суда г.Сочи от 19 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных Торомонян Ш.К. исковых требований к администрации Центрального района г.Сочи, администрации г.Сочи об обязании устранить в полном объёме прав землевладельца отказано. Определением Краснодарского краевого суда от 31 мая 2011 года кассационная жалоба Торомонян Ш.К. оставлена без удовлетворения, а решение от 19 апреля 2011 года без изменения. В связи с чем, считает договор купли-продажи земельного участка №161 от 02.10.2007г. между Торомонян Ш.К. и администрацией Центрального района г. Сочи и свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок за Торомонян Ш.К. от (Дата) серия (Номер) недействительными и нарушающими права муниципального образования город-курорт Сочи. В судебном заседании представитель администрации города Сочи настаивал на удовлетворении заявленных требований в полном объёме, а также пояснил, что на момент заключения договора купли-продажи земельного участка с Торомонян Ш.К. администрация Центрального района г.Сочи в 2007 году не была наделена полномочиями по передачу в собственность за плату земельного участка превышающего установленные Городским Собранием Сочи предельных нормативов площади земли для индивидуального жилищного строительства. О том, что администрацией Центрального района г.Сочи в 2007 году Торомонян Ш.К. был предоставлен земельный участок в собственность за плату площадью 2300 кв.м., администрация города Сочи узнала лишь в феврале 2011 года, так как администрация города Сочи не издавала правовой акт о предоставлении Торомонян Ш.К. земельного участка в собственность и на согласование он не предоставлялся Главе города Сочи. Ответчик Торомонян Ш.К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежаще и не просила суд не рассматривать дело в её отсутствие, в связи с чем в силу ч.4 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика. От Торомонян Ш.К. поступило письменное заявление в котором она указывает, что с иском не согласна в виду того, что истцом якобы пропущен срок исковой давности и просила суд в иске отказать. В судебном заседании представитель третьего лица - администрации Центрального района города Сочи исковые требования администрации города Сочи поддержал и пояснил, что у Торомонян Ш.К. не было законных оснований для предоставления ей 2300 кв.м. земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Просил исковое заявление удовлетворить в полном объёме. В судебное заседание представитель третьего лица - Центрального отдела г.Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежаще, не уведомили суд о причинах неявки, в связи с чем суд вправе в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело без их участия. Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей истца, третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям. Согласно решению Центрального районного суда г.Сочи от 14.04.2009г. по гражданскому делу № 2-873/09 результаты межевания на земельный участок Торомонян (Дата) площадью 2300 кв.м. с кадастровым номером (Номер), расположенным по (Адрес) в Центральном районе города Сочи признаны недействительными и данный земельный участок снят с кадастрового учёта. Распоряжением главы администрации Центрального района г.Сочи от 01.02.2011г. №33-р «Об отмене постановления главы администрации Центрального района г.Сочи от 12.02.2007г. №89 «О предоставлении Торомонян Ш.К. в собственность за плату земельного участка при жилом доме по (Адрес) в Центральном районе города-курорта Сочи для индивидуального жилищного строительства» отменен правовой акт предоставлявший право Торомонян Ш.К. заключить договор купли-продажи земельного участка и оформить его в собственность. Согласно решению Центрального районного суда г.Сочи от 19.04.2011г. по гражданскому делу №2-963/11 в удовлетворении заявленных Торомонян Ш.К. требований об оспаривании распоряжения главы администрации Центрального района г.Сочи от 01.02.2011г. №33-р и обязании устранить нарушения прав землевладельца отказано. В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Суд не может принять довод ответчика Торомонян Ш.К. о том, что администрация города Сочи якобы пропустила срок исковой давности, так как администрация города Сочи узнала об издании администрацией Центрального района г. Сочи постановления от 12.02.2007г. №89 о предоставлении Торомонян Ш.К. в собственность земельный участок площадью 2300 кв.м. лишь в феврале 2011 года, а, кроме того, ранее знать не могла, поскольку указанный акт и договор купли-продажи был издан и подписан другим органом местного самоуправления - администрацией Центрального района г. Сочи. В соответствии со ст.200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Администрация города Сочи, как уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, узнала о нарушении своего права и интересов муниципального образования город-курорт Сочи в феврале 2011 года, со дня которого и начинается течь срок для защиты права по иску. Согласно ст.208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. Земельный участок Торомонян Ш.К. был предоставлен из земель муниципальной собственности, а администрация города Сочи является распорядителем муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи. Таким образом, отсутствуют основания для вывода о пропуске истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права или установленного законом срока обращения в суд. Постановлением главы администрации Центрального района г.