Решение по иску Кешишян К.В. в интересах несовершеннолетних детей к Кешишяну П.С, Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 г., Дирекции ФГУ ДСД `Черноморье` о признании Соглашения об изъятии пут



стр. из

дело 2-3769/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г.Сочи                                    

12.08.2011 г.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

с участием представителя истца Низового А.О.,

представителя ответчика Кешиняна П.С. - Колошенковой Л.В.,

представителя ответчика Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 г. - Меличко Н.В.,

представителя ответчика Дирекции ФКУ ДСД "Черноморье" - Таран О.В.,

представителя Управления по вопросам семьи и детства администрации г.Сочи - Хилай В.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Кешишян К.В. в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3 к Кешишяну П.С., Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 г., Дирекции ФГУ ДСД "Черноморье" о признании Соглашения об изъятии путем выкупа домовладения от 10.02.2011 г. №652-1230-р и применения последствий недействительной сделки в форме возврата сторонам всего полученного по сделке,

установил:

Кешишян К.В. в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3 обратилась в суд с иском к Кешишяну П.С., Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 г., Дирекции ФГУ ДСД "Черноморье" о признании Соглашения об изъятии путем выкупа домовладения от 10.02.2011 г. №652-1230-р и применения последствий недействительной сделки в форме возврата сторонам всего полученного по сделке, мотивируя свое обращение тем, что с 17.04.1999 г. она состояла в браке с Кешишян Э.П. С этого времени они проживали в доме его отца Кешишян П.С. по адресу: <адрес>, куда были вселены с его добровольного согласия, как члены его семьи. От брака у них имеются четверо детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Она и дети с согласия собственника были зарегистрированы по адресу: <адрес>, внесены в домовую книгу.

Поскольку семейная жизнь не сложилась 17.03.2009 г. решением мирового судьи судебного участка №101 г.Сочи, брак был расторгнут, на содержание детей с ФИО5 взысканы в ее пользу алименты в размере 1 МРОТ на каждого ребенка, ежемесячно, вплоть до совершеннолетия детей.

Решением Центрального районного суда г.Сочи от 01.10.2009 г. по делу 2-3088/09, место жительства детей было определено вместе со ней, по месту ее фактического проживания.

Приговором Мирового судьи судебного участка №105 г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ г. по уголовному делу , ФИО5 признан виновным в совершении четырех преступлений предусмотренных ч.1 ст. 157 УК РФ и ему назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев исправительных работ с удержанием 5% из заработка осужденного в доход государства. Взыскано с ФИО5 в ее пользу сумма задолженности по уплате алиментов в размере <данные изъяты> рублей.

В настоящее время она и дети проживают на съемной квартире по адресу: <адрес>.

В соответствии с Соглашением № 652-1230-р от 10.02.2011 г., заключенным между Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" и Кешишян П.С., на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010г. № 1230-р "Об изъятии земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения" Кешишян П.С. передал, а Департамент принял в собственность Российской Федерации, путем выкупа за сумму 24856690 рублей, земельный участок с кадастровым номером , площадью 640 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий Кешишяну П.С. на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.07.2009г. произведена запись регистрации , а так же расположенный на земельном участке жилой дом, литер А, общей площадью 344,9 кв.м., принадлежащий Кешишяну П.С. на праве собственности, что подтверждается регистрационным удостоверением № 1015 от 30.12.1999 г., выданным МПБТИ г.Сочи. Дирекция осуществила оплату выкупной цены недвижимого имущества и возместила убытки, подлежащие возмещению в связи с изъятием указанного недвижимого имущества.

В данном доме проживали и были зарегистрированы четверо несовершеннолетних детей, членов семьи собственника данного жилого дома Кешишяна П.С. На момент совершения сделки - заключения Соглашения об изъятии путем выкупа домовладения, дети были фактически лишены родительского попечения со стороны ее бывшего супруга, сына собственника дома.

Истец указывает, что в нарушение нормы п.4 ст.292 ГК РФ в части, определяющей порядок отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника данного жилого помещения, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы и признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой не позволяет при разрешении конкретных дел, связанных с отчуждением жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, обеспечивать эффективную государственную, в том числе судебную, защиту прав тех из них, кто формально не отнесен к находящимся под опекой или попечительством или к оставшимся (по данным органа опеки и попечительства на момент совершения сделки) без родительского попечения, но либо фактически лишен его на момент совершения сделки по отчуждению жилого помещения, либо считается находящимся на попечении родителей, при том, однако, что такая сделка - вопреки установленным законом обязанностям родителей - нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего.

