К делу №2-4631/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 сентября 2011 года Центральный районный суд гор.Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Афонькиной А.И. при секретаре судебного заседания Аветян Н.А. рассмотрев в открытом заседании дело по заявлению прокурора Адлерского района гор.Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления УСТАНОВИЛ : Прокурор Адлерского района гор.Сочи обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, просит признать бездействие администрации г. Сочи, в части неисполнения обязанности по содержанию проезжей части дорог по улицам <адрес> в надлежащем состоянии, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», незаконным. Обязать администрацию г. Сочи привести проезжую часть дорог по улицам <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Свои требования прокурор обосновывает тем, что прокуратурой Адлерского района г. Сочи проведена проверка доводов обращения жителей <адрес> о неудовлетворительном состоянии улиц <адрес>. В ходе проверки установлено, что согласно акту комиссионной проверки улично-дорожной сети <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ, на пересечении улиц <адрес> отсутствует горизонтальная дорожная разметка, отсутствует разметка 1.14 «Пешеходный переход», отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; в районе дома № на <адрес> на протяжении 75 метров ямочность, размеры ям превышают предельно допустимые параметры п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93, отсутствует горизонтальная дорожная разметка, занижен либо отсутствует бордюрный камень, необходимо заменить дорожные знаки 1.23 «Дети»; на перекрёстке улиц <адрес> отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14 «Пешеходный переход» и дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 5.16 «Автобусная остановка»; с левой стороны <адрес> отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14 «Пешеходный переход» и дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 5.16 «Автобусная остановка», знаки 1.23 «Дети»; с левой стороны <адрес> полностью разбита дорожная одежда, ямы, превышающие предельно допустимые параметры, отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.14, «Пешеходный переход», разбит бордюрный камень, дорожный знак 3.24 требует замены; с правой стороны <адрес> отсутствует дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», отсутствует табл. 8.13 «направление главной дороги», разбита проезжая часть улицы, ямы размером, превышающим предельно допустимые п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93; с правой стороны <адрес> отсутствует дорожный знак 2.1 «Главная дорога» с табл. 8.13 «направление главной дороги»; на всём протяжении обследуемого участка загрязнена проезжая часть, необходима обрезка зелёных насаждений. Таким образом автомобильные дороги по <адрес>, находятся в аварийном состоянии, не отвечают требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», что снижает уровень безопасности дорожного движения, противоречит требованиям ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», в связи с чем имеется вероятность закрытия автобусного маршрута по данным улицам. В судебное заседание прокурор Адлерского района гор.Сочи в суд не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Администрации города Сочи заявление прокурора не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что согласно Решению Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об управлении автомобильных дорог администрации города Сочи» управление автомобильных дорог администрации города Сочи наделено правами юридического лица, имеет лицевые счета в органе, исполняющем бюджет города Сочи, печать с изображением герба муниципального образования город - курорт Сочи и со своим наименованием, а также соответствующие печати, бланки и штампы. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ремонт автомобильных дорог по <адрес> не производился. Капитальный и текущий ремонт дорог осуществляется по мере поступления бюджетных средств. В соответствии с постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № «О выполнении работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территориях внутригородских районов и сельских округов города Сочи» утвержден перечень автомобильных дорог, подлежащих ремонту в ДД.ММ.ГГГГ на территориях внутригородских и сельских округов города Сочи. В соответствии с указанным постановлением на ремонт автомобильных дорог на территории Адлерского района города Сочи выделено <данные изъяты> Согласно утвержденному указанным постановлением перечню, в Адлерском районе города Сочи, ремонту подлежат дороги по <адрес>. Ремонт улиц <адрес> в утвержденный перечень не включен. Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которым в Адлерском районе города Сочи ремонту подлежат: перекресток <адрес>. Ремонт автомобильных дорог осуществляется по мере поступления в бюджет денежных средств, по мере очередности. Обстоятельства, обосновывающие требования и возражения лиц, участвующих в настоящем деле, связаны с бюджетными правоотношениями. Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. При этом задачи и функции органов местного самоуправления определены действующим законодательством с учетом статуса этих органов (осуществляющих публичную власть). Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя Администрации города Сочи, суд удовлетворяет заявление прокурора по следующим основаниям. В соответствии со ст.