Решение по иску ОАО `Кубаньэнерго` к Ананяну К.В. о понуждении к заключению Соглашения об установлении сервитута, встречному иску Ананяна К.В. к ОАО `Кубаньэнерго`, и д.р. о признании невозможным использования земельного участка, понуждении к его изъят



Страница из

дело 2-4200/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Сочи

26.09.2011 г.           

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

с участием представителя ОАО "Кубаньэнерго" Богодухова В.В.,

представителя Ананяна К.В. - Гаделия Т.З.,

представителя Департамента Краснодарского края по реализации полномочий зимних олимпийских игр 2014 г. - Лазарева А.В.,

представителя ГК "Олимпстрой" Исламовой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО "Кубаньэнерго" к Ананяну К.В. о понуждении к заключению Соглашения об установлении сервитута, встречному иску Ананяна К.В. к ОАО "Кубаньэнерго", Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий зимних олимпийских игр 2014 г., ГК "Олимпстрой" о признании невозможным использования земельного участка, понуждении к его изъятию путем выкупа,

установил:

ОАО "Кубаньэнерго" обратилось в суд с иском к Ананяну К.В., которым просит обязать его заключить с ОАО "Кубаньэнерго" Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного в <адрес> и возместить судебные расходы.

Требования мотивированы тем, что в соответствии с п.145 Программы строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 991, ОАО "Кубаньэнерго" является ответственным исполнителем строительства олимпийского объекта федерального значения - "Кабельные и воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции "Сочи" (проектные и изыскательные работы, строительство)".

В зону строительства Олимпийского попадает земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер - ). Правообладателем данного земельного участка является ответчик.

Для размещения Олимпийского объекта МУП г.Сочи "Муниципальный институт генплана" подготовлена документация по планировке территории. Документация согласована ГК "Олимпстрой", администрацией Краснодарского края и утверждена Министерством регионального развития РФ.

В соответствии с ст.1, ст.2 и ст.14 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXI олимпийских зимних игр и XI паралимпийских зимних игр 2014 г. в г.Сочи, развитии г.Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельный законодательные акты РФ" до 01.01.2014 г. на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, предусмотренных в перечне, утверждаемом наблюдательным советом Государственной корпорацией по строительству олимпийских объектов и развитию г.Сочи как горноклиматического курорта, в целях строительства линейных сооружений (в том числе, линий электропередачи), на основании принятого администрацией Краснодарского края решения об установлении сервитута.

Распоряжением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.05.2010 г. № 385-р "Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийских объектов федерального значения" в интересах ОАО "Кубаньэнерго" утвержден сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В апреле 2011 г. ответчик с Соглашением об установлении сервитута ознакомлен, но от добровольного подписания отказался.

В соответствии со ст.23 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута. На сегодняшний день Соглашение об установление сервитута частью земельного участка площадью 412 кв.м с кадастровым номером общей площадью 617 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> не заключено.

С учетом перечисленных обстоятельств истец считает необходимым выполнить Распоряжение Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.05.2010 г. № 385-р "Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийских объектов федерального значения" и определить ограниченное право пользования, принадлежащего ответчику земельного участка за плату, рассчитанную в соответствии с законодательством РФ.

Ответчиком подан встречный иск к ОАО "Кубаньэнерго", Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий зимних олимпийских игр 2014 г., ГК "Олимпстрой", которым просит признать невозможным использование земельного участка, площадью 617 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, прекратить действие публичного сервитута, установленного в отношении земельного участка, площадью 617 кв.м с кадастровым номером , принадлежащем ему праве собственности в связи с изъятием указанного земельного участка для размещения олимпийского объекта федерального значения, обязать Департамент Краснодарского края при подготовке Зимних олимпийских игр 2014 г. заключить с ним Соглашение о выкупе земельного участка с кадастровым номером , площадью 617 кв.м в связи с изъятием земельного участка с собственность Российской Федерации с участием ГК "Олимпстрой".

Требования мотивирует тем, что он является собственником земельного участка , общей площадью 617 кв.м, расположенном в <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 23-АЖ № 572164. На данном земельном участке им планировалось строительство жилого дома для постоянного проживания в нем, в связи с чем ранее были произведены земляные и строительные работы: выбран лишний грунт, пробурены и установлены сваи. Истец приостановил строительные работы на земельном участке, так как в августе 2010 г. ОАО "Кубаньэнерго" рядом с его участком начало строительство опоры линии высокого напряжения мощностью 110 кВ с последующим монтажом линии через его земельный участок. В результате чего большая часть его участка площадью 412 кв.м попала в охранную зону линии и после его обращения в ОАО "Кубаньэнерго", ему представлено для подписания соглашение об установлении сервитута на земельный участок площадью 412 кв.м.