Сочи от 12.02.2007г. №89 был утвержден проект границ земельного участка с кадастровым номером (Номер) при жилом доме (Адрес) в Центральном районе города-курорта Сочи площадью 2300 кв.м. Пунктом 2 названного постановления земельный участок с кадастровым номером (Номер) при жилом доме (Адрес) в Центральном районе города-курорта Сочи площадью 2300 кв.м. предоставлен Торомонян Ш.К. в собственность за плату. На указанное постановление прокуратурой Центрального района г.Сочи был принёс протест от (Дата) (Номер). Распоряжением администрация Центрального района г.Сочи от 01.02.2011г. №33-р протест прокурора Центрального района г.Сочи удовлетворён и постановление главы администрации Центрального района г.Сочи от 12.02.2007г. №89 отменено. Таким образом, договор купли-продажи земельного участка №161 от 02.10.2007г. между Торомонян Ш.К. и администрацией Центрального района г.Сочи и свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок за Торомонян Ш.К. от (Дата) (Номер) являются недействительными. Жилой дом (Адрес) в Центральном районе города-курорта Сочи принадлежит Торомонян Ш.К. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от (Дата) Однако, земельный участок с кадастровым номером (Номер) по (Адрес) в Центральном районе города-курорта Сочи не был объектом оборота, так как не принадлежал Торомонян Ш.К. ни на праве пожизненного наследуемого владения, ни на праве постоянного (бессрочного) пользования, как и не принадлежал Т., чей дом № (Адрес) г.Сочи был унаследован Торомонян Ш.К. Кроме того, архивный отдел администрации г.Сочи от 16.12.2010г. сообщил, что в протоколах заседаний общих собраний колхозников и правлений колхоза им.Ворошилова Навагинского сельсовета Адлерского района Краснодарского края сведений о закреплении земельного участка за Т. и Торомонян Ш.К. не имеется, а также земельно-шнуровые книги колхоза на муниципальное хранение не поступали. Так же было установлено в ходе прокурорской проверки, что Торомонян Ш.К. обращалась на приём к Главе города Сочи 19.11.2005 года, по результатам которого было дано поручение главе администрации Центрального района г.Сочи Г, оформить Торомонян Ш.К. 700 кв. метров земли, а также Главой города Сочи в письменной форме от 02.12.2005г. был дан ответ Торомонян Ш.К., который согласован главой администрации Центрального района г.Сочи Г, и архитектором района К. о том, что Торомонян Ш.К. может быть предоставлен земельный участок площадью не превышающей 700 кв.м. В соответствии с ч.1 ст.33 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно ст.3.1. раздела 3 решения Городского Собрания Сочи от 18.04.2002г. №61 «О положении о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории города Сочи», предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность при первичном предоставлении из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и в аренду, составляют: Для индивидуального жилищного строительства в городской черте: - на новых территориях - от 300 до 700 кв. м; - при уплотнении существующей застройки - от 300 до 700 кв. м. Проведенная прокуратурой Центрального района г.Сочи проверка показала, что на момент издания указанного постановления, т.е. на период 12.02.2007г. администрация и глава администрации Центрального района г.Сочи не были наделены полномочиями по первичному предоставлению земельных участков гражданам. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил землепользования и застройки. В соответствии с п.5 ч.10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. В соответствии с ч.1 ст.22 Устава муниципального образования город-курорт Сочи (редакция 19.07.2005г.), Городское Собрание Сочи - представительный орган муниципального образования город-курорт Сочи. В соответствии со ст.24 Устава муниципального образования город-курорт Сочи (редакция 19.07.2005г.), в компетенции Городского Собрания Сочи находится: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Сочи; утверждение правил землепользования и застройки; утверждение положений об отраслевых (функциональных) и территориальных органах Администрации, наделенных правами юридического лица. В соответствии с п.14 ч.5 ст.38 Устава муниципального образования город-курорт Сочи (редакция 19.07.2005г.), Глава города Сочи как Глава Администрации осуществляет следующие полномочия: предоставляет гражданам и юридическим лицам земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в порядке, установленном Городским Собранием Сочи. В соответствии со ст.2.1. раздела 2 Положения о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории города Сочи, утвержденное решением Городского Собрания Сочи от 18.04.2002г. №61 (редакция 14.11.2006г.), Глава города Сочи рассматривает вопросы и принимает решения о первичном предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства; предоставлении земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ), индивидуального и коллективного садоводства при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, в порядке, установленном ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации; предоставлении земельных участков гражданам в собственность бесплатно, в том числе передаче в собственность земельных участков, ранее предоставленных гражданам в пожизненное наследуемое владение и постоянное (бессрочное) пользование в порядке, предусмотренном ст. ст. 20, 21 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно разделу 6 Положения о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории города Сочи, утвержденное