ст. 209-210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. Частью 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.07 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.07г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и с внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и т.д. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Устава г. Сочи, утвержденного решением Городского собрания Сочи от 28.09.04 № 185 к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Организация эксплуатации дорожного хозяйства отнесена к компетенции администрации г. Сочи (ст. 46 Устава г. Сочи). В соответствии с решением Городского собрания Сочи от 26.04.07 № 38 «О включении в состав имущества казны города Сочи автомобильных дорог общего пользования (улично-дорожной сети)» с изменениями, внесенными решением Городского собрания Сочи 20.06.07 № 94, автомобильные дороги общего пользования (улично-дорожная сеть), расположенные в границах муниципального образования город-курорт Сочи, включены в реестр объектов муниципальной собственности г. Сочи в составе имущества казны г. Сочи. Согласно с нормами Положения об управлении автомобильных дорог администрации г. Сочи, утверждённого Решением Городского Собрания Сочи № от ДД.ММ.ГГГГ, правление автомобильных дорог администрации города Сочи являетсяотраслевым (функциональным) органом администрации города Сочи, осуществляющим в пределах установленной компетенции управление сетью автомобильных дорог местного значения в границах города Сочи, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности дорожного хозяйства города Сочи для удовлетворения потребностей пользователей автомобильными дорогами местного значения, обеспечения безопасности и комфортности движения автомобильного транспорта. Основными задачами Управления являются, в том числе, обеспечение комплексного развития и устойчивого функционирования автомобильных дорог местного значения. Управление обеспечивает организацию и выполнение работ по диагностике, оценке технического и транспортно-эксплуатационного состояния, инвентаризации, мониторингу и паспортизации автомобильных дорог местного значения; обеспечивает организацию и планирование дорожных работ, осуществляет надзор за состоянием автомобильных дорог местного значения и связанных с ними сооружений и дорожной инфраструктуры, использованием полосы отвода и придорожной полосы в пределах своей компетенции. В судебном заседании установлено, что отделением № 1 ОГИБДД УВД по г. Сочи в целях приведения данных улиц в нормативное состояние по результатам проведённого ДД.ММ.ГГГГ обследования улично-дорожной сети района, что подтверждается актом комиссионной проверки улично-дорожной сети Адлерского района гор.Сочи: <адрес> (л.д.16-19) - Управление автомобильных дорог администрации г. Сочи привлечено к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ (постановление от ДД.ММ.ГГГГ), выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-13; 70-72). В результате проверки комиссия пришла к выводу, что данная дорога находится в аварийном состоянии, не отвечает требованиям ГОСТ Р 50597-93. Отделением № 1 ОГИБДД УВД по г. Сочи по истечении сроков, установленных в предписании, проведена контрольная проверка, в ходе которой установлено, что выявленные недостатки в состоянии автомобильных дорог не устранены, в связи с чем, Управление автомобильных дорог администрации г. Сочи привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д.9). Таким образом, бездействие администрации г. Сочи в части непринятия мер по устранению повреждения дорожного покрытия улиц <адрес> и приведению его в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 нарушают права граждан на свободное и безопасное передвижение в пределах муниципального образования - города-курорта Сочи, как пешком, так и с использованием транспортных средств. Указанные действия ответчиков нарушают права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предоставляет право прокурору обратиться в суд для защиты этих прав и интересов. Суд не может согласиться с доводами представителя Администрации города Сочи о том, что их вина в бездействии отсутствует, так как управление автомобильных дорог администрации города Сочи является самостоятельным юридическим лицом, поэтому управление и должно нести ответственность за состоянием дорог. Согласно Устава города, а также представленным Администрацией Постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что именно Администрация города определяет перечень подлежащих ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории внутригородских районов города Сочи; именно Администрация города Сочи устанавливает объем финансирования на ремонтные работы, вносит изменения в ранее принятые постановления о выполнении работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного назначения. С учетом изложенного, оснований к отказу в удовлетворении заявления прокурора Адлерского района гор.Сочи, у суда не имеется. Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Заявление прокурора Адлерского района гор.Сочи о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - Администрации города Сочи - удовлетворить. Признать бездействие администрации г. Сочи, в части неисполнения обязанности по содержанию проезжей части дорог по улицам <адрес> в надлежащем состоянии, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», незаконным. Обязать администрацию г. Сочи привести проезжую часть дорог по улицам <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Решение в 10 дней может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд со дня его вынесения. Судья - А.И. Афонькина