Решение по иску Сутченко Руслана Викторовича к Сочинскому межрайонному отделу Управления ФССП по Краснодарскому краю, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Центральному банку РФ о возмещении ущерба



Страница из

дело 2-4511/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи

26.09.2011 г.

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Горбенко К.С.,

с участием истца Сутченко Р.В.,

представителя Сочинского межрайонного отдела Управления ФССП по Краснодарскому краю Воловик И.В.,

представителя Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю Поляковой И.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края гражданское дело по иску Сутченко Р.В. к Сочинскому межрайонному отделу Управления ФССП по Краснодарскому краю, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Центральному банку РФ о возмещении нанесенного ущерба, упущенной выгоды, неустойки, морального вреда,

установил:

Сутченко Р.В. обратился в суд с иском к Сочинскому межрайонному отделу Управления ФССП по Краснодарскому краю, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Центральному банку РФ, в котором указывает, что в связи с тем, что ООО КИИБ "Сочи" до отзыва лицензии Центральным Банком РФ, отказался выполнить договорные обязательства перед Сутченко Р.В., дата исполнения которых наступила 29.10.2008 г., а Центральный Банк РФ не исполнил свои профессиональные обязанности и, без проведения аудиторского контроля, отозвал лицензию у ООО КИИБ "Сочи", чем содействовал ООО КИИБ "Сочи" в неисполнении договора перед кредитором Сутченко Р.В., расценивая такие действия как нарушившее права, свободы потребителя банковских услуг и интересы кредитора Сутченко Р.В., в силу ст.1069 ГК РФ Центральный банк РФ несет полную юридическую и финансовую ответственность перед Сутченко Р.В. и должен выплатить Сутченко Р.В. денежные средства через Федеральное казначейство РФ, за счёт казны РФ, в сумме 9639334,1 рубля.

Истец также указывает, что в связи с тем, что решением суда от 20.02.2008 г., вступившим в законную силу, бездействия Сочинского межрайонного отдела судебных приставов Управления ФССП по Краснодарскому краю признаны незаконными, в части немедленного исполнения решения суда о взыскании с ООО КИИБ "Сочи" денежных средств в сумме 1879134,74 рубля в пользу Сутченко Р.В., Российская Федерация в силу ст. 1069 ГК РФ производится через Федеральное казначейство РФ, т.е. за счёт казны Российской Федерации, в размере суммы 9639334,1 рубля в пользу Сутченко Р.В.

В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивал, по основаниям, в нем изложенным.

Представитель Сочинского межрайонного отдела Управления ФССП по Краснодарскому краю иск не признал, пояснил, что исполнительный документ о взыскании с ООО КИИБ "Сочи" в пользу Сутченко Р.В. денежных средств, подлежащий немедленному исполнению направлен конкурсному управляющему ООО КИИБ "Сочи" для включения в реестр требований кредиторов, между тем, до назначения в установленном порядке конкурсного управляющего исполнительный документ находился в службе.

Представитель Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю иск не признал, указал, что для удовлетворения требований в порядке ст.1069 ГК РФ оснований не имеется.

Центральный банк РФ представил заявление, которым просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, представил отзыв на иск, согласно которого иск не признает по причине отсутствия оснований для удовлетворения требований в порядке ст.1069 ГК РФ.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований конкурсный управляющий ООО КИИБ "Сочи" просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив позиции сторон, материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В соответствии со ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Статья 16 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению РФ, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Статья 1071 ГК устанавливает, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с ч.3 ст.125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с ч.3 ст.125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. №1316 утверждено Положение "О Федеральной службе судебных приставов" в соответствии с пп.8 п.6 которого ФССП РФ осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета.

Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств названы в ст.158 БК РФ в соответствии с ч.3 которой главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию: 1) о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту; 2) предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

Между ООО КИИБ "Сочи" и Сутченко Р.В. 27.10.2005 г. заключен депозитный договор № 5289 пенсионный-366 сроком по 28.10.2006 г.

Приказом Банка России № ОД-866 от 19.11.2008 г. у ООО КИИБ "Сочи" с 20.11.2008 г. отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2009 г. по делу № А-32-25196/2008-14/1508Б ООО КИИБ "Сочи" (354000, Краснодарский край, г.Сочи, ул.Советская, д.40) признан несостоятельным (банкротом), функции конкурсного управляющего возложены на Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (109240, Москва, Верхний Таганский тупик, д. 4). Представителем конкурсного управляющего ООО КИИБ "Сочи" назначен ФИО1.

Согласно ст.50.19, ст.50.36 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и ст.20 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" с момента отзыва у банка лицензии приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, исполнение обязательств кредитной организации в конкурсном производстве производится в специальной очередности.

Сутченко Р.В. заявил требование кредитора 22.12.2008 г. на сумму 1879134,71 рубля во время действия временной администрации по управлению ООО КИИБ "Сочи".

Данное требование не было рассмотрено в период действия временной администрацией по управлению ООО КИИБ "Сочи", а было рассмотрено и установлено конкурсным управляющим ООО КИИБ "Сочи" в порядке ч.10 ст.50.28 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ.