Такая сделка, по отчуждению жилого помещения, в котором проживает несовершеннолетний, нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего.

Истец считает, что действия собственника жилого помещения, при заключении сделки - заключения Соглашения об изъятии путем выкупа домовладения, привели нарушение ст.55 ч.2 и ч.3 и ст.56 ч.3 Конституции РФ к умаляют и допускает ограничение права детей на жилище, гарантированного ст.40 Конституции РФ.

Истец со ссылкой на ч.4 ст.167 ГК РФ просит признать сделку - заключение Соглашения об изъятии путем выкупа домовладения от 10.02.2011 г., между ответчиками Кешишян П.С., Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года и Дирекцией ФГУ ДСД "Черноморье" недействительной в связи с ее несоответствием требованиям закона, нарушением Конституционных норм и применить последствия недействительной сделки в форме возврата сторонами всего полученного по сделке.

Ответчиком Кешишян П.С. представлены возражения на иск, согласно которым он иск не признает в его удовлетворении просит отказать и указывает, что Соглашение подписано им на основании распоряжения губернатора Краснодарского края от 13.11.2010 года "Об изъятии земельных участков..." и Федерального закона от 01.12.2007 №310-ФЗ. ответчик также указывает, что на основании ст.31 данного Закона в случае не подписания им соглашения, принадлежащий ему земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества были бы изъяты в судебном порядке.

Несовершеннолетние ФИО1, ФИО4, ФИО2 и ФИО3 - его внуки, членами его семьи не являются.

Решением Центрального районного суда города Сочи от 01.10.2009 г. по иску Кешишян К.В. определено место жительства несовершеннолетних детей вместе с матерью по ее фактическому месту проживания. В судебном заседании по этому делу установлено, что с февраля 2009 г. Кешишян К.В. с детьми в <адрес> не проживает, живет в доме своей матери по <адрес>, где и было определено их место жительства.

Его сын ФИО5 после расторжения брака с Кешишян К.В. и их переезда в другое место жительство также выехал из его дома, проживает по месту жительства сожительницы, членом его семьи не является.

Учитывая, что на протяжении двух лет родители несовершеннолетних детей и дети в принадлежащем ему домовладении не проживают, а он не являюсь ни усыновителем, ни опекуном своих внуков - жилой дом по <адрес> в силу закона не являлся их местом жительства и в силу ч.4 ст.31 ЖК РФ за ними право пользования данным жилым помещением не сохраняется, а регистрация или отсутствие таковой не служит основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что было подтверждено Конституционным Судом РФ в Постановлении от 04.04.1996 г. Наличие регистрации по адресу: г.Сочи, пер.Хлебозаводскому, 12 не свидетельствует о фактическом проживании и наличии прав на данное жилое помещение, как у родителей так и у самих несовершеннолетних детей. Дети не могут быть признаны оставшимися без попечения родителей поскольку имеют и мать и отца. Собственниками домовладения по пер.Хлебозаводскому, 12 они не являются, прав пользования данным жильем также не имеют.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что заключенное им соглашение №652 - 1230 от 10.02.2011 г. никоим образом не затрагивает их права и интересы и соответственно не может быть оспорено, а ссылка истца на ст. 292 ч.4 ГК РФ не состоятельна, поскольку согласие органа опеки и попечительства при заключении Соглашения не требовалось.

Ответчиком Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 г. представлен отзыв на иск, согласно которому в иске просит отказать, указывает, что в силу положений частей 4, 17.3, 18, 25 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 №310-ФЗ соглашение заключается с собственником изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества. Из смысла указанного Закона также следует, что отчуждение имущества осуществляется собственником не по своей воле, а в целях удовлетворения государственных нужд. Таким образом, Федеральный закон от 01.12.2007 №310-ФЗ содержит специальные нормы, регулирующие порядок отчуждения имущества в собственность государства, и при этом не предусматривающие оснований для запрета на совершение соответствующих сделок по отчуждению имущества, в том числе и со стороны органов опеки и попечительства, поскольку факт попадания имущества в границы размещения олимпийского объекта уже является безусловным основанием для изъятия такого имущества. Поскольку Федеральный закон от 01.12.2007 №310-ФЗ не ставит условием заключения соглашения установление лиц, относящихся к членам семьи собственника, а также установление их семейно-правового статуса, а направлен только на восстановление имущественной сферы собственника, поскольку защищает публичный интерес, основания для признания Соглашения недействительным отсутствуют.