В результате строительства высоковольтной линии строительство жилого дома на земельном участке и дальнейшее проживание в нем невозможно, т.к. линии высокого напряжения проходят над площадью застройки будущего дома и опора установлена рядом с его участком.

Истец указывает, что на основании ч.7 ст.276 ГК РФ - в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращение сервитута, также вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка.

Сервитут на принадлежащий ему земельный участок установлен на основании распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 24.05.2010 г. № 385-р к целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации олимпийского объекта федерального значения "Кабельные и воздушные линии (ПО кВ) для выдачи мощности от Сочинской ГЭС до подстанции "Сочи" (проектные и изыскательские работы, строительство)". Срок сервитута распоряжением не установлен. Кроме того, исходя из распоряжения, сервитут не временный, а постоянный, поскольку установлен для эксплуатации олимпийского объекта федерального значения.

Выкуп принадлежащего ему земельного участка должен осуществляться в соответствии с ч.3, ч.25 ст.15.2 Федеральным законом от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ.

Так как принятие решения администрацией Краснодарского края об изъятии земельного участка не требуется в соответствии с ч.25 ст.15.1 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ, а полномочия по подготовке соглашения в связи с изъятием участка переданы администрации Краснодарского края, то подготовка и заключение соглашения с ним в связи с изъятием принадлежащего ему земельного участка должен осуществлять Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г.

Истец со ссылкой на ч.1 ст.19 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" указывает, что он, как член садоводческого некоммерческого объединения имеет право: осуществлять в соответствии с установленными требованиями строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке.

Согласно градостроительного зонирования данный земельный участок относится к зоне Ж-2, где можно осуществлять строительство малоэтажной застройки коттеждного и блокированного типа до 4 этажей.

На земельном участке планировалось строительство жилого дома для постоянною проживания с регистрацией по месту проживания, что не запрещено законом, а впоследствии установление охранных зон будет препятствовать ему в реализации права освоения земельного участка со строительством жилого дома.

В судебном заседании представитель ОАО "Кубаньэнерго" и представитель Ананян К.В. ссылались на свои доводы и возражения по первоначальному и встречному иску.

Представители Департамента Краснодарского края по реализации полномочий зимних олимпийских игр 2014 г. и ГК "Олимпстрой" поддержали требования ОАО "Кубаньэнерго", в встречном иске просили отказать.

Представитель администрации Краснодарского края (третье лицо в порядке ст.43 ГПК РФ) в судебное заседание не явился и с учетом мнения лиц, участвующих в деле и присутствующих в судебном заседании определено рассмотреть в его отсутствие.

Изучив позиции сторон, материалы дела, давая обценку представленным доказательствам, суд рассматривает первоначальные и встречные исковые требования в совокупности как взаимоисключающие обоюдное удовлетворение и находит иск ОАО "Кубаньэнерго" подлежащим удовлетворению.

Ананян К.В. является собственником земельного участка <адрес> на основании договора купли-продажи от 24.06.2010 г., запись регистрации 23-23-50/061/2010-465 от 16.07.2010 г.

Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ является специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с организаций и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. и развитием г.Сочи как горноклиматического курорта.

В соответствии с нормами ст.14 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ подготовка документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов осуществляется ГК "Олимпстрой" и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и оказанию государственных услуг в сфере строительства, по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Согласование документации по планировке территории для размещения олимпийских объектов должно быть осуществлено уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, администрацией Краснодарского края в срок не более одного месяца со дня получения указанной документации и согласование размещения олимпийского объекта со смежными землепользователями не требуется.

В соответствии с п.145 Программы строительства олимпийских объектов и развития г.Сочи как горноклиматического курорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 г. № 991, ОАО "Кубаньэнерго" является ответственным исполнителем строительства олимпийского объекта федерального значения - "Кабельные и воздушные линии (110 кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции "Сочи" (проектные и изыскательные работы, строительство)".

Для размещения Олимпийского объекта МУП г.Сочи "Муниципальный институт генплана" подготовлена документация по планировке территории. Документация согласована ГК "Олимпстрой", администрацией Краснодарского края и утверждена Министерством регионального развития РФ.

