Решение по иску прокурора Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Хлынину Н.Н., Кирьязиеву П.В., администрации г.Сочи о запрете деятельности создающей опасность вреда в будущем



стр. из

дело 2-4013/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г.Сочи                                    

20.09.2011 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Хлынину Н.Н., Кирьязиеву П.В., администрации г.Сочи о запрете деятельности создающей опасность вреда в будущем,

по иску Капикяна Б.С. к администрации г.Сочи, Хлынину Н.Н., Кирьязиеву П.В. о признании разрешения на строительство недействительным,

установил:

Прокурор Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Хлынину Н.Н., Кирьязиеву П.В., администрации г.Сочи, которым просит запретить строительство трехэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по <адрес> до установления зоны охраны объекта культурного наследия "Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы ВОВ, 1941-1945 годы", а также режима использования данной зоны и обязать администрацию г.Сочи в установленном законом порядке обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки на учет объекта культурного наследия "Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы ВОВ, 1941-1945 годы", а также разработать проект зон охраны указанного объекта культурного наследия.

Требования мотивирует тем, что "Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны, 1941- 1945 годы" является объектом культурного наследия регионального значения согласно Решению Краснодарского крайисполкома от 29.01.1975 г. № 63 и охраняется государством на основании действующего законодательства.

По информации управления культуры администрации г.Сочи, указанный объект культурного наследия в настоящее время не внесен ни в один из реестров собственности.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются границы зон охраны объекта культурного наследия.

По факту строительства в границах зон охраны вышеназванного объекта культурного наследия, сотрудниками управления 01.07.2011 г. проведена выездная проверка, в ходе проведения которой установлено, что 12.10.2009 г. администрацией Центрального района г.Сочи Хлынину Н.Н. и Кирьязиеву П.В. выдано разрешение на строительство трехэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по <адрес>, сроком до 12.10.2019 г.

Согласно данным паспорта памятника, составленного 06.10.1974 г., захоронения здесь производились в 1941-1946 годах. В годы войны в г.Сочи функционировало 111 госпиталей, где лечились раненые солдаты и офицеры. Умершие от ран захоронены на Завокзальном кладбище в Братской могиле. Позже на естественном склоне сооружен обелиск, который реконструировали в 1957 г. под руководством ФИО1 - скульптора Художественного фонда г.Сочи.

В соответствии с информацией, предоставленной ТСЖ "Севастопольская 17", при строительстве жилого <адрес> (угол дома расположен к северо-востоку, через дорогу от границы территории мемориального комплекса, примерно в 25 метрах), обнаружены останки захоронений. Принимая во внимание вышеизложенное, комиссия считает, что граница территории захоронения не совпадает с границей существующего мемориального комплекса.

В результате проверочная комиссия пришла к выводу, что на данном участке необходимо установить режим использования для охранных зон памятников, запрещающий строительство и ограничивающий хозяйственную и иную деятельность.

Администрация г.Сочи до настоящего времени не обратилась в территориальные органы, осуществляющие государственный регистрацию прав на недвижимое имуществу для постановки на учет объекта культурного наследия.

Капикян Б.С. обратился в суд с иском к администрации г.Сочи, Хлынину Н.Н., Кирьязиеву П.В. о признании разрешения на строительство недействительным, мотивируя тем, что он проживает в многоквартирном жилом доме по <адрес>, земельный участок под которым не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, между тем и собственником имеется право на такое оформление. Ответчики, у которых земельный участок находится в общей долевой собственности, расположенный вблизи его дома, получили разрешение на строительство и в 23011 г. начали его осваивать. Истец считает, что поскольку работы ведутся непосредственно вблизи его дома, то данное обстоятельство может повлечь нарушение фундамента дома, часть бельевой площадки попадает под снос.

Участвующий в деле прокурор при рассмотрении дела требования иска поддержал.

Представитель Капикяна Б.С. просило удовлетворить требования своего доверителя.

Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представили отзыв, согласно которого требования прокурора поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель администрации г.Сочи вопрос об удовлетворении требований прокурора оставил на усмотрение суда, в иске Капикяна Б.С. просил отказать.

Представитель ответчиков Хлынина Н.Н., Кирьязиева П.В. иск не признали и пояснили, что разрешительная документация на строительство получена в соответствии с законом.

Изучив позиции сторон, материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в части и не подлежащим удовлетворению иск Капикяна Б.С.

Согласно паспорта памятника истории и культуры СССР объектов культурного наследия "Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг." расположен в <адрес>, категория охраны - местная.

Земельный участок площадью 920 кв.м с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, принадлежит в равных долях на праве собственности Хлынину Н.Н. и Кирьязиеву П.В., которым администрацией Центрального района г.Сочи выдано разрешение на строительство RU23309-930-Ц на строительство "индивидуального жилого дома" площадью застройки 344,0 кв.м, этажность 3 с техподпольем, общей площадью 995 кв.м.