Ответчик считает, что не обоснованы ссылки на ч.4 ст.292 ГК РФ, а из наименования Раздела VI СК РФ - "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей", а также из всего содержания указанного раздела - видно, что законодателем такими детьми признаются дети, оставшиеся без попечения обоих родителей. Однако Кешишян К.В. не заявляет о том, что, как и Кешишян Э.П., она оставила своих детей без попечения и не отрицает, что она вместе с детьми проживает по другому адресу - не в том доме, который изъят у Кешишян П.С.

Ответчик Дирекция ФКУ ДСД "Черноморье" представил отзыв на иск, согласно которому в иске просит отказать, указывает, что в соответствии с приказом Министерства регионального развития РФ от 30.07.2009 №316 земельный участок с кадастровым номером площадью 640 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения "Центральная автомагистраль г.Сочи "Дублер Курортного проспекта" от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга-Сочи (р.Псахе) до начала обхода г.Сочи ПКО (р.Агура) с реконструкцией участка дороги от <адрес>. (проектные и изыскательские работы, строительство)".

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13.11.2010г. № 1230-р в собственность РФ для федеральных нужд принято решение об изъятии путем выкупа земельного участка (земли населенных пунктов) с кадастровым номером площадью 640 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, и расположенные на нем иные объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности гражданина Кешишяна П.С.

Согласно ч.23.1 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 №310-ФЗ правообладатели подлежащих изъятию в целях размещения олимпийских объектов в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества обязаны представить в администрацию Краснодарского края имеющиеся у них копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на указанные земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества.

На основании ч.24 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 г. №310-Ф3 администрация Краснодарского края осуществляет подготовку проекта соглашения заключаемого в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, и обеспечивает возможность ознакомления с ним лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 №310-ФЗ ФГУ ДСД "Черноморье", Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и Кешишян П.С. заключили соглашение №652-1230-р от 10.02.2011 г., на основании которого ФГУ ДСД "Черноморье" перечислило Кешишяну П.С. денежную сумму в размере 24856690 рублей за изымаемое имущество принадлежащее на ему праве собственности. В соответствии с условиями Соглашения земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес> перешел в собственность РФ, что подтверждается свидетельством №23-АИ 754224 от 16.03.2011г. Таким образом, ФГУ ДСД "Черноморье" выполнило все обязательства в соответствии с условиями заключенного соглашения.

В судебном заседании каждая из сторон сослались на доводы своих заявлений. Сторона истца просила иск удовлетворить, стороны ответчиков в иске отказать.

Представитель Управления по вопросам семьи и детства администрации г.Сочи просил принять решение в соответствии с законодательством.

Представитель Управления по надзору за исполнением законодательства в ходе подготовки к Олимпийским играм в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, что не препятствует рассмотнн6рнию дела по правилам ст.167 ГПК РФ.

Заслушав доводы сторон, мнения третьих лиц, суд не находит иск подлежащим удовлетворению.

Кешишян П.С. принадлежали на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью 640 кв.м, расположенный в <адрес> (запись в ЕГРП от18.07.23009 г. №23-23-50/049/2009-335), а также расположенный на данном земельном участке жилой дом, общей площадью 344,9 кв.м (регистрационное удостоверение МПБТИ г.Сочи №1015 от 30.12.1999 г.).

Согласно домовой книге в доме зарегистрированы по месту жительства внуки Кешишяна П.С. - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 №310-ФЗ ФГУ ДСД "Черноморье", Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года и Кешишян П.С. заключили соглашение №652-1230-р от 10.02.2011 г., на основании которого ФГУ ДСД "Черноморье" перечислило Кешишяну П.С. денежную сумму в размере 24856690 рублей за изымаемое имущество принадлежащее на ему праве собственности, а Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 г. принял в собственность Российской Федерации изъятое имущество в виде земельного участка и жилого дома.

Кешишян К.В., действуя в интересах несовершеннолетних детей 13.07.2011 г. обратилась в суд с требованием о признании вышеуказанного договора ничтожным, ссылаясь на его противоречие ч.4 ст.292 ГК РФ, согласно которому сделки по отчуждению жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, производится при наличии письменного разрешения органов опеки и попечительства.