Требование кредитора Сутченко Р.В. было включено в реестр требований кредиторов ООО КИИБ "Сочи" как требование первой очередности в сумме 1179134,71 рубля, так как ранее 04.12.2008 г. ГК "Агентство по страхованию вкладов" выплатило Сутченко Р.В. возмещение по вкладу в размере 700000 рублей (уведомления конкурсного управляющего от 25.03.2009 г. № 2/161).

В декабре 2010 г. Конкурсным управляющим ООО КИИБ "Сочи" принято решение о произведении выплат вкладчикам в размере 1,73 % от суммы установленных требований в период с 14 января по 2 февраля 2011 г.

В связи с этим, Сутченко Р.В. платежным поручением № 4762 от 31.01.2011 г. на его лицевой счет перечислены денежные средства в сумме 19 920,10 рублей.

На момент рассмотрения дела сумма оставшихся требований кредитора Сутченко Р.В. к ООО КИИБ "Сочи" составляет 1159214,61 рубля (выписки из реестра требований кредиторов на 09.09.2011 г.).

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями ст.23.1 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций Банк России: - не позднее рабочего дня, следующего за днем отзыва указанной лицензии, назначает в кредитную организацию временную администрацию в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ - совершает действия, предусмотренные статьей 23.1 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ.

С момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций: - прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств; - приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке; - до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организации запрещается:

совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств; - исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций; -прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований; -прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации (физических и юридических лиц). Кредитные организации и учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях.

Учитывая то, что ЦБ РФ отозвана лицензия у ООО КИИБ "Сочи", то исходя из выше указанных доводов, с момента отзыва лицензии кредитная организация в соответствии с действующим законодательством не могла осуществлять операции.

Решением Центрального районного суда от 09.12.2008 г. ООО КИИБ "Сочи" обязан был вернуть Сутченко Р.В. денежные средства в сумме 1879134,71 рубля на день вынесения решения, которое подлежало немедленному исполнению через ФССП России.

Решением Центрального районного суда г.Сочи от 20.02.2009 г. действия судебного пристава-исполнителя при исполнении исполнительного листа в части указания суда о немедленном исполнении решения суда от 09.12.2008 г. признаны незаконными.

Между тем, не усматривается причинно-следственной связи между несвоевременным исполнением требований исполнительного документа ФССП РФ о взыскании с ООО КИИБ "Сочи" в пользу Сутченко Р.В. денежных средств, поскольку согласно ст.50.19, ст.50.36 Федерального закона от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и ст.20 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" с момента отзыва у банка лицензии приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, исполнение обязательств кредитной организации в конкурсном производстве производится в специальной очередности.

Иное бы означало нарушение порядка конкурсного производства (специальная очередность, установленная Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ), что привело бы к нарушению прав других кредиторов, которыми предъявлены требования к ООО КИИБ "Сочи".

Следствием вышеуказанного является отсутствие оснований для удовлетворения требований истца к ФССП РФ в порядке ст.16, ст.1069 и ст.1071 ГК РФ.

В связи с неисполнением федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, установлением фактов существенной недостоверности отчетных данных, неспособностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", руководствуясь ст.19, п.3, п.6 ч.1 и п.4 ч.2 ст.20 Федерального закона от 02.12.1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности", ч.3 ст.74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", приказом от 19.11.2008 г. № ОД-866 Банком России у ООО КИИБ "Сочи" (регистрационный номер Банка России 1271, дата регистрации - 24.12.1990 г.) с 20.11.2008 г. отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

В соответствии со ст.56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Регулирующие и надзорные функции Банка России выполняются через постоянно действующий орган - Комитет банковского надзора, который объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, применяет принудительные меры воздействия в отношении банков - нарушителей, не затрагивая их отношений с клиентами.

Банк России является субъектом контрольно-надзорной деятельности, который обеспечивает стабильность финансовой и банковской системы РФ.

Таким образом, именно в результате осуществления Банком России надлежащего банковского надзора у ООО КИИБ "Сочи" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Согласно ст.79 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ ЦБ России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства.

Постановлением Правительства от 01.12.2004 г. № 703 "О федеральном казначействе" установлено, что Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Управление Федерального казначейства по Краснодарскому краю в соответствии с Положением, утв. Приказом Министерства финансов РФ от 04.03.2005г. № 33н, как территориальный орган Федерального казначейства, реализует в пределах своей компетенции полномочия и права Федерального казначейства, определяемые Бюджетным кодексом РФ, федеральными конституционными законами, федеральным законами, законами субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, правовыми актами представительного органа местного самоуправления о бюджете муниципального образования, другими нормативно-правовыми актами

Совместным приказом Министерства финансов РФ и руководителя Федерального казначейства РФ от 25.08.2006 г. № 114н/9н "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ" обязанность по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ, возложена на Управление Федерального казначейства по субъектам РФ.

Заявляя требование о взыскании убытков на основании ст.16 и ст.1069 ГК РФ, истец не доказал факт противоправности действий (бездействия) ответчиков ЦБ России и Федерального казначейства, причинную связь между этими действиями и наступлением вреда.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска Сутченко Р.В. к Сочинскому межрайонному отделу Управления ФССП по Краснодарскому краю, Министерству финансов РФ, Управлению Федерального казначейства по Краснодарскому краю, Центральному банку РФ о возмещении нанесенного ущерба, упущенной выгоды, неустойки, морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено 30.09.2011 г.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200