Основным специальным законодательным актом, регулирующим организацию и осуществление деятельности по увековечению памяти погибших при защите Отечества в РФ, является Закон РФ от 14.01.1993 г. № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества".

Статьей 6 Закона РФ от 14.01.1993 г. № 4292-1 предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством РФ. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.

Данные нормы закреплены Федеральным Законом от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Законом Краснодарского края от 04.02.2004 г. № 666-КЗ "О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае".

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов РФ, расположенных на территории Краснодарского края, регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ", Законом Краснодарского края от 06.02.2003 г. № 558-КЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Краснодарского края".

Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследил (ст.34 Закона). Границы зон охраны памятников, режим использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон определяются проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Согласно п.2 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 г. № 315, на сопряженной с объектом культурного наследия территории может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Разработка проектов зон охраны объекта культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, существенных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия организуют органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (п.4 Положения).

В соответствии с законодательством Краснодарского края в области охраны объектов культурного наследия на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы краевым органом охраны объектов культурного наследия утверждаются границы зон охраны объекта культурного наследия регионального и местного значения в порядке, установленном главой администрации (губернатором) Краснодарского края.

Согласно ч.7 ст.24 ГрК РФ при наличии на территориях поселения, городского округа объектов культурного наследия в процессе подготовки генеральных планов в обязательном порядке учитываются ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством РФ об охране объектов культурного наследия и ст.27 ГрК РФ.

Следовательно, в соответствии с нормами градостроительного законодательства на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа органы местного самоуправления поселения и городского округа обеспечивают подготовку проекта планировки территории, предусматривающего сохранение объектов культурного наследия, регенерацию и (или) сохранение исторической среды, разработанного с учетом регламентов (технических, градостроительных) зон охраны объектов культурного наследия.

Указанный объект культурного наследия находится в муниципальной собственности. В соответствии со ст.36 Закона Краснодарского края от 06.02.2003 г. № 558-КЗ порядок и условия использования объектов культурного наследия устанавливаются краевым органом охраны объектов культурного наследия и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности физических и юридических лиц, государственной или муниципальной собственности, соответствующим охранным документом: охранным обязательством собственника объекта культурного наследия, охранным обязательством пользователя объектом культурного наследия.

В соответствии с ч.4 ст.48 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном документе обязательства по содержанию объекта культурного наследия, его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

В силу ст.10 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, включая индивидуальные обозначения таких зон, описание местоположения границ таких зон, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, суд полагает, что разработка проекта зон охраны объекта культурного наследия "Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 годы", расположенного в <адрес>, Завокзальное (закрытое) кладбище, органами местного самоуправления необходима.

Решением Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 г. № 202 утверждены "Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи" в соответствии со ст.8 ГрК РФ, согласно которым данные правила являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения Правил и порядок внесения в них изменений с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Документация по планировке территории разрабатывается на основании Генерального плана г.Сочи с соблюдением Правил землепользования и застройки г.Сочи, технических регламентов и иных обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством к использованию и застройке территории, с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, республиканских и местных нормативов градостроительного проектирования и иных нормативно-технических документов, действующих на территории г.Сочи.

Между тем, согласно "Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи" до разработки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия границы территорий объектов культурного наследия, охранные зоны и временные границы зон охраны объектов культурного наследия на карте отображены условно и на дальнейших стадиях проектирования требуют уточнения.

При данных обстоятельствах, суд считает, что допущенное бездействие администрации г.Сочи в части разработки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия не предопределяют отсутствие реализации прав в области градостроительной деятельности иных ее субъектов.

Действующий Закон Краснодарского края от 19.07.2011 № 2316-КЗ, ст.7, ч.1 по вопросу границ зоны охраны объектов культурного наследия устанавливает, что размер зон охраны объекта культурного наследия и ее границы определяются с учетом размера территории объекта культурного наследия, застройки земельного участка и застройки вокруг него, рельефа местности, а также иных условий, обеспечивающих безопасность объектов культурного наследия.

Статья 17, ч.2 Закона Краснодарского края от 19.07.2011 г. № 2316-КЗ также регламентирует установление границ зон охраны объектов культурного наследия регионального и местного значения, расположенных на территории Краснодарского края: "для сохранения объектов культурного наследия устанавливаются границы зон охраны исходя из размера самого объекта культурного наследия и прилегающей по всему периметру к нему территории, с учетом возможности наличия связанных с ними других объектов культурного наследия, объектов археологического наследия, прикурганных сооружений, а также с учетом топографической ситуации, специфики и требований, предъявляемых к ведению работ по сооружению и эксплуатации производственного объекта или иного объекта недвижимости".