решением Городского Собрания Сочи от 18.04.2002г. №61 (редакция 14.11.2006г.), первичное предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с сформированными и согласованными Главой города Сочи, утвержденными Городским Собранием Сочи проектами планировки и застройки соответствующих территориальных зон. Земельные участки предоставляются гражданам для использования в личных целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Согласно ч.3 ст. 51 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, (редакция 19.07.2005г.) деятельность Администрации района осуществляется на основании положения об Администрации района, утверждаемого Городским Собранием Сочи. В соответствии с п.4 ст.9 Положения «Об администрации Центрального района - территориальном органе администрации города-курорта Сочи», утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 27.12.2005г. №425, администрация Центрального района осуществляет следующие полномочия в области землепользования, градостроительства, строительства, транспорта и связи: рассматривает вопросы и принимает решения о: предоставлении земельных участков гражданам в собственность бесплатно, в том числе передаче в собственность земельных участков, ранее предоставленных гражданам в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение. Согласно Уставу муниципального образования город-курорт Сочи, администрация Центрального района г. Сочи не была наделена на дату 12.02.2007г. полномочиями по первичному предоставлению земельных участков гражданам, в т.ч. в собственность за плату. Государственная регистрация права земельного участка около д.№33 по ул.Санаторной Центрального района г.Сочи за Торомонян Ш.К. была произведена на основании постановления главы администрации Центрального района г.Сочи №89 от 12.02.2007г., которое в настоящий момент отменено. В соответствии со ст.25.2. Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания. Таким образом, существуют основания для отмены регистрации права на объект недвижимости - земельный участок площадью 2300 кв.м., кадастровый номер (Номер), расположенный по адресу: (Адрес) зарегистрированный в отношении Торомонян Ш.К. Кроме того, факт об отсутствии у администрации Центрального района г.Сочи полномочий по первичному предоставлению земельных участков гражданам установлен судебными решениями Центрального районного суда г.Сочи по иску прокурора Центрального района г.Сочи и кассационным определениями Краснодарского краевого суда. Решением Центрального районного суда г.Сочи от 14 апреля 2009 года результаты межевания на земельный участок Торомонян Ш.К. площадью 2300 кв.м. с кадастровым номером (Номер), расположенный по (Адрес) признаны недействительными и указанный земельный участок с данным кадастровым номером снят с кадастрового учёта. После снятия с кадастрового учёта земельного участка, Торомонян Ш.К. не изготовив схему размещения земельного участка в установленном законом порядке в виду изменения его конфигурации и границ и не согласовав её в органах местного самоуправления, а также не согласовав её с МУП г.Сочи «Т.» и ОАО «С.», так как участок примыкает непосредственно к данным сетям, поставила земельный участок на кадастровый учёт с новым кадастровым номером (Номер). Данный кадастровый номер не зарегистрирован в свидетельстве о праве собственности на земельный участок и подлежит снятию с кадастрового учёта. Кассационным определением Краснодарского краевого суда от 31.05.2011г. по гражданскому делу №33-12249/2011 установлено, что с 2009 года право собственности Торомонян Ш.К. на земельный участок как конкретный объект недвижимости не индетифицировано. Между тем суд считает необходимым разъяснить ответчику Торомонян Ш.К. право на обращение в администрацию города Сочи с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ для эксплуатации жилого дома (Адрес) Центрального района г.Сочи согласно предельных размеров нормативов земельных участков от 300 до 700 кв.м., утверждённого Городским Собранием Сочи. При таких обстоятельствах суд считает заявленные исковые требования администрации города Сочи обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление администрации города Сочи к Торомонян Ш.К. о признании договора купли-продажи земельного участка, свидетельства о государственной регистрации права недействительными и аннулировании записи в едином государственном реестре удовлетворить. Признать договор купли-продажи земельного участка №161 от 02.10.2007г. недействительным с момента его подписания. Признать недействительным свидетельство от (Дата) серия (Номер) о государственной регистрации права на земельный участок, площадью 2300 кв.м., кадастровый номер (Номер), расположенный по адресу: (Адрес), выданное в отношении Торомонян Ш.К.. Признать недействительными результаты межевания Торомонян Ш.К. на земельный участок площадью 2300 кв.м. с кадастровым номером (Адрес), расположенный (Адрес). Обязать Центральный отдел г.Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю аннулировать в едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации от (Дата) о праве собственности на земельный участок площадью 2300 кв.м., кадастровый номер (Номер), расположенный по адресу: (Адрес), выданное в отношении Торомонян Ш.К. и снять с кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером (Номер), расположенный (Адрес) на землях населённых пунктов принадлежавший Торомонян Ш.К.. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в течение 10 дней. Председательствующий: