решение суда по заявлению Первого заместителя прокурора Краснодарского края-прокурора г. Сочи в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи



К делу № 2-5172/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                 город Сочи                                                                    ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ващенко Н.П.

при секретаре Грищенко И.А.,

с участием помощника прокурора Центрального района города Сочи Чуприна Е.А.,

представителя администрации города Сочи Шелест Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи гражданское дело по заявлению Первого заместителя прокурора Краснодарского края-прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в лице администрации города Сочи, понуждении организовать постановку бесхозяйных систем ливневой канализации на учет в территориальном органе Росреестра с последующей регистрацией объекта в качестве муниципального имущества,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратурой города организовано рассмотрение обращения директора Федеральной службы охраны Российской Федерации Мурова Е.А. о нарушениях природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства в городе Сочи, на территориях, прилегающих к резиденции Президента Российской Федерации, ФГУП «Объединенный санаторий «Русь» и ФГУП «Санаторий «Сочи».

В ходе проверки установлено, что в районе домов <адрес>, улице <адрес>, улице <адрес> имеются бесхозяйные сети ливневой канализации. При этом, администрация города Сочи не обладает достоверной информацией о количестве бесхозяйных ливневых сетей, что подтверждается информацией из администрации города.

Со стороны администрации города Сочи не предпринято мер, направленных на инвентаризацию данных объектов недвижимости, для последующей регистрации права собственности на такие объекты.

Администрация города Сочи фактически самоустранилась от реализации предусмотренных законодательством полномочий по содержанию объектов муниципального имущества и организации водоотведения в границах городского округа, в связи с чем, прокурор города Сочи просит признать незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность в установленном законом порядке бесхозяйных систем ливневой канализации, расположенных в районе домов <адрес>, улице <адрес>, улице <адрес>, обязать администрацию города Сочи организовать постановку бесхозяйных систем ливневой канализации, расположенных в районе указанных выше домов по улицам Санаторной, Инжирной, Виноградной на учет в территориальном органе Росреестра с последующей регистрацией объекта в качестве муниципального имущества.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района города Сочи Чуприна Е.А. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить, приводя доводы, изложенные в заявлении.

            Представитель администрации города Сочи Шелест Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила суд в их удовлетворении отказать, пояснив, что в ведении администрации Центрального района города Сочи находятся ливневые канализации, расположенные на улицах Санаторной, Инжирной, Виноградной города Сочи.

Выслушав мнение участников процесса, оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к убеждению, что заявление Первого заместителя прокурора Краснодарского края-прокурора города Сочи подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Данное положение предоставляет право прокурору в соответствии со статьей 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением для защиты указанных интересов.

Частью 1 статьи 32 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в границах курортов запрещается любая деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Согласно статье 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» одним из основных принципов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является заблаговременность проведения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

Кроме того, пунктами 8, 11, 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так же организация мероприятий по охране окружающей среды на в границах городского округа.

В соответствии с п.2 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Распоряжением Правительства РФ от 12.04.96 № 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.94 № 1470 «О природных ресурсах прибрежной полосы Черного и Азовского морей» город Сочи признан курортом федерального значения, соответственно особо охраняемой природной территорией, имеющей федеральное значение. Акватория Черного моря, в том числе, зона прибрежного водопользования, является одним из природных лечебных ресурсов города-курорта Сочи, предназначенным для отдыха и лечебно-оздоровительных целей.

Из материалов дела следует, что Прокуратурой города организовано рассмотрение обращения директора Федеральной службы охраны Российской Федерации Мурова Е.А. о нарушениях природоохранного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства в городе Сочи, на территориях, прилегающих к резиденции Президента Российской Федерации, ФГУП «Объединенный санаторий «Русь» и ФГУП «Санаторий «Сочи». Установлено, что в районе домов <адрес>, улице <адрес>, улице <адрес> имеются бесхозяйные сети ливневой канализации. При этом, администрация города не обладает достоверной информацией о количестве бесхозяйных ливневых сетей, что подтверждается информацией из администрации города Сочи.

Администрация города Сочи фактически самоустранилась от реализации предусмотренных законодательством полномочий по содержанию объектов муниципального имущества и организации водоотведения в границах городского округа.

Из имеющихся в материалах дела сведений из территориального отдела Роспотребнадзора по КК по города Сочи следует, что в адрес Главы города с 2007 года направлялись информационные письма, в которых сообщалось о бесхозяйных сетях ливневой канализации. Однако, администрацией города Сочи указанные информационные письма игнорировались, меры не принимались.

Согласно пунктам 4 и 6 статьи 56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Подпунктом 1 пункта 6 статьи 60 Водного кодекса РФ запрещается при эксплуатации водохозяйственной системы осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.

Прокуратурой города в адрес руководителя Сочинского ТО ФГУ «ЦЛАТИ по ЮФО» направлено поручение о проведении количественного химического анализа неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод. Согласно предоставленного акта отбора проб сточной воды от 13.09.2011 года и протокола КХА сточной воды от 19.09.2011 №421 установлено превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ для морской воды

Из изложенного следует, что бездействие администрации города Сочи создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с загрязнением прибрежной полосы акватории Черного моря.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

При сложившейся ситуации, сброс неочищенных сточных вод в городе Сочи в нарушение предъявляемых законодательством РФ требований, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а так же создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, распространения заболеваний, угрозу ухудшения качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинения вреда в будущем.

Довод представителя администрации города Сочи о том, что бесхозяйные системы ливневой канализации находятся на учете администрации Центрального района города Сочи суд считает несостоятельным, исходя из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Данное полномочие органа местного самоуправления изложено также в п. 5 положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580. Указанная норма права устанавливает порядок принятие на учет объекта недвижимого имущества, согласно которому к заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документ, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе прав объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующее организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Согласно главе 7 Положения о порядке управления муниципальным имуществом города Сочи, утвержденного Решением Городского Собрания Сочи от 24.06.2010 № 50, обязанности по реализации перечисленных полномочий переданы администрации города Сочи.

Однако, таких действий со стороны администрации города Сочи не предпринято, равно как не предпринято мер, направленных на инвентаризацию данных объектов недвижимости, для последующей регистрации права собственности на такие объекты.

С учетом изложенного заявленные требования Первого заместителя прокурора Краснодарского края-прокурора города Сочи законы, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, ст.206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требований Первого заместителя прокурора Краснодарского края-прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в лице администрации города Сочи, понуждении организовать постановку бесхозяйных систем ливневой канализации на учет в территориальном органе Росреестра с последующей регистрацией объекта в качестве муниципального имущества, признать обоснованными.

Признать незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность в установленном законом порядке бесхозяйных систем ливневой канализации, расположенных в районе домов <адрес>, улице <адрес>, улице <адрес>.

Обязать администрацию города Сочи организовать постановку бесхозяйных систем ливневой канализации, расположенных в районе домов <адрес>, улице <адрес> улице <адрес> на учет в территориальном органе Росреестра с последующей регистрацией объекта в качестве муниципального имущества.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

          Председательствующий:                                                   Н.П. Ващенко

Мотивированный текст решения изготовлен                                   ДД.ММ.ГГГГ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200