Поскольку в данном случае такое согласие получено не было, несмотря на то, что жилое помещение является единственным местом жительства ее детей, что привело к нарушению их прав в связи с заключенным Соглашением, истец просил применить последствия недействительности ничтожной сделки к указанному Соглашению и вернуть стороны Соглашения в первоначальное положение.

Редакция ч.4 ст.292 ГК РФ предусматривает, что отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные члены семьи собственника, если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

В соответствии с ч.4 этой статьи отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства.

Таким образом, исходя из действующей нормы ч.4 ст.292 ГК РФ, согласия органа опеки и попечительства на отчуждение спорного жилого помещения не требовалось, поскольку несовершеннолетние не относятся к категории находящихся под опекой или попечительством либо оставшихся без родительского попечения несовершеннолетних членов семьи собственника данного жилого помещения.

Согласно п."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству возложено на органы государственной власти субъекта РФ и является полномочием по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п.24.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ").

Согласно ч.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Из приведенных норм вытекает, что условия совершения сделок, затрагивающих права несовершеннолетних, определяются федеральным законодательством, а нормы законодательства субъектов РФ принимаются в соответствии с ними и не должны им противоречить.

В силу ст.35 (ч.3) Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Данное положение реализуется также ст.306 ГК РФ.

В силу положений частей 4, 17.3, 18, 25 ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 №310-ФЗ соглашение заключается с собственником изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества. Из смысла указанного Закона также следует, что отчуждение имущества осуществляется собственником не по своей воле, а в целях удовлетворения государственных нужд. Таким образом, Федеральный закон от 01.12.2007 №310-ФЗ содержит специальные нормы, регулирующие порядок отчуждения имущества в собственность государства, и при этом не предусматривающие оснований для запрета на совершение соответствующих сделок по отчуждению имущества, в том числе и со стороны органов опеки и попечительства, поскольку факт попадания имущества в границы размещения олимпийского объекта уже является безусловным основанием для изъятия такого имущества.

При таких обстоятельствах оснований для признания Соглашения ничтожным ввиду его несоответствия требованиям ч.4 ст.292 ГК РФ у суда не имеется.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 г. №13-П ч.4 ст.292 ГК РФ признан не соответствующим Конституции РФ, в части, определяющей порядок отчуждения жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника данного жилого помещения, если при этом затрагиваются их права или охраняемые законом интересы, в той мере, в какой содержащееся в нем регулирование - по смыслу, придаваемому ему сложившейся правоприменительной практикой, - не позволяет при разрешении конкретных дел, связанных с отчуждением жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние, обеспечивать эффективную государственную, в том числе судебную, защиту прав тех из них, кто формально не отнесен к находящимся под опекой или попечительством или к оставшимся (по данным органа опеки и попечительства на момент совершения сделки) без родительского попечения, но либо фактически лишен его на момент совершения сделки по отчуждению жилого помещения, либо считается находящимся на попечении родителей, при том, однако, что такая сделка - вопреки установленным законом обязанностям родителей - нарушает права и охраняемые законом интересы несовершеннолетнего.

Между тем, как установил суд, несовершеннолетние дети имеет обоих родителей: мать и отца, на которых в силу ч.2 ст.38 Конституции РФ и ст.65 Семейного кодекса РФ лежит основная обязанность по обеспечению интересов их детей. Каких-либо оснований полагать, что дети фактически были лишены родительского попечения на момент совершения сделки по отчуждению спорного жилого помещения, материалы дела не дают.

Участниками оспариваемой сделки родители не являлись и, соответственно, никаких действий вопреки установленным законом обязанностям родителей при ее совершении не допустили.

Что касается собственника изъятого недвижимого имущества, то он не является лицом, на котором в силу закона лежит обязанность обеспечивать защиту прав и законных интересов детей.

Следовательно, совершенная собственником изъятого имущества сделка по отчуждению принадлежащего этого имущества не входит в противоречие с частью 4 ст.292 ГК РФ в части, в которой она признана не противоречащим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.06.2010 г. №13-П.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в иске Кешишян К.В. в интересах несовершеннолетних детей ФИО1, ФИО4, ФИО2, ФИО3 к Кешишяну П.С., Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 г., Дирекции ФКУ ДСД "Черноморье" о признании Соглашения об изъятии путем выкупа домовладения от 10.02.2011 г. №652-1230-р и применения последствий недействительной сделки в форме возврата сторонам всего полученного по сделке.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 17.08.2011 г.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200