В зону строительства Олимпийского попадает земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (кадастровый номер - ), правообладателем которого является ответчик.

Распоряжением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.05.2010 г. № 385-р "Об установлении сервитутов в целях строительства олимпийских объектов федерального значения" в интересах ОАО "Кубаньэнерго" утвержден сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Данное Распоряжение Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.05.2010 г. № 385-р действующее и не оспорено, площадь сервитута определена в соответствии с документацией, утвержденной в установленном порядке.

Согласно ст.15.2 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ до 01.01.2014 г. на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и эксплуатации олимпийских объектов, включенных в программу строительства, иных олимпийских объектов, предусмотренных в перечне, в том числе в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (линий электропередач, связи, трубопроводов и т.д.)

В соответствии со ст.23 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ в случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута.

Ответчик с Соглашением об установлении сервитута ознакомлен, но от добровольного подписания отказался и на момент рассмотрения дела Соглашение об установление сервитута частью земельного участка площадью 412 кв.м с кадастровым номером общей площадью 617 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> не заключено.

В проекте Соглашения представлено, что сервитут устанавливается на часть земельного участка (412 кв.м) в границах земельного участка площадью 617 кв.м, принадлежащего ответчику, за плату на период фактического занятия земельного участка при проведении строительно-монтажных работ: входа на земельный участок, доставки необходимых материалов, осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, для строительства и эксплуатации которых установлен сервитут, проведения необходимых инженерных изысканий, осуществления рубки древесно-кустарниковой растительности, ведении земляных работ (п.1.1, п.2.3, п.4.2.7).

Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ, а именно с ч.3, ч.25 ст.15.2, предусматривает возможность права требования собственником изъятия земельного участка (его части) для государственных или муниципальных нужд в случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка (его части) и если в соответствии с решением суда установление сервитута приведет к невозможности использования земельного участка (его части), то осуществление его изъятия в порядке, предусмотренном ст.15 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 310-ФЗ и отсутствие оснований для принятия решения администрацией Краснодарского края об изъятии указанного земельного участка.

Ананян К.В. представлено в качестве доказательства невозможности использования земельного участка № <адрес> в соответствии с его целевым назначением для садоводства после установления сервитута на часть земельного участка (412 кв.м) экспертное заключение от 14.09.2011 г. № 0.365 ООО "Центра экономических и инженерных экспертиз "Стандарт".

Согласно данного экспертного заключения по результатам проведенного осмотра сделан вывод о том, что на границе земельного участка с кадастровым номером (предыдущий номер ), расположенном по адресу: <адрес>, размещена опора воздушных линий электропередачи напряжением выше 1000 В. согласно п.1.3. "Норм отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 - 750 кВ. ТМ-Т1" (утв. Минтопэнерго 20.05.1994 г.)": земельные участки для размещения опор воздушных линий электропередачи напряжением выше 1000 В, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, переключательных, распределительных и секционирующих пунктов - для бессрочного и постоянного пользования. Фактическое расстояние от опоры до границ земельного участка и имеющегося на нем объектов составляет 4-5 м, когда как согласно п.2.1. ГОСТ 12.1.051-90 (СТ СЭВ 6862-89). Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В" (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1990 г. № 2971) и Правил устройства электроустановок ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 г.) это расстояние должно составлять не менее 25 м. Эксперт приходит в выводу, что дальнейшее использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением: для садоводства после установления сервитута на данный земельный участок невозможно.

Между тем, ссылка эксперта на нарушения правил ГОСТ 12.1.051-90 (СТ СЭВ 6862-89). Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В, утв. Постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1990 г. № 2971, распространяется на охранные зоны линий электропередачи и устанавливает расстояния безопасности от токоведущих частей, находящихся под напряжением свыше 1000 В при выполнении работ только лицами, не имеющими электротехнической квалификации, в то время как истец, будучи специализированной организацией, руководствуется Правилами, определяющими порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160.

В экспертном заключении также указывается на нарушения Правил устройства электроустановок (ПУЭ. Шестое издание, Глава 2.5. Воздушные линии электропередачи напряжением выше 1 кв.), утв. Приказом Минэнерго СССР от 05.10.1979 г., при осуществлении строительства и использования опоры ВЛ.