На момент рассмотрения дела отсутствуют законодательно закрепленные требования об установлении границ зон охраны объектов культурного наследия, для памятников истории составляющих 60 метров по всему периметру. При этом, устанавливая охранную зону, законодатель требует учитывать сложившуюся градостроительную ситуацию вокруг объекта охраны, в том числе сформировавшуюся застройку.

Часть 1 ст.7 Закона Краснодарского края от 19.07.2011 г. № 2316-К3 указывает, что размер и границы зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются с учетом застройки, сложившейся вокруг земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия, т.е. границы зоны охраны объекта культурного наследия должны устанавливаться с учетом существующих линий регулирования застройки.

Линии регулирования застройки, согласно "Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи" - границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий, строений, сооружений, с отступом от красных линий или от границ земельного участка.

Границы зоны охраны объекта культурного наследия "Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы ВОВ, 1941-1945 годы" должны устанавливаться с учетом границ земельного участка с кадастровым номером , т.е. с учетом линий регулирования застройки.

Разрешение на строительство получено ответчиками 12.09.2009 г. в законном порядке в соответствии ЗК РФ, "Правилами землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи", на основании документов, предусмотренных ч.9 ст.51 ГрК РФ.

Истцом заявлены требования об установлении зоны охраны объекта культурного наследия "Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы ВОВ, 1941-1945 годы", а также режима использования для охранных зон памятников, запрещающий строительство и ограничивающий хозяйственную и иную деятельность на основании Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Положении о зонах охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 26.04.2008 № 315, ч. 7,ст. 24, ст. 27 Градостроительного кодекса, т.е. фактически, требования о признании земельного участка с кадастровым номером относящимся к землям, ограниченным в обороте.

Земельный участок с кадастровым номером принадлежит ответчикам на праве собственности.

В силу ч.4 ст.28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Ограничения оборотоспособности земельных участков установлены также в ст.27 ЗК РФ, согласно которой земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с п.1.3. "Правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Сочи", порядок использования земель г.Сочи определяется в соответствии с зонированием его территории, отображенным на Карте градостроительного зонирования (Часть II Правил). В соответствии с ним территория г.Сочи разделена на территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территории, для каждой из которых настоящими Правилами установлен градостроительный регламент (Часть III Правил).

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все расположенные в границах территориальных зон земельные участки и объекты капитального строительства, за исключением земельных участков расположенных в границах территорий памятников и ансамблей, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия.

Согласно данным "Правил землепользования и застройки…", земельный участок с кадастровым номером отнесен территориальной зоне Ж-2 (зона малоэтажной застройки до 4-х этажей).

В свою очередь, земельный участок, занятый объектом культурного наследия "Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы ВОВ, 1941-1945 годы" отнесен к территориальной зоне Р-2 (зона зеленый насаждений общего пользования). Указанные две территориальные зоны и соответственно два земельных участка разграничены друг от друга муниципальной дорогой, что подтверждается представленной графикой дежурного плана г.Сочи.

Указанные две зоны имеют разное целевое назначение, т.е. разные задачи по их развитию: Ж-2 предполагается развивать как территорию малоэтажной жилой застройки и зон комфортного жилья, в то время как, Р-2 призвана обеспечивать сохранение и обустройство озелененных пространств.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером не относится к землям, ограниченным в обороте, т.е. к землям, занятым объектом культурного наследия "Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы ВОВ, 1941-1945 годы".

В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением         требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Соблюдение строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов при строительстве трехэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером подтверждается полученным в законном порядке разрешением на строительство указанного дома № RU23309-930-Ц, выданным администрацией г.Сочи от 12.09.2009 г. Тем самым, подтверждается, что строительство трехэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по <адрес> не относится к деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем.

В свою очередь ч.2 ст.36 ЗК РФ предусматривает, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Согласно ч.5 ст.16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Земельный участок, занятый многоквартирным жилым домом <адрес> и необходимый для обеспечения эксплуатации указанного дома не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, т.е. границы и размер указанного земельного участка не определены.

Таким образом, границы и размер земельного участка, подлежащего закреплению за многоквартирным домом <адрес> должны определяться согласно нормам действующего законодательства.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

удовлетворить в части иск прокурора Центрального района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к Хлынину Н.Н., Кирьязиеву П.В., администрации г.Сочи о запрете деятельности создающей опасность вреда в будущем.

обязать администрацию г.Сочи разработать и утвердить проект зоны охраны объектов культурного наследия "Братская могила 2117 советских воинов, умерших от ран в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг." и направить в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры).

отказать в удовлетворении остальной части иска.

отказать в удовлетворении иска Капикяна Б.С. к администрации г.Сочи, Хлынину Н.Н., Кирьязиеву П.В. о признании разрешения на строительство недействительным.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23.09.2011 г.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200