Однако экспертом не учтено, что в связи изданием приказа Минэнерго РФ от 20.05.2003 г. № 187 с 01.10.2003 г. вышеуказанные положения утратили силу.

Таким образом, при осуществлении экспертного исследования использовались подзаконные акты, не имеющие правового значения ввиду их отмены и признания утратившими силу либо не относящиеся к существу рассматриваемого вопроса.

Постановлением Правительства РФ от 11.08.2003 г. № 486 утверждены "Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети".

Пунктом 4 указанных Правил установлено, что минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением свыше 10 кВ определяется как площадь контура, отстоящего на 1 метр от контура проекции опоры на поверхность земли.

Фактическое же расстояние от опоры ВЛ (воздушная линия) до границ спорного земельного участка и имеющегося не нем объектов составляет 4-5 метров, что соответствует установленным требованиям законодательства РФ.

Тем самым факт нахождения опоры ВЛ вблизи спорного земельного участка не исключает возможность его использования в соответствии с основным целевым назначением и разрешенным использованием, не ограничивает прав на данное имущество и существенно не обременяет его.

В силу п.8 Правил предприятия энергетики в период реконструкции, ремонта воздушных линий электропередачи имеют право доступа к земельному участку, расположенному по всей длине воздушной линии электропередачи.

Экспертом применены положения вышеуказанных Правил, относящиеся к воздушной линии электропередачи напряжением 330 кВ и выше, а в рассматриваемом деле речь идет о воздушной линии электропередачи напряжением 110 кВ.

При проведении исследования эксперт руководствовался СНиП 3.05.06-85 "Электротехнические устройства", утв. Постановлением Госстроя СССР от 11.12.1985 г. № 215. При этом в преамбуле указано, что эти Правила распространяются на производство работ при строительстве новых, а также при реконструкции, расширении и техническом перевооружении действующих предприятий по монтажу и наладке электротехнических устройств, в том числе: электрических подстанций, распределительных пунктов и воздушных линий электропередачи напряжением до 750 кВ, кабельных линий напряжением до 220 кВ, релейной защиты, силового электрооборудования, внутреннего и наружного электрического освещения, заземляющих устройств.

Применение данных положений Правил относится к особенностям монтажа и маркировки кабельных линий, тогда как в рамках рассматриваемого дела имеет место воздушная линия электропередачи напряжением 110 кВ.

В данном случае, установление сервитута на часть земельного участка не препятствует использованию собственником земельного участка (его части) по целевому назначению.

Целью установления сервитута является обеспечение временного прохода по спорному земельному участку для осуществления строительства олимпийского объекта федерального значения.

Доводы истца о негативном воздействии ВЛ (110 кВ) противоречат "Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 160.

Согласно п.5 Правил охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон.

В соответствии с п.6 Правил границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законом основании. Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о её границах.

Таким образом, до момента принятия федеральным органом исполнительной власти решения о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны, последняя не может считаться установленной.

Согласно п.6.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологоческих правил и нормативов СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях защиты населения от воздействия электрического поля, создаваемого воздушными линиями электропередачи (ВЛ), устанавливаются санитарные разрывы территория вдоль трассы высоковольтной линии, в которой напряженность электрического поля превышает 1 кВ/м. Однако санитарные разрывы не устанавливаются для ВЛ напряжением 220 кВ и ниже.

Следовательно, запроектированный олимпийский объект федерального значения "Кабельные и воздушные линии (ПО кВ) для выдачи мощности от Сочинской ТЭС до подстанции "Сочи" (проектные и изыскательские работы, строительство)" не относится к перечню объектов, требующих установления санитарно-защитной зоны, поскольку не оказывает воздействия электрического поля, создаваемым воздушными линиями электропередачи (ВЛ).

Кроме того, земельные участки, находящиеся в охранной зоне у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (п.4 раздела I "Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160).

На основании ст.98 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика понесенные истцом ОАО "Кубаньэнерго" судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать Ананяна К.В. заключить с ОАО "Кубаньэнерго" Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0205018:1068, расположенного в <адрес>

отказать в удовлетворении встречного иска Ананяна К.В. к ОАО "Кубаньэнерго", Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий зимних олимпийских игр 2014 г., ГК "Олимпстрой" о признании невозможным использования земельного участка, понуждении к его изъятию путем выкупа.

Взыскать с Ананяна К.В. в пользу ОАО "Кубаньэнерго" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней с момента составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30.09.2011